Экскурсия Естественные экосистемы: смешанный лес

Экскурсия рассчитана на учащихся 11 класса Цель: формирование  и развитие понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы Задачи: 1.     Развивающие: 2.     Образовательные: рассмотреть строение биогеоценоза «Смешанный лес», выяснить некоторые основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза, установить различия естественных и искусственных биогеоценозов   3.     Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия «Естественные экосистемы: смешанный лес»

Экскурсия рассчитана на учащихся 11 класса

Цель: формирование и развитие понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы

Задачи:

  1. Развивающие:

  2. Образовательные: рассмотреть строение биогеоценоза «Смешанный лес», выяснить некоторые основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза, установить различия естественных и искусственных биогеоценозов

  3. Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе

Ход экскурсии:

Вступительное слово учителя: Мы с вами достаточно часто бываем в лесу, любуемся его красотой, но редко обращаем внимание на то, какие виды растений (деревьев и кустарников) произрастают в нем. И сейчас мы постараемся изучить видовой состав растительности данного леса. Но прежде чем начать экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе:

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки -

Ведь живые они, живые.

О. Дубкин

Перед вами участок смешанного леса, однородный по рельефу, составу древесных пород, кустарниковой и травянистой растительности. Здесь растут сосна обыкновенная, ель обыкновенная, береза бородавчатая. В подлеске встречаются рябина, крушина ломкая, жимолость лесная. Этот участок леса можно рассматривать как саморегулирующуюся экологическую систему - биогеоценоз. Обратите внимание на иной характер растительности в овраге. Его края окаймлены густыми зарослями орешника, по склонам растут черемуха и черная ольха. Под ними бурно разрослась черная смородина, крапива, папоротники, хвощи заселили сырое дно оврага. Это уже второй биогеоценоз. Границы биогеоценозов определяются границами растительного сообщества.

Определенный участок старого смешанного леса существует более столетия, но он постоянно изменяется. Почему изменяется любой биогеоценоз?

Анализ растительных компонентов биогеоценоза, определение биоценотических связей растений.

Задания для групп учащихся:

Задания для 1 группы:

  1. Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

  2. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами. Продемонстрируйте биоценотические связи, сформированные на основе питания в данном биоценозе.

Задания для 2 группы:

  1. В лесу наряду с вертикальной дифференциацией хорошо наблюдается горизонтальная расчлененность растительного покрова - мозаичность. Есть еще одна форма ярусности- «ярусность во времени». Чтобы установить её, выясните, все ли взрослые растения одновременно проходят одну и ту же фенологическую фазу или находятся в разных фазах развития (вегетация, бутонизация, цветение, созревание семян). Объясните приспособительное значение неодновременного развития растений в биоценозе.

  2. Осмотрите листья березы и осины, по характеру повреждений определите обитание гусениц-листоверток.

Задания для 3 группы:

  1. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Какие выводы сделал Ч. Дарвин, анализируя подобные соотношения разновозрастных организмов одного вида у растений и животных?

  2. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.

Задания для 4 группы:

  1. Проанализируйте возрастной состав древесных пород выбранной пробной площади. Какие изменения происходят в биоценозе в результате увеличения возраста основных лесообразующих пород?

  2. Приведите пример симбиотических отношений между организмами в пределах данного биоценоза. Определите толщину лесной подстилки. Почему она с каждым годом не увеличивается?



Обсуждение результатов, полученных в результате исследования.

Итоги экскурсии:

В состав биоценоза входят следующие компоненты: атмосфера, горная порода, вода, животный и растительный мир, микроорганизмы. Совместно обитающие растения, животные, грибы и микроорганизмы, а так же неживая природа связаны между собой в единый комплекс круговоротом веществ и потоком энергии. Исследуемый участок леса является мощной природной лабораторией, где из неорганических веществ синтезируется органическое вещество, идет его накопление, превращение и разрушение.

Естественный биоценоз, благодаря видовому разнообразию, сложному характеру взаимодействия всех компонентов и сложной структуре, способен к саморегуляции. Как вы считаете, существуют ли естественные биогеоценозы, совершенно не затронутые деятельностью человека?

Познание закономерностей существования биоценозов - это основа правильного, научного подхода к их рациональному использованию.

Наша основная часть экскурсии подходит к завершению, но что за путешествие без каких-либо выводов и осмысления увиденного и услышанного. Я предлагаю вам высказаться по следующим вопросам:

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Что вам пришлось вспомнить?

  • Чем вам была интересна экскурсия?

Посмотрите вокруг, почувствуйте красоту жизни, осознайте благоприятное воздействие на вас.

Все это легко сломать, разрушить эту гармонию и красоту. Это зачастую делают неорганизованные туристы, выбрасывая на местах стоянки консервные банки, клочки газет и т. д. Как защитить природу?

Обращение к экскурсантам с призывом соблюдать правила поведения на природе, в частности, не оставлять после себя мусор, ведь «поведение человека в природе - это зеркало его души».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шатков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 224 с., ил.

  2. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. Пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» / Т. А. Козлова, И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. - 2-е изд., стеретип. - М.: Дрофа, 2007. - 140 с. - ISBN 978-5-358-02407-6

  3. Кулеев А. В. Вопросы и задания по общей биологии /Биология в школе.- 2008. - № 8 с. 42 -50

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биологоия. 6-11 классы. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.-138 с.- ISBN 978-5-358-03070

  5. Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 368 с.:ил. - ISBN 978-5-358-04432-6





© 2010-2022