Непрерывность образования в биологии

Биологическое образование занимает особое место в естественнонаучном образовании, так как интегрирует в себе естественнонаучную и гуманитарную области знаний.              Его гуманистическая значимость состоит в том, что все его содержание на всех этапах освоения направлено на формирование у подрастающего поколения понимания жизни как величайшей ценности, приоритета общечеловеческих ценностей жизни, особенно здоровья человека, осознания необходимости поддержания устойчивого развития биосферы. П...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непрерывность образования в биологии

Биологическое образование занимает особое место в естественнонаучном образовании, так как интегрирует в себе естественнонаучную и гуманитарную области знаний.
Его гуманистическая значимость состоит в том, что все его содержание на всех этапах освоения направлено на формирование у подрастающего поколения понимания жизни как величайшей ценности, приоритета общечеловеческих ценностей жизни, особенно здоровья человека, осознания необходимости поддержания устойчивого развития биосферы. Практическая значимость биологического образования определяется взаимосвязью теоретического содержания с практикой жизни, так как одна из основных ее задач - это организация деятельности по изучению и сохранению живой природы. Особое значение имеют знания по биологии, направленные на формирование убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни. Несмотря на это, в Базисном учебном плане сокращаются часы, отведённые на изучение биологии, отсутствует предмет «Экология», а в требованиях Государственного образовательного стандарта воспитательный компонент экологического образования сводится к природоохранительной деятельности. Это приводит к тому, что среди учащихся молодёжи снижается интерес к изучению естественных дисциплин, заметно снижается качество биологического образования школьников.
Выходом из создавшегося положения может стать развитие региональных образовательных систем, обеспечивающих непрерывность в удовлетворении потребностей личности и общества в качественном образовании. Закон РФ «Об образовании» закрепил право субъектов федерации определять и разрабатывать региональные образовательные программы с учетом природных, общественно-исторических, культурных, социально-экономических особенностей.
Природные особенности региона определяют такие задачи биологического образования, как формирование ответственного отношения к природе Нижнего Поволжья, а также исследования ее компонентов для определения грамотного взаимодействия с ней. Традиционным для народов нашего края является здоровый образ жизни, однако в последнее время молодежь уделяет недостаточное внимание этому вопросу, что выражается в резком ухудшении здоровья молодого поколения. Поэтому одной из задач биологического образования является формирование мотивации на здоровый образ жизни, которая в дальнейшем перейдет к самовоспитанию и саморазвитию человека в системе ценностных отношений «человек - природа - здоровье». Социально-экономические особенности региона также определяются уникальностью природы и возможностью развития такой отрасли индустрии, как экологический туризм (посещение лотосных полей дельты, озера Баскунчак, горы Большое Богдо). Рекреационные виды природопользования являются для области экономически выгодными, но для поддержания устойчивости природных объектов к рекреационным нагрузкам необходим расчет их лимита и экономического потенциала. Это определяет еще одну задачу биологического образования: формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и использование полученных знаний при решении экономических вопросов. Анализ природных, общественно-исторических, культурных и социально-экономических особенностей нашего края дает основание считать необходимым создание региональной программы непрерывного биологического образования. Регионализация биологического образования в условиях непрерывности - закономерный процесс в рамках новой образовательной парадигмы.
Непрерывность биологического образования в регионе во многом определяется системным подходом к её организации. Сложившиеся системы образования в регионах России включают детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессиональные училища, ВУЗы, а также учреждения дополнительного образования.

Для развития непрерывного биологического образования необходимо учитывать, что оно будет успешным лишь при условии тесного взаимодействия школы и региональных университетов. Такое взаимодействие зачастую носит эпизодический и бессистемный характер, выражается в преподавательской деятельности в школах, в подготовке школьников к выступлению с докладами по результатам исследований, в проведении ознакомительных экскурсий, консультаций для учителей. Однако сегодня университеты, как центры развития культуры и образования в регионах, стоят перед необходимостью более тесного взаимодействия с детскими образовательными учреждениями различного уровня: школами, гимназиями, училищами, центрами дополнительного образования. Оно должно быть построено с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, научно-педагогического потенциала кафедр. Для осуществления непрерывного биологического образования в регионе выделяем следующие направления взаимодействия школы и вуза:
- координация деятельности экспериментальных образовательных площадок, связанных с разработкой системы эколого-биологического образования, а также деятельности школ в этом направлении;
- научно-исследовательская деятельность: разработка и внедрение концептуальной части программы непрерывного биологического образования на основе изучения биоразнообразия региона, последующая разработка конкретных подпрограмм для всех учреждений области, предоставляющих образовательные услуги;
- научно-методическая: создание и апробация учебно-методических комплексов, направленных на качественную подготовку учащихся по биологии, также спецкурсов по проблемам экологии города и области; обобщение опыта проведения экологобиологического образования в образовательных учреждениях, создание на этой основе банка данных по его реализации;
- информационно-просветительская работа: сбор информации о глобальных и региональных экологических проблемах; подбор литературы по охране природы; проведение лекториев для родителей и населения; разработка содержания экскурсий, лекций, диспутов, бесед; консультации для учителей, директоров образовательных учреждений по организации в школе непрерывного эколого-биологического образования, рекомендации по составлению комплексных перспективных планов воспитания экологической культуры детей, информирование о проводимых мероприятиях;
- воспитательная и организационная деятельность: составление общешкольных тематических проектов, направленных на выполнение краеведческой и исследовательской деятельности школьников; проведение мероприятий, праздников, викторин, олимпиад, операций, рейдов, конкурсов в рамках школы, города и области; привлечение учащихся к выполнению различных видов исследовательской деятельности под руководством учителей;
- учебная: семинары для учителей по экологическому и биологическому образованию; подготовка студентов к проведению занятий с детьми в системе дополнительного и неформального образования и организация таких занятий.
Информационные ресурсы, обеспечивающие качественное биологическое образование в регионе, в своей содержательной части должны:
- обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией в области биологии, экологии, предоставление качественных образовательных услуг всем желающим в рамках довузовского образования на основе совершенствования образовательных технологий;
- реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности;
- создать базу данных по обмену опытом биологического образования, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения, обеспечивающую открытый доступ к образовательным информационным ресурсам на базе регионального центра развития биологического и экологического образования, которыми должны стать региональные вузы (АГУ,АГТУ,АГМА);
- обеспечить дальнейшее развитие геоинформационных систем в сфере естественнонаучного образования.
Перспективным направлением связи высших учебных заведений и школы является интеграция университетской науки и образования. На первом взаимодополняющем уровне такого взаимодействия необходима организация эколого-биологических кружков различного профиля при школах и на базе биологических кафедр. Второй уровень является уровнем совместного развития: взаимодействие происходит в связи с осуществлением консультаций и руководства при разработке образовательными учреждениями конкурсных научных проектов развития образования и воспитания, создании экспериментальных педагогических площадок как базы для проведения научных исследований. Третий уровень предполагает объединение деятельности вузов и школ в едином естественнонаучном образовательном пространстве, подключение учащихся школ к исследовательской деятельности под руководством соответствующих кафедр университетов для совершенствования организации учебной и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа-бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура. Именно такое взаимодействие, на наш взгляд, должно обеспечить непрерывность образования, в том числе и биологического. Ожидаемым результатом выполнения мероприятий по реализации непрерывного естественнонаучного образования по направлению «биология» станут повышение приоритетности и качества биологического образования в регионе, усиление заинтересованности выпускников школ в продолжение своего образования по направлению «биология».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Асланова М.А. Развитие образовательной системы поликультурного региона: (на примере РА): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 26 с.
2. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. М.: Высш. шк., 1987. 383 с.
3. Захаров В.Б. Развитие теории и практики непрерывного биологического образования в России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. 219 с.
5. Пятая Соросовская олимпиада школьников 1998-1999. М.: МЦНМО, 1999. 512 с.

5


© 2010-2022