• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по биологии Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов. (9 класс)

Урок по биологии Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов. (9 класс)

Урок по биологии  9 класс Подготовил учитель биологии: Кучеренко Тамара Григорьевна Тема урока: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов. Цель урока: сформировать у учащихся представление о сенсорных системах,  как основных системах контроля за изменениями внешней и внутренней  сред  человека. Оборудование  и материалы: таблица – схема «Строение сенсорных систем»,  учебник для 9 класса «Биология 9»,  Базовые понятия и термины: сенсор...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии

9 класс

Подготовил учитель биологии: Кучеренко Тамара Григорьевна

Тема урока: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о сенсорных системах, как основных системах контроля за изменениями внешней и внутренней сред человека.

Оборудование и материалы: таблица - схема «Строение сенсорных систем», учебник для 9 класса «Биология 9»,

Базовые понятия и термины: сенсорная система, рецептор, нервный импульс, проводящие пути нервной системы, подкорковые ядра, кора больших полушарий, анализаторы, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая сенсорные системы, адаптация, порог чувствительности.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап ………………………………………………………….....2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……………4 мин
Изучение нового материала……..…………………………….………………20 мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся………………10 мин
Подведение итогов урока ……………………………………………………1 мин
Домашнее задание...………………………………………………………………1 мин
ХОД УРОКА

  1. Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
    2. Актуализация опорных знаний. \

Обсуждение вопроса.
Известно, что человеческий мозг может воспринимать информацию только в виде нервных импульсов. Как же тогда мы воспринимаем, свет, цвет, звук и т.д? (выслушиваю ответы учащихся).

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Изменяется и наша внутренняя среда. Часто эти изменения опасны для нашей жизни. Что бы избежать опасности, нам дала природа органы чувств.
3. Объявление темы урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности строения анализаторов, а так же познакомиться с основными органами чувств человеческого организма.
4. Изучение нового материала.
1. Понятие о сенсорных системах.
Рассказ учителя.

Сенсорная система - система обеспечивающая восприятие и передачу информации, полученную извне или изнутри нашего организма.
И. П. Павлов ввел понятие анализатор.

Анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Нервная система передает и перерабатывает информацию в виде нервных импульсов.

Любой вид поступающей информации переводится в нервный сигнал рецепторами.

Функции анализаторов:

обнаружение и различение сигналов преобразование и кодирование сигналов передача сигналов анализ, классификация и опознание сигналов
2. Виды сенсорных систем человека.

Рассказ учителя.

Анализатор

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Зрительный

Фоторецепторы сетчатки глаза

Зрительный нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховой

Слуховые рецепторы кортиева органа

Слуховой нерв

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный

Рецепторы полукружных каналов и оолитового аппарата

Вестибулярный, затем слуховой нерв

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Обонятельный

Обонятельные рецепторы в полости носа

Обонятельный нерв

Обонятельные ядра и обонятельные центры височной доли КБП

Вкусовой

Рецепторы ротовой полости

Лицевой, языкоглоточный нерв

Вкусовая зона в теменной доле КБП

Сенсомоторный
а) чувствительный

Осязательные рецепторы кожи

Спино-таламический путь: нервы кожной чувствительности

Соматосенсорная зона в задней центральной извилине КБП

б) двигательный

Проприорецепторы мышц и суставов

Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата

Соматосенсорная и моторная зоны в передней центральной извилине КБП

5. Закрепление и систематизация знаний.
Беглый фронтальный опрос.
Работа в тетради с печатной основой.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание

© 2010-2022