Конспект урока по биологии Органы дыхания

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Органы дыхания»


Задачи:

1. Раскрыть значение биологического окисления;

2. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава;

3. Разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем;

4. Рассмотреть связь дыхательной и кровеносной системы;

5. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи;

6. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей.

I. Проверка знаний.

1. Рассказать о внутренних и внешних кровотечениях.

2. Перечислить типы кровотечений и приёмы их остановки.

3. Рассказать, как заживает рана и как за ней ухаживать.

4. Объяснить, почему при носовых кровотечениях не рекомендуют запрокидывать голову назад.


II. Новый материал

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.

Акт дыхания состоит из трех процессов:

  1. внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;

  2. внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;

  3. транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.


Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное.

Значение дыхания:

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением Е

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S и др.

Конспект урока по биологии Органы дыхания

Конспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыхания

Конспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыхания



Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6

шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

  • легочная плевра

  • пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при дыхании

Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.

Образование звука:

Конспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыхания

Конспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыханияКонспект урока по биологии Органы дыхания

ЧКонспект урока по биологии Органы дыханияем короче голосовые связки, тем выше звук.

Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин.

Конспект урока по биологии Органы дыхания

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Воздухоносные полости (пазухи) - в лобной кости (фронтальная)

- в верхней челюсти (гайморова)

Пазухи усиливают звуки, образующиеся в гортани 9определяют тембр голоса)

  • гайморит - воспаление слизистой оболочки гайморовой пазухи

  • фронтит - воспаление слизистой оболочки пазухи лобной кости

Кольцо Пирогова-Вальдгейера:

  • миндалины пищевода + гортани + носоглотки (небные, глоточные, …)

  • тонзиллит - воспаление миндалин

  • аденоиды - опухолевидное разрастание лимфатической ткани у выхода из носовой полости в носоглотку (рис. 63, стр. 136)


III. Закрепление

Ответы на вопросы на стр. 138,139 учебника.

IV. Д/з параграф 26

Стр. 139 вопр. 1, 2, 3


© 2010-2022