Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Селихово



От стандарта - к нестандартному обучению

(из опыта работы)















Велигжанин В.А. -учитель биологии





город Конаково - 2015

Содержание работы.





  1. Актуальность темы…………………………………………………………..2

  2. Все на уроке начинается с актуализации восприятия материала…………3-5

  3. Образовательные технологии и их использование на уроке…………...…6-15

  4. Выводы………………………………………………………………………..16-18

  5. Приложения………………………………………………………………...…19-25

  6. Использованная литература…………………………………………………..26









Актуальность темы.

Учителю в современных условиях очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Важно учитывать, чтобы и педагог получил удовольствие от проведенного урока и ученик получил удовольствие тоже. А это возможно только тогда, когда обоим субъектам процесса будет интересно.

Перед школой встает задача подготовки выпускников, соответствующих запросам общества. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание нас учителей должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи: ученик - предметно-информационная среда - учитель.








Все на уроке начинается с актуализации восприятия материала.

Я использую разные приемы:

  1. Разгадывание небольшого кроссворда.

Заполнение кроссворда по вариантам всеми учащимися. (8 класс тема «Кожа. Строение и функции»).

1 вариант

По горизонтали:

1. Орган, удаляющий из организма углекислый газ 2.Орган, удаляющий из организма избыток сахара 3.Орган, выделяющий из организма пот 4.Жидкий продукт обмена веществ

1


2


3


4


2 вариант

По горизонтали:

1.Орган, удаляющий из организма водяные пары 2.Основной орган мочевыделительной системы 3.Орган, удаляющий из организма избыток солей 4.Вещество, образующееся в почках

Для дальнейшей проверки один ученик выполняет работу за компьютером, второй - на обратной стороне доски. Рамочка кроссворда одинаковая для обоих вариантов:

Идет взаимопроверка в парах постоянного состава. Затем листочки сдаются учителю.

е

г

к

и

е

2п

о

ч

к

и

о

ж

а

о

ч

а


Ответы:





  1. Разгадывание ребуса в парах постоянного состава. (7 класс тема «Общие признаки типа хордовые. Подтип бесчерепные»)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Ответы: хорда, ланцетник, бесчерепные.

  1. Составление слова из набора букв. (7 класс тема «Внутреннее строение рыб»)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Ответ: плавательный пузырь.

  1. Использование биологических омонимов.

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.


  • Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка, 6 класс тема «Строение и процессы жизнедеятельности клетки»)


  • У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?

(У сна,8 класс тема «Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение»)

  • Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?

(Горох, горошина, 6 класс тема «Семейства двудольных растений. Характеристика семейства мотыльковых растений»)

  1. Использование биологических загадок.


Меньше всех на свете ………:
Он из вредности не вырос!

(Вирус, 6 класс тема «Царства живых организмов.Что изучает ботаника»)

Это что ещё за шутки:
Нет ни пуха, ни пера,
Хвост бобра, а нос от утки,
И ни утки, ни бобра?

(Утконос, 7 класс тема «Происхождение и разнообразие млекопитающих»)





































Образовательные технологии и их использование на уроке.

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные вопросы.

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка) (6 класс тема «Ткани растений и их виды»)

Как поведут себя эритроциты если ввести в вену дистиллированную воду, 0,9% р-р поваренной соли, р-р поваренной соли с концентрацией больше 0,9%? Какую жидкость следует ввести при больших кровопотерях и отсутствии крови нужной группы? Какую кровь можно ввести человеку?(8 класс тема «Тканевая совместимость и переливание крови»)

Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность сформировать у слабого ученика основные понятия на уровне узнавания, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Домашнее задание по выбору: 8 класс тема «Биотические связи в природе»

Знать понятия параграфа с одним примером на каждое понятие. Творческое задание - привести свои примеры биотических связей в природе. Составить кроссворд, шарады, загадки.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Уже четыре года использую в преподавании биологии метод проектов. В данный момент этот метод является образовательной технологией 21 века.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную дея­тельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, кото­рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, исполь­зование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации каждого учителя, его прогрессивной методики обуче­ния и развития.

Пластиковый мусор. Проблема и пути решения..ppt (9 класс тема «Экологические проблемы»)

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Грипп и витамин С май 2014 Д гора.ppt (8 класс тема «Витамины»)

Сквашивание молока.ppt (исследовательские работы учеников во внеурочное время, выступление на научно-практической конференции в с. Дмитрова гора в мае 2014 года)

Информационно-коммуникационные технологии

Дают изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Цифровые образовательные ресурсы:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9d210-0a01-022a-01ab-cd9bfb30bf54/%5BBIO6_04-30%5D_%5BIM_01%5D.swf (6 класс тема «Фотосинтез и дыхание»)

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79214/?interface=catalog&class=48 (6 класс тема «Царство бактерии. Общая характеристика и значение») или здесь МКБ.WMV.

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

bio_2007_017_i.oms (6 класс тема «Фотосинтез и дыхание») информационный модуль фотосинтез.

bio_2007_018_i (2).oms (6 класс тема «Фотосинтез и дыхание») информационный модуль дыхание.

bio_2007_017_p_2.oms (6 класс тема «Фотосинтез и дыхание») виртуальная практическая работа.


Здоровьесберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

физкультминутка для младших классов.ppt

физкультминутка для средних классов.ppt

Физкультминутки для старшеклассников.doc

Использование сказок на начальном этапе изучения биологии.

В сказках вымышленные события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.

Для привития интереса к предмету на уроке и для активизации усвоения нового материала использую некоторые из таких сказок (приложение на стр. 19-21)

Отличительная черта современного общества - расширяющееся информационное пространство. Мы постоянно находимся в ситуации выбора информации, поэтому современному человеку необходимо умение не только получить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. Очень часто скрытое информационное воздействие оказывает негативное влияние на жизнь людей; становится очевидной необходимость выработки такого способа отношения к информации, который мог бы помочь противостоять многим формам манипулирования взглядами людей и их внутренним миром. В связи с этим использование педагогической технологии критического мышления приобретает в настоящее время особую актуальность. "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). Сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Это современная "надпредметная" универсальная технология.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).

Эффективность технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем, учащиеся воспринимают полученную информацию как те "крупицы золота", которые они намыли сами.

Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.
Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления.

Технологическая карта урока по технологии РКМЧП



Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

 Составление списка "известной информации".

 Рассказ-предположение по ключевым словам.

 Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

 Верные и неверные утверждения.

 Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому"

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

"V" - известная информация

"-" противоречит моим первоначальным представлениям;

"?" - непонятная информация;

"+" - новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

 Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

 Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

 Ответы на поставленные вопросы.

 Организация круглых столов и дискуссий.

 Написание творческих работ.

 Исследования по отдельным вопросам тем

Ученикам очень нравится заполнение кластеров на стадии вызова имеющейся информации и рефлексии. Пример урок 8 класс по теме «Кожа. Строение и значение»

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Учитывая, что коммуникативная компетенция является ключевой, межпредметной и предметной, моя работа направлена на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся, которую я продолжаю формировать при использовании элементов КСО (коллективный способ обучения).

Использование коллективного способа обучения (КСО) даёт учителю возможность развития коммуникативных качеств учащихся.

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, потом с позиции учителя. Суть этой методики состоит в том, что каждый ученик получает для изучения свою тему (вопрос), которую прорабатывает не один, не в паре с кем-то из одноклассников, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим учеником класса.

Алгоритм работы в КСО может быть таков:
Цель: освоить весь материал, обучая друг друга.
Время: вводное слово преподавателя - знакомство с алгоритмом работы.
1 этап. Самостоятельная индивидуальная работа.
Задачи:

  • ознакомиться с предложенным текстом в учебнике;

  • структурировать его.

2 этап. Работа в парах сменного состава.
Задачи:

  • пересказать партнёру свой текст так, чтобы он мог сам структурировать его и сформулировать выводы, определение;

  • выслушать пересказ текста партнёра, задав ему столько вопросов, сколько необходимо, чтобы можно было структурировать этот текст самостоятельно.

3 этап. Работа в малой группе из 4-6 человек над разными текстами.
Задача:

  • обсудить и записать лучшие варианты выводов, определений, схем в рабочей тетради.

4 этап. Работа во вновь организованной малой группе над одним текстом.
Задачи:

  • обсудить и выбрать лучшие структуры текста;

  • подготовить выступление от группы и представить лучшую структуру всем участникам занятия.

5 этап. Выступления представителей групп перед всеми участниками деловой игры.
Задача:

  • осмысление всего материала на высоком уровне обобщения.

Время: выступления - 3 минуты, демонстрация схем - 1 минута, вопросы - 1 минута.

Открытый ур кожа лучший\Открытый ур кожа\п 41.ppt

А так же смотри приложение стр. 21-23, урок по КСО в 7 классе «Многообразие и значение земноводных».

«Учимся играючи»

«Активизация познавательной деятельности через игровые моменты на уроках и во внеурочное время» - проблема, над которой я работаю. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» - сказал А.Сухомлинский.

«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать
в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли …»
И.А. Сикорский

Так при изучении нового материала (6 класс тема «Корень. Его внешнее строение») можно использовать сюжетную игру. (смотри приложение стр. 23-24)

Другой формой проведения урока изучения нового материала может быть игра - путешествие. (смотри игра в 6 классе на тему «Семейство розоцветные» - приложение стр. 24-25) Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

Использование компьютерных тестов своего производства по всем классам.

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)









































Выводы.

Результативность работы некоторых классов по биологии при работе по «Май тесту» в динамике.

6 класс (9 человек)

Учебный год

Качество обученности по четвертям

Уровень обученности по четвертям


I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

2014-2015

3 (33%)

5 (56%)

6 (67%)



100%

100%

100%



9 класс (12 человек)

Учебный год

Качество обученности по четвертям

Уровень обученности по четвертям


I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

2013 - 2014 (контроль)





8 (66%)





100%

2014-2015

8 (66%) из них «5»-1

9 (75%) из них «5»-2

12 (100%) из них «5»-10



100%

100%

100%



10 класс (6 человек)

Учебный год

Качество обученности по четвертям

Уровень обученности по четвертям


I

II

III

IV

год

I

II

III

IV

год

2013 - 2014 (контроль)





3 (50%)





100%

2014-2015


5 (83%)

6 (100%)

по предварительным итогам




100%

100%

По предварительным итогам



Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Нужно помнить, что интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;

• система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.

Деятельностный подход (с его идеологией и технологиями) положен в основу практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Существенным препятствием для перехода к практико-ориентированному обучению является отсутствие общераспространенных методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы.

В сегодняшней инновационной образовательной практике существует постоянная и острая проблема - нехватка или отсутствие необходимых учебных материалов. В связи с этим необходимо напомнить одну очевидную вещь. В сегодняшнем российском массовом образовании практически отсутствуют учебники и учебно-методические материалы, обеспечивающие практико-ориентированное обучение. В основной своей массе нынешние учебники представляют собой пространные научные (или псевдонаучные) трактаты, далеко не всегда адаптированные к неискушенному восприятию учащейся молодежи.

Учителю как всегда, особенно с введением новых ФГОС, требуется напрячь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы осуществить веление времени - организовать практико-ориентированное обучение на уроке.



































Приложения.

Сказка про амебу обыкновенную.

(7 класс тема «Тип Саркодовые и Жгутиконосцы»)

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Сказка «Лесной карлик».

(6 класс тема «Мхи Тверской области»)

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты - не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники - мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи - настоящие высшие растения или нет?

  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Сказка «Как дружат деревья и грибы».

(6 класс тема «Грибы Тверской области»)

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Сказка «Путешествие братьев-близнецов».

(6 класс тема «Размножение и оплодотворение растений»)

Ключевые слова: спермий, яйцеклетка, семя, эндосперм, двойное оплодотворение цветковых растений.

При посещении цветка Тюльпана пчелой братья-близнецы выпрыгнули из пыльника ей на спину. Пчела перенесла их далеко от родного дома в другой цветок. Братья при помощи шипиков, бородавочек, выростов зацепились на влажном рыльце изумрудного замка. Назывался этот замок Пестик. Звали братьев Спермий I (Марс) и Спермий II. Через крышу рыльца, коридоры столбика они попали в нижний этаж замка - завязь. В этой горнице-завязи находились две красивые девушки. После знакомства Марс предложил руку и сердце Венере (Яйцеклетке). А Спермию II приглянулась Центра (Крупная Клетка). Братья-близнецы сыграли свадьбу и зажили счастливо. Плодом любви Марса и Венеры стало Семя. У другой пары родился сын Эндосперм. Жили семьи долго, в мире и согласии. А когда состарились и увяли, цветоножка Тюльпана наклонилась к Земле. Семя с Эндоспермом вошли в нее и стали ждать благоприятных условий.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

В этой сказке речь идет о довольно сложной для объяснения и понимания теме «Оплодотворение цветковых растений». Обилие новых терминов вызывает у школьников неуверенность в своих силах. Форма сказочного повествования позволяет включить фантазию и воображение детей. В сказке говорится о двойном оплодотворении, характерном для цветковых растений. Дети довольно легко называют необходимые условия для прорастания семян: тепло, воздух, воду.

Сказка «Друзья Тюльпана».

(6 класс тема «Размножение и оплодотворение растений»)

Ключевые слова: пестик, тычинка, насекомоопыляемые растения.

В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твердая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон. Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днем становился все краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Настал день и бутон раскрылся. В его центре красовалась статная королева Пестик. Вокруг нее находились стражники - Тычинки. Вдруг послышался гул, похожий на жужжание. Красавец Тюльпан встрепенулся, кумачом заполоскал на ветру его венчик. Тычинки и Пестик радостно закричали: «Гости, гости летят!»

Кого ждали в гости жители цветка Тюльпана?

Ребята знают признаки насекомоопыляемых растений - крупные одиночные цветки, собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, нектар и аромат. Пыльца и сладкий нектар - пища многих насекомых. Они переносят пыльцу с цветка одного растения на цветок другого. Данная сказка позволяет повторить строение цветка, рассказать о перекрестном опылении насекомыми.

Необходимо вовлекать в создание сказок самих учащихся. Можно сначала прочитать сказку не до конца и предложить ребятам завершить ее. В повествовании каждого ученика нужно находить только позитивное. Сначала тексты ребят будут короткими и корявыми. Учитель вместе с детьми выбирает лучшие варианты фрагментов сказок, написанных ими. Такая работа учит спокойствию, терпению, совместному творчеству. Освоив этап дописывания сказок, можно перейти к их сочинению по заданным сюжетам. Сказки с удовольствием иллюстрируются школьниками. Ученические постановки являются логическим завершением работы над сказкой. Главное в сказке - мораль. Она должна учить доброте, учить жить в согласии и взаимопонимании с окружающим миром.

Урок по теме «Многообразие и значение земноводных» 7 класс. (с использованием технологии КСО)

  1. Вызов информации (актуализация).

Отгадайте загадки:

а)

И в лесу мы, и в болоте;
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые . . . (лягушки)

б)

Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И, конечно, все слова
Заменяем словом «ква». (жаба)

(работа в группах по предложенным картинкам отрядов земноводных и тексту параграфа, используя КСО).

1ая группа - Отряд Безногие земноводные:

  1. Каковы особенности внешнего строения Безногих Земноводных?

  2. Где обитают червяги?

  3. На основании, каких признаков строения, червяг относят к земноводным?

2ая группа - Отряд Хвостатые земноводные:

  1. Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий?

  2. Как передвигаются хвостатые амфибии?

  3. Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3ая группа - Отряд Бесхвостые земноводные:

  1. Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши?

  2. Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых?

  3. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и в близи них активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, в сумерки?

4ая группа - Значение земноводных:

  1. Польза земноводных для человека и природы.

  2. Вред земноводных для человека и природы.

  3. Увековечивание памяти о роли земноводных

Рефлексия.

Если вы хорошо запомнили данную тему, то легко ответите на вопросы кроссворда «Знаете ли вы?»

В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

  1. Из опыта моей работы на уроке биологии (разные формы и методики)

  2. Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.

Домашнее задание:

  • Повторите записи, сделанные на уроке.

  • Подберите загадки, стихотворения, сказки о земноводных или придумайте сами.

  • § 39 (по программе Пономаревой И.Н.)

6 класс тема «Корень. Его внешнее строение» сюжетная игра.

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю - ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.
Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ну-ка думай, вспоминай,
Корню быстро помогай!»

Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая хорошо выраженный главный корень. (Стержневая)
2. Название корня, образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)













2п











3




а



4



с







5




и











7




о






«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».

Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.

Урок в 6 классе на тему «Семейство розоцветные».


Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!


Станция первая «Загадкино»


Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству. Ответы написать в данной станции маршрутного листа.

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

На вид я прекрасна, нежна.
Что за ягода? (Рябина)

Царицей цветов я зовусь,

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)


Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка :
Куст в колючках будто еж,-
Вот и назван …
(Ежевика)



Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)



  • Стоит дерево древанское:
    На нем платье шемаханское,
    Когти дьявольские,

Крылья ангельские.
(Шиповник)

Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника)


Станция вторая «Внимание! Розыск»


Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:
1. жизненная форма;
2. характер стебля;
3. листорасположение и особенности листьев;
4. особенности расположения цветков;
5. плод.
Составить общую характеристику для розоцветных.



  • Станция четвертая «Знайкино»


  • Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.
    Затем следует сообщение учащихся перед классом по итогам работы на станциях.
    Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад какой?

  • - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.
    Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.

Использованная литература.

  1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. - 108 с.

  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144с.

  3. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

  4. Коллективный способ обучения (М.А. Миртчян, г.Красноярск 1992г.)

  5. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. - 2005.

26



© 2010-2022