Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)Дидактический материал по темеНаследование признаков, сцепленных с полом (10 класс)ГЕНЕТИКА ПОЛА. НАСЛЕДОВАНИЕ, СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ.

Хромосомы


Аутосомы

одинаковые у мужских и женских организмов

Гетерохромосомы (половые хромосомы)

по ним мужской и женский организмы отличаются друг от друга

Гетерохромосомы отличаются между собой по заключенной в них генетической информации, а также по морфологическим особенностям. У большинства организмов (млекопитающие, мухи дрозофилы и др. виды животных) женские особи в соматических клетках имеют ХХ-хромосомы, а мужские особи - ХУ-хромосомы. Следовательно, у этих организмов сперматозоиды образуются двух типов: одни содержат Х-хромосому, а другие - У-хромосому. Яйцеклетки же будут содержать только Х-хромосомы.

При оплодотворении возможны следующие комбинации:

Р: ХХХУ

G: ХХУ

F1: ХХ ХУ

жен. муж.

50% 50%

  1. Если яйцеклетка, содержащая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы разовьется … особь.

  2. Если яйцеклетка, содержащая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим У-хромосому, то из зиготы разовьется … особь.

У большинства организмов женский пол гомогаметный (ХХ), а мужской - разногаметный (гетерогаметный, ХУ). У птиц, бабочек, пресмыкающихся гомогаметный пол - мужской (ХХ), гетерогаметный - женский (ХУ).

Половые хромосомы не только отвечают за определение пола нового организма, но содержат также гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых расположены в Х-хромосоме или в У-хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом.

ТИПЫ ХРОМОСОМНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА


Задача. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Дано:

Хh - гемофилия

ХН - здоровые

Р: - ХНХh - ХHУ

Решение:

Р: ХНХhХHУ

G: ХН ХhХHУ

F1


ХНХН ХНХhХHУ ХhУ

здор. дочь здор. дочь здор. сын сын, гемофилия

Найти:

F1 - ?

Ответ: все девочки здоровы, но половина из них - носительницы гемофилии; 50% мальчиков здоровы, 50% больны гемофилией.

Задача 1. Ген красных глаз (W) у дрозофилы, расположенный, предположительно, в Х-хромосоме, доминирует над геном белых глаз (w). Определите возможные фенотипы гибридов в F1 и F2, полученные при скрещивании белоглазой самки с красноглазым самцом.

Задача 2. Черепаховая окраска встречается только у кошек, а у котов такой окраски не бывает. Ген В - черной окраски и ген в - рыжей окраски расположены в Х хромосомах. В Y хромосомах они отсутствуют. У кошки черепаховой окраски (ХВХв) родились котята: одна рыжая самка, два котенка черепаховые и два котенка рыжие. Определите генотипы и пол котят, а также генотип и фенотип кота.

Задача 3. Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с аномалией?

Задача 4. У человека гипоплазия эмали обуславливается доминантным геном, локализованным в Х-хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину, страдающего гипоплазией эмали. Какова вероятность, что родившийся в данной семье сын здоров? Какова вероятность рождения здоровой дочери?

Задача 5. У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцепленно с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?

Задача 6. Нормальное цветовое зрение обусловлено доминантным геном (D), локализованным в Х-хромосоме, а ген дальтонизма (d) рецессивен. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это можно объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

*Задача 7. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь - дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х-хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

*Задача 8. У здоровых родителей со II группой крови родился сын с I группой крови и гемофилией. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы его крови.

© 2010-2022