Рабочая программа по биологии для 7 класса

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изучению биологии в 7 классе составлена на основе следующих документов.

• Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» ( от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

• Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);

• Учебного плана МБОУ «Краснокадкинская ООШ» НМР РТ на 2015-2016 учебный год;

• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснокадкинская ООШ» НМР РТ;

• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год;

• В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10)

Рабочая программа учебного курса биология разработана для обучения в 7 классе в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 г.), на основе примерной программы основного общего образования по биологии (2007 г.), а также с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Биология для 5-11 классов В.Б. Захаров, Е.Т. Захаров, Н.И. Сонин (2006 г.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Биология. Разнообразие живых организмов для 7

класса общеобразовательных учреждений. В состав УМК входит:

- Учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7класс Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013. (Федеральный и региональный перечень учебников);

Цели и задачи уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • проведение наблюдения за биологическими объектами (растениями, животными и грибами), биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология»:

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.

Основные идеи курса:

1. Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь - свойство целого, а не его частей. В 6-7-м классах строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

2. Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной школе. В программе 7-го класса показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.

3. Экосистемный подход. По нашему мнению среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В данной программе показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану и учебному плану МБОУ «Краснокадкинская ООШ» на 2015/2016 учебный год на изучение биологии выделяется 70 ч. ( 2 часа в неделю).

Уровень программы - базовый.

Содержание программы учебного предмета

Введение (3 часа) Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности бактерий. Распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные работы. Рассматривание мукора под микроскопом.

Распознание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ. Особенности жизнедеятельности, распространенность и роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений: фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений: низшие и высшие растения.

Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3 Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторная работа. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторная работа. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

Распознание наиболее распространенных растений своей местности.

РАЗДЕЛ 4 Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетка, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных: одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторная работа. Строение инфузории - туфельки.

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки. Их распространение и экологические особенности.

Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое развитие. Многообразие и распространение; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Значение в природе и жизни человека.

Тема 4.5 Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Понятие о жизненном цикле, циклы развития печеночного сосальщика. Приспособленность к паразитизму. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви.(3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8 Тип Моллюски.(2 часа)

Особенности организации моллюсков: смешанная полость тела. Многообразие: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности строения. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.

Тема 4.10 Тип Иглокожие1.

Общая характеристика типа. Многообразие: морские звезды, морские ежи, голотурии. среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

Происхождение хордовых, подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник: особенности его организации и распространения.

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 час)

Общая характеристика позвоночных. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Особенности строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13 Класс З е м н о в о д н ы е ( 2 часа)

Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Особенности строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14 К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я (2 часа)

Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тема 4.15 К л а с с П т и ц ы ( 4 часа)

Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 4.16 К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е (4 часа).

Важнейшие представители отрядов млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Изучение строения млекопитающих. П/Р Распознание животных своей местности.

РАЗДЕЛ 5 Царство ВИРУСЫ (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов: основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- основные черты сходства и отличия животных и растений;

- основные виды животных и растений своей местности;

- биологические и экологические особенности животных и растений своей местности;

- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных и растений со средой обитания;

- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных и растений;

- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

- особенности индивидуального и исторического развития животных и растений;

- роль животных и растений в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

- значение животных и растений в природе и жизни человека;

- законы об охране животного и растительного мира.

уметь:

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных;

- определять принадлежность животных и растений к систематическим категориям;

- вести наблюдения за животными и растениями, ставить простейшие опыты;

- составлять коллекцию насекомых-вредителей;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с научной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект;

- владеть языком предмета.

Система оценивания

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Используемый учебно-методический комплекс, а также оценочные и методические материалы для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Учебно-методический комплекс

Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - Москва: Дрофа, 2013. - 255 с.

Бровкина, Е.Т. Биология. Многообразие живых организмов. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, «Биология. Многообразие живых организмов»/ Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2005. - 123 с.

Материально-техническое обеспечение

Таблицы

Коллекции семян и плодов

Микроскоп и микропрепараты тканей растений и животных

Презентации

Интернет-ресурсы

sdamgia.ru/

fipi.ru

school-collection.edu.ru/catalog/

testedu.ru/test/biologiya/7-klass/rakoobraznyie.html


Внесение изменений в содержание учебного предмета .

№ темы

Тема

Практических работ

Лабороторных работ

Количество часов

Введение

3

РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа)

1.1

Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов

3

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

2.1

Общая характеристика грибов

3

1

1

2.2

Лишайники

1

РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (16 часов)

3.1

Общая характеристика растений

2

3.2

Низшие растения

2

1

3.3

Высшие растения

4

2

3.4

Отдел Голосеменные растения

2

1

3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

1

2

РАЗДЕЛ 4 Царство Животные (37 часов)

4.1

Общая характеристика животных

1

4.2

Подцарство Одноклеточные

2

1

4.3

Подцарство Многоклеточные животные

1

4.4

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

4.5

Трехслойные животные. Тип Плоские черви

2

4.6

Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

4.7

Тип Кольчатые черви

3

1

4.8

Тип Моллюски

2

1

4.9

Тип Членистоногие

7

2

4.10

Тип Иглокожие

1

4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

1

4.13

Класс З е м н о в о д н ы е

2

1

4.14

К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я

2

4.15

Класс птицы

4

1

4.16

Класс Млекопитающие

4

1

1

РАЗДЕЛ 5 Царство ВИРУСЫ

2

Заключение

4


3

16

Всего

70 часов







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема уроков

Планируемые результаты

Дата проведения

План

факт

ВВЕДЕНИЕ /3 часа/

1

Мир живых организмов. Система, многообразие и эволюция живой природы. Уровни организации и свойства живого.

Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

04.09

2

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

Уметь объяснять с материалистических позиций основные положения учения Ч. Дарвина

07.09

3

Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата.

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

09.09

Раздел 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ /3 ч./

Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов /3 ч./

4

Царства бактерий. Происхождение и эволюция бактерий.. Особенности строения бактериальной клетки. Демонстрация схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.

Знать понятия клетка, прокариотическая клетка; классификацию, строение и многообразие бактерий. Уметь объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека


11.09

5

Понятие о типах питания и основные формы бактерий по типу питания. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных и человека. Демонстрация строения клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Знать классификацию, строение и многообразие бактерий. Уметь объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека

14.09

6

Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии.

Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований.

17.09

Раздел 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ /4 часа/

Тема 2.1 Общая характеристика грибов /3 часа/

7

Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов. Общая характеристика, многообразие и особенности строения клеток грибов. Демонстрация схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители грибов. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Знать основные понятия: гиф, мицелий, плодовое тело, склероций; общую характеристику строения и жизнедеятельности грибов. Уметь приводить примеры распространенности и объяснять их роль в биоценозах

21.09

8

Особенности жизнедеятельности и размножения. Л/р №1 «Строение плесневого гриба мукора». «Строение дрожжей»

Знать основные понятия: гиф, мицелий, плодовое тело, склероций; общую характеристику строения и жизнедеятельности грибов. Уметь приводить примеры распространенности и объяснять их роль в биоценозах

26.09

9

Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Использование грибов в биотехнологии. Меры профилактики заболеваний вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. П/Р №1 «Распознание съедобных и ядовитых грибов».

Знать меры профилактики заболеваний вызываемых грибами Уметь оказать первой помощи при отравлении грибами.

28.09

Тема 2.2 Лишайники /1 часа/

10

Лишайники. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Демонстрация схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Знать понятие о симбиозе, общую характеристику лишайников, схему строения. Уметь объяснять особенности строения, приводить примеры распространенности

01.10

Раздел 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ /16 ч./

Тема 3.1 Общая характеристика растений /2 ч./

11

Царство растений. Растительный организм как целостная система. Демонстрация схемы, отражающую основные направления эволюции растительных организмов.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

05.10

12

Особенности строения и жизнедеятельности растений. Демонстрация рисунков учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.

08.10

Тема 3.2 Низшие растения /2 часа/

13

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Демонстрация схемы строения водорослей различных отделов. Л/р №2 «Изучение внешнего строения водорослей»

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

12.10

14

Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе и использованием справочников и определителей.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.


15.10

Тема 3.3 Высшие растения /4 часа/

15

Происхождение и общая характеристика. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

19.10

16

Отдел Моховидные; особенности организации, ңизненного цикла, Распространение и роль в биоценозах. Л/р №3 «Строение кукушкина льна. Строение сфагнума». Демонстрация схемы строения и жизненных циклов, различных представителей.

22.10

17

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Демонстрация схемы строения и жизненных циклов, различных представителей.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

26.10

18

Отдел Папоротниковидные; особенности организации, жизненного цикла, Распространение и роль в биоценозах Л/р № 4 «Изучение внешнего строения папоротника». Определение принадлежности растений к определенной систематической группе и использованием справочников и определителей. Демонстрация схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схемы цикла развития папоротника, различных представителей.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

29.10

Тема 3.4 Голосеменные растения /2 часа/

19

Происхождение и особенности строения голосеменных растений. Л/р № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных». Демонстрация схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

09.11

20

Многообразие и распространение голосеменных. Определение

принадлежности растений к

определенной систематической группе и использованием справочников и

определителей. Демонстрация различные представители голосеменных.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

12.11

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения /6 часов/

21

Происхождение и особенности

организации покрытосеменных растений.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

16.11

22

Классы Однодольные. Основные семейства. Л/р №6 «Изучение строения покрытосеменных растений. Строение пшеницы». Определение

принадлежности растений к

определенной систематической группе и использованием справочников и

определителей.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

19.11

23

Класс Двудольные. Семейства

Розоцветные, Пасленовые,

Крестоцветные. Лабораторная работа

№7 «Изучение строения

покрытосеменных растений. Строение шиповника»

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

23.11

24

Семейства Сложноцветные, Бобовые. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе и использованием справочников и определителей.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

.

26.11

25

Многообразие и распространенность цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и собственной деятельности. Распространение цветковых и их роль в биоценозах. П/Р №2 «Распознание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей

местности», важнейших

сельскохозяйственных культур.

Знать живых организмов (растений). Уметь описывать органы цветковых растений, растений разных отделов;

Определять принадлежность био объектов к определенной систематической группе.

30.11

26

Итоговый урок по теме «Царство Растения»

Уметь характеризовать отделы растений, решать учебно-познавательные задачи

03.12

Раздел 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ /38 часа /

Тема 4.1 Общая характеристика животных /1 ч./

27

Царство Животные. Общая

характеристика животных. Регуляция

жизнедеятельности животных;

систематика животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

07.12

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные /2ч./

28

Общая характеристика простейших.

Клетка одноклеточных как целостный

организм. Л/р №8 «Строение

инфузории туфельки

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

10.12

29

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах. Демонстрация. Схемы

строения амебы, эвглены зеленой и

инфузории туфельки, Представители

различных групп одноклеточных.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

14.12

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные /1 ч./

30

Общая характеристика многоклеточных животных. Демонстрация. Типы

симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

17.12

Тема 4.4 Двуслойные животные . Тип кишечнополостные /3 ч./

31

Особенности организации

кишечнополостных. Класс гидроидные. Пресноводная гидра.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

21.12

32

Многообразие и распространение

кишечнополостных. Демонстрация.

Внешнее и внутреннее строение

кишечнополостных. Приспособления

организмов к различным экологическим факторам.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

24.12

33

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Знать и уметь описывать общую характеристику, выделять особенности строения и жизнедеятельности

11.01

Тема 4.5 Трехслойные животные. Тип Плоские черви /2 ч./

34

Особенности организация плоских

червей. Свободнодвижущие ресничные

черви. Демонстрация схемы строения

плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

14.01

35

Разнообразие плоских червей:

сосальщики и цепни. Меры профилактики

заболеваний, вызываемых животными. Демонстрация. Различные представители ресничных червей. Схема жизненных

циклов печеночного сосальщика и

бычьего цепня.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

18.01

Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви /1ч./

36

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Демонстрация Схемы строения и цикл

развития аскариды человеческой.

Различные свободнодвижущие и

паразитические формы круглых червей.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

21.01

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви /3 ч./

37

Особенности строения кольчатых червей. Демонстрация. Схема строения

многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные

представители типа кольчатых червей.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

25.01

38

Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые черви. Класс

Малощетинковые черви.. Л/р. №9

«Изучение внешнего строения

дождевого червя».

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

28.01

39

Обобщение знаний по теме «Типы:

Плоские черви, Круглые черви,

Кольчатые черви».

. Уметь описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека, сравнивать строение кольчатых и круглых червей.

01.02

Тема 4.8 Тип Моллюски /2 ч./

40

Общая характеристика типа Моллюски. Л/р. №10 «Изучение и сравнение

внешнего строения моллюсков».

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

04.02

41

Многообразие моллюсков: классы Брюхоногие, Двустворчатые,

Головоногие моллюски. Демонстрация.

Схема строения брюхоногих,

двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа

моллюсков.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

08.02

Тема 4.9 Тип Членистоногие /7 ч./

42

Происхождение и особенности

организации членистоногих.

Многообразие членистоногих. Класс

Ракообразные. Л/р №11 «Внешнее

строение речного рака». Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители ракообразных.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

11.02

43

Класс Паукообразные. Демонстрация.

Схема строения паука-крестовика.

Различные представители класса.

Уметь узнавать по рисункам животных отдельных типов и классов.

15.02

44

Класс Насекомые. Л/р. №12 «Изучение

внешнего строения майского жука»

Демонстрация. Схема строения

насекомых различных отрядов;

многоножек.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

18.02

45

Типы развития насекомых.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окруж.средой.

22.02

46

Пчелы и муравьи - общественные

насекомые. Полезные насекомые. Охрана

насекомых.

25.02

47

Насекомые - вредители культурных

растений и переносчики заболеваний животных и человека.

29.02

48

Обобщение знаний по теме «Тип

Членистоногие» по разделу «Подцарство Многоклеточные». Определение

принадлежности растений к

определенной систематической группе и

использованием справочников и

определителей.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

03.03

Тема 4.10 Тип Иглокожие /1 ч./

49

Общая характеристика иглокожих.

Многообразие иглокожих. Демонстрация.

Схемы строения морской звезды,

морского ежа и голотурии. Схема

придонного биоценоза.

Знать среду обитания, образа жизни и особенности строения. Уметь описывать значение в природе, объяснять характер и особенности приспособления к среде обитания

07.03

Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные /1ч./

50

Происхождение хордовых; подтипы

бесчерепных и позвоночных. Общие

признаки хордовых животных. Подтип

Бесчерепные.

Знать основные признаки хордовых. Уметь характеризовать особенности строения и жизнедеятельности хордовых

10.03

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы /2 ч./

51

Подтип Черепные. Общая

характеристика. Надкласс Рыбы. Общая

характеристика. Л/р. №13

«Особенности внешнего строения рыб,

связанные с водной средой обитания».

Знать среду обитания, образа жизни и особенности строения рыб. Уметь особенности приспособления к среде обитания, выделять характерные особенности строения основных групп.

14.03

52

Основные систематические группы рыб. Классы Роль в природе и жизни человека.. Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

17.03

Тема 4.13 Класс Земноводные (Амфибии) /2 ч./

53

Многообразие земноводных. Места

обитания и внешнее строение

земноводных. Внутреннее строение

земноводных на примере лягушки. Л/р

14 «Внешнее строение лягушки в связи

с образом жизни».

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

28.03

54

Строение и деятельность систем

внутренних органов.

31.03

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) /2 ч./

55

Происхождение рептилий. Особенности

внешнего строения и скелета

пресмыкающихся (на примере ящерицы). Демонстрация. Многообразие

пресмыкающихся. Схема строения

земноводных и рептилий.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

04.04

56

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Многообразие пресмыкающихся

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

07.04

Тема 4.15 Класс Птицы /4 ч./

57

Общая характеристика класса. Царство

Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной

деятельности. Среда обитания. Внешнее

строение птиц. Л/р. №15 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Знать среду обитания и образа жизни, признаки класса (крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце); и особенности строения птиц. Уметь объяснять характер и особенности приспособления к полету

11.04

58

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц.

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

14.04

59

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Демонстрация. Многообразие птиц.

Схема строения птиц.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

18.04

60

Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»

21.04

Тема 4.16 Класс Млекопитающие (Звери) /4 ч./

61

Общая характеристика. Внешнее

строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. П/Р №3 «Распознание животных своей местности, определение их систематического положения».

Уметь узнавать по рисункам органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов.

25.04

62

Внутреннее строение млекопитающих Л/р. №16 «Изучение строения млекопитающих».

28.04

63

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Происхождение и многообразие

млекопитающих

Знать понятия млечные железы, живорождение. Уметь описывать способы размножения и развитие млекопитающих

02.05

64

Высшие (Плацентарные) звери Роль животных в природе , жизни человека и собственной деятельности. Меры

профилактики заболеваний, вызываемых животными. Распознавание животных

своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Знать живых организмов (животных). Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимодействие организма с окружающей средой.

05.05

Раздел 5. Царство Вирусы ( 2 часа)

65

Вирусы - неклеточные формы жизни. История их открытия. Строение вируса. Демонстрация. Модели различных

вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки.

Уметь объяснять принадлежность био объектов к определенной систематической группе. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых вирусами.

09.05

66

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Уметь объяснять принадлежность био объектов к определенной систематической группе. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых вирусами.

12.05

67

Промежуточная аттестация

Тестирование

16.05

68

Многообразие живых организмов. Обобщение, систематизация знаний.

Знать особенности организации, многообразие живых организмов. Уметь объяснять основные области применения биологических знаний в практике с,х, в ряде отраслей промышленнос ти, при охране окр. среды и здоровья человека

19.05

69

Повторение по разделу «Растения»

23.05

70

Повторение по разделу «Животные».

26.05

Примечание: учитель может вносить изменение в структуру содержания граф таблицы календарно-тематического планирования по своему усмотрению.





Тестовые задания для проведения промежуточной аттестации по биологии

для учащихся 7 класса на 2015-2016 учебный год.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Оболочку Земли, заселенную живыми организмами называют

1) литосфера 2) биосфера 3) гидросфера 4) атмосфера

А2. Тело зеленого мха состоит из

1) стебля и корней 2) стебля и листьев 3) листьев и корней 4) ризоидов и стеблей

А3. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из

1) одной клетки 2) двух клеток 3) множества клеток 4) неклеточные

А4. Основной отличительный признак кишечнополостных

1) наличие стрекательных клеток 3) наличие кишечной полости

2) наличие внутреннего скелета 4) наличие двухслойного тела

А5. Класс Ракообразные относится к типу

1) Кольчатые черви 2)Плоские черви 3)Членистоногие 4) Моллюски

А6. Форма тела нематоды

1) плоская, листовидная 3)листовидная, членистая

2)веретеновидная 4) плоская, разнообразная

А7. Покровы иглокожих состоят из

1)двух слоев 2) трех слоев 3) одного слоя 4) четырех слоев

А8. Жизнь земноводных проходит

1) на суше 2) в воде 3) в воде и на суше 4)в почве

А9. Костный киль, расположенный на грудине

1)обеспечивает обтекаемость тела птицы 3) способствует движению птицы на земле

2)является местом прикрепления летательных мышц 4)обеспечивает взлет птице

А10. Сердце млекопитающих

1 )однокамерное 2)двухкамерное 3) трехкамерное 4)четырехкамерное

А11. Грибная клетка

1) имеет хорошо выраженную клеточную стенку 3) не имеет клеточной стенки

2) имеет слабо выраженную клеточную стенку 4) клеточную стенку из гликогена

А12. Оплодотворение у папоротников осуществляется

1)без участия воды 3)только в присутствии воды

2)при помощи ветра 4) при помощи животных

А13. Голосеменные растения имеют

1)семя и цветок 3)не имеют ни семени, ни цветка

2)только семя 4. только цветок

А14. У двудольных растений

1) в зародыше две семядоли

2) мочковатая корневая система и листья с сетчатым жилкованием

3) стержневая корневая система и листья с дуговым жилкованием

4) стержневая корневая система и листья с параллельным жилкованием

А15. По способу питания бактерии являются

1) автотрофы 3) миксотрофы

2) гетеротрофы 4) хищники

А16. Тело паука состоит из

1)одного отдела 2)двух отделов 3)трех отделов 4)четырех отделов

А17. Стадия финны встречается

1) ресничных червей 3) ленточных червей

2.)сосальщиков 4) кольчатых червей

А18. Кровеносная система впервые появилась у

1) кольчатых червей 3)ленточных червей

2)моллюсков 4) насекомых

А19. Развитие с неполным превращением происходит у

1) жука-плавунца 3) клопа-черепашки

2)комнатной мухи 4)кузнечика.

А20. Мальпигиевы сосуды удаляют

1)твердые продукты обмена 3) жидкие продукты обмена

2) пищеварительный сок 4)углекислый газ.

А21. Какое из растений имеет соцветие корзинку?

1) капуста 3) морковь

2) одуванчик 4) рожь

А22. Ланцетник - это

1) низшее хордовое животное, живущее только в морской воде

2)низшее хордовое животное, живущее в морской и речной воде

3) высшее хордовое животное, живущее только в морской воде

4) высшее хордовое животное, живущее в морской и речной воде

А23. Температура тела у амфибий

1) постоянная только в холодное время года

2) постоянная только в теплое время суток

3) непостоянная и зависит от температуры окружающей среды

4) непостоянная только у личинок

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Известны следующие характерные черты образа жизни губок

  1. губки одного и того же вида всегда имеют одинаковую форму тела

  2. все губки обитают только в морской воде

  3. в зависимости от условий губки одного и того же вида могут различаться по форме тела

  4. все губки обитают как в морской, так и в пресной воде

  5. губки ведут только прикрепленный образ жизни

  6. губки живут несколько тысяч лет

В2. В наружном слое тела гидры расположены клетки

  1. железистые 4. нервные

  2. стрекательные 5. промежуточные

  3. эпителиальные 6. соединительные

В3. Выберите верные высказывания о покровах тела членистоногих

  1. покровы образованы плоским эпителием с ресничками

  2. кутикула, пропитанная известью, образует панцирь

  3. кутикула выполняет защитную и опорную функции

  4. покровы образованы только многослойным эпителием

5.под кутикулой находятся железы (слюнные, паутинные, ядовитые, пахучие)

6. железы находятся между слоями кутикулы

Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между классами и типами Моллюски и Иглокожие

А) Морские лилии 1) Моллюски

Б) Морские звезды 2) Иглокожие

В) Брюхоногие

Г) Морские ежи

Д) Двустворчатые

Е) Головоногие

Ж) Голотурии

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



В5. Установите соответствие между представителями и классами Членистоногих

А) скорпион 1) Ракообразные

Б) омар 2) Паукообразные

В) рак-отшельник 3) Насекомые

Г) клещ таежный

Д) муравей рыжий лесной

А

Б

В

Г

Д


ЗАДАНИЯ УРОВНЯ С

Ответьте на вопрос.

С1. Какие одноклеточные животные ведут только паразитический образ жизни? Приведите примеры.

Критерии оценивания работы


Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1-А23) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется

1 балл при условии, если указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

В Части 2 задание с выбором ответов считается выполненным верно, если в заданиях В1-В3 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задания В4-В5 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

В Части 3 задание с полным ответом, если приведены примеры ставится 4 балла.

Всего - 37 баллов

Оценка «5» выставляется учащимся, набравшим- 88-100%.

Оценка «4» выставляется учащимся, набравшим 66-87 %

Оценка «3» выставляется учащимся, набравшим 38-65 %

Оценка «2» выставляется учащимся, набравшим менее 38 %





© 2010-2022