- Преподавателю
- Биология
- Мастер-класс по созданию детского познавательного электронного журнала по биологии
Мастер-класс по созданию детского познавательного электронного журнала по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Майорова Т.Ю. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕТСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУТИНКА 2»
Проект рассчитан на детей 10-12 лет
Срок реализации проекта 128 часов
docs.google.com/document/d/1FQcPmgJfkD3Z2iuIprtc_NtnxftC71OOsArwCwZ-tJo/edit
СОДЕРЖАНИЕ
-
Аннотация……………………………………………………3
-
Пояснительная записка……………………………………..3
-
Актуальность………………………………………………..4
-
Цель, задачи…………………………………………………4
-
Учебно-тематический план………………………………...4
-
Структура электронного журнала………………………….5
-
Методическое обеспечение………………………………...7
-
Скриншот WEB страниц…………………………………..8
-
Заключение…………………………………………………..8
-
Информационные источники……………………………..8
АННОТАЦИЯ
Новые Федеральные государственные стандарты направлены на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работа с различными источниками информации, в том числе сетевыми ресурсами.
Данная методическая разработка помогает при изучении курса зоологии по разделам: териология, ихтиология, энтомология, орнитология. Каждой теме посвящена отдельная страничка, воспитанникам необходимо выполнить определенное задание. Одна из страниц журнала отведена исследовательской работе.
Методическая разработка развивает УУД: личностные, метапредметные и предметные. При работе по составлению электронного журнала воспитанники не только постигают основы зоологии, но и учатся делать целеполагание, планировать свою работу, прогнозировать результаты, проводить рефлексию и диагностику. Много времени в работе отводится творческим заданиям: рисунки, стихи, фотографии, составление кроссвордов, тематических вопросов, разработка игровой программы.
Практический опыт можно увидеть, пройдя по ссылкам на WEB страницы.
В реализации данного проекта участвовали воспитанники 10-12 лет.
Приложение скриншотов является практическим применение разработки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из обязательных условий сохранения жизни на Земле - это восстановление нарушенной пропорции и устранение дисбаланса между все ускоряющимся техническим прогрессом и экологической безопасностью, что в прямую зависит от эколого-биологической компетентности людей, основы которых закладываются в раннем возрасте. Получение эколого-биологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность: Одно из направлений повышения компетентности учащихся в эколого-биологической деятельности - компьютеризация учебного процесса и использование интернет ресурсов. Учащимися значительная часть времени проводится в глобальной сетевой паутине - это средство их общения, связь с миром, обширный мир игр, путь получения информации и знаний. Это огромная инфраструктура современной цивилизации, это то - чем учащиеся не только могут, но и хотят пользоваться. Именно заинтересованность учащихся в ИР определяет их развивающий эффект. Поэтому целесообразно использовать компьютерные технологии в образовательном процессе, а именном в закладывании основ знаний по экологии и биологии.
Цель: повышение эколого-биологической компетентности учащихся через освоение интернет пространства.
Задачи: развитие творческих способностей; повышение интереса к исследовательской деятельности; расширение знаний по биологии и экологии; развитие УУД.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
Теоретич. (час)
Практическ.
(час)
Дистан.
(час)
1.
Обложка журнала
2
6
6
2.
Ихтиология
4
4
6
3.
Териология
12
6
6
4.
Энтомология
4
4
6
5.
Орнитология
12
12
8
6.
Исследования
8
14
8
ИТОГО
42
46
40
ВСЕГО
128 часов
Каждая тема состоит из этапов:
-знакомство с темой;
-целеполагание;
-планирование работы;
-проведение самой работы;
-оформление результатов работы;
-рефлексия.
Структура электронного журнала: Журнал состоит из обложки и пяти страниц, каждая посвящена определенной теме. Количество страниц будет увеличиваться по мере появления новых тем и интересных исследований. При оформлении каждой страницы журнала учащимся приходится не только найти что-то интересное, узнать новые факты, но и проявить творческий подход к оформлению страниц сетевого журнала, сделать рисунки, фотографии, провести исследования. Стихи, рисунки, фотографии, использованные в журнале сделаны учащимися Областного детского экологического центра.
1 этап: Обложка журнала. Дали название журналу, красочно и оригинального оформили его, украсили рисунками и фотографиями. docs.google.com/document/d/1FQcPmgJfkD3Z2iuIprtc_NtnxftC71OOsArwCwZ-tJo/edit
2 этап: Страница посвящена ихтиологии (науке о рыбах). Нашли малоизвестные интересные факты о рыбах, описали в форме вопросов и дали на них ответы, сопровождая фото и рисунками. docs.google.com/document/d/1eQPFRTPNtLrnGugU7AnShcEkjpIsV3e76dQcgtT5Kaw/edit
3 этап: Страница посвящена териологии (наука о зверях). Здесь участники проявили творческие способности - написали стихи, басни, оду о зверях. Страницу красочно оформили рисунками и фотографиями. docs.google.com/document/d/1mHs75b7E1BFGLN4084JF1XfQp1wNxT2uDm9w-hNE6W8/edit
4 этап: Страница посвящена энтомологии (науке о насекомых). Дали описательную характеристику понравившегося насекомого от первого лица, нераскрывая его названия, описали его строение, повадки, образ жизни. Чтобы читатель сам мог угадать о ком идет речь. Правильный ответ дали в конце страницы.
docs.google.com/document/d/1uK9ZjaVSGMx-g9XJlpMOZW4Po0O6FxOhe7Ga1KVPQm8/edit
5 этап: Страница посвящена орнитологии (наука о птицах). Эта страница с кроссвордами и ребусами. Участникам пришлось проявить все свои способности и составить игру, состоящую из множества этапов с различными оригинальными заданиями на тему птицы. docs.google.com/document/d/1CTfkdf3VPRe8ICL_w4xBlxzAOS7soqTe5aj-l8eeaKk/edit
6 этап: Страница посвящена исследованиям. Свои наблюдения участники сопроводили фотографиями и рисунками и сделали интересный рассказ. docs.google.com/document/d/1gQAYTdCjwiAXtf5YSS826sBJ-iuENKOSv7EG1bySn0Y/edit
Методическое обеспечение
№ п/п
Наименование тем
Тип занятия
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Форма подведения итогов
1.
Обложка журнала
Открытия новых знаний, рефлексии
Практический, метод мозгового штурма
Рефлексия, участие
2.
Ихтиология
Усвоение новых знаний, систематизации и обобщения знаний и умений
Проблемно-поисковый
Взаимконтроль
3.
Териология
Открытия новых знаний, актуализации знаний и умений
Метод мозгового штурма
Рефлексия
4.
Энтомология
Систематизации и обобщения знаний и умений
Проблемно-поисковый
Обсуждение
5.
Орнитология
Комбинированный
Эвристический
Дидактическая игра
6.
Исследования
Открытия новых знаний, рефлексии
Практический, метод мозгового штурма
Рефлексия, участие в конкурсах и конференциях
Заключение
В 2012015 году разработка новых страниц журнала производилась по мере появления новых тем и интересных исследований
Адрес страницы в сети Интернет: docs.google.com/document/d/1FQcPmgJfkD3Z2iuIprtc_NtnxftC71OOsArwCwZ-tJo/edit
Электронный адрес: [email protected]
Информационные источники:
1.Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002
2.1TV.RU 01/04/12 - Александр Евстегнеев