Рабочая программа по экологии для 9 класса

Пояснительная записка. Кому адресована программа: Программа курса «Общая экология» изучается на завершающем этапе базового уровня.  Программа адресована для учащихся 9 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области». Концепция (основная идея) программы:  формирование у учащихся представления  о мире,  основанного  на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятел...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

__________/ ____________/

ФИО

Протокол № ______ от

«___» ____________ 20 г.


Согласован

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 7»

________ / ______________/

ФИО

«___» ___________ 20 г.

Утверждено

Директор МОУ «СОШ № 7»

______ / ________________/

ФИО

Приказ № _____ от

« ___» ___________ 20 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Храмовой Антонины Александровны

(второй квалификационной категории)

по учебному курсу «Общая экология» в 9 классе.



ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___»_______20 г.




г. Ртищево

20 - 20 учебный год

Содержание рабочей программы.

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3

Учебно-тематическое планирование………………………………………………………………………………………….7

Содержание тем учебного курса…………………….………………………………………………………………………….8

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………….12

Требования к уровню подготовки учащихся………………………………………………………………………………………...16

Перечень учебно-методического обеспечения……………………………………………………………………………….17

Список литературы (основной и дополнительной)…………………………………………………………………………18








Пояснительная записка.

Кому адресована программа:

Программа курса «Общая экология» изучается на завершающем этапе базового уровня. Программа адресована для учащихся 9 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области».

Концепция (основная идея) программы:

формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Обоснованность

Актуальность экологического образования заключает в себе непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний умений, целостных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью.

Новизна предмета предполагает создание возможности углубить мировоззренческие основы поведения личности. Связанными с категориями «природа» и «культура».

Значимость должна исполнять роль формирования экологически ответственной личности.

-указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

Данный образовательный предмет входит в образовательную область гуманитарного цикла.

Цели учебного предмета:

Общая экология рассматривает закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфику механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.

-указать место и роль курса в обучении;

-цели:

  • Становление экологически культурной личности;

  • Воспитание всесторонней развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

  • Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связанное с отношениями людей.

-задачи:

создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентации. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1 .Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

  1. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс общая экология включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

  2. Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

  3. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений-высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Сроки реализации программы. Данная программа должна реализоваться в течение 2014-2015 учебного года.

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и практических основ экологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 9 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемых в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощенно в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, как в отношении контролируемо объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

-общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связанные с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащимися. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

-логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; _

Данный курс является логическим продолжением курсов: экология человека, экология ландшафтная, экология животных, экология растений.

-предполагаемые результаты;

Система урока сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личность, мотивированной самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знании в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

-система оценки достижений учащихся;

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочею программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

- инструментарий для оценивания результатов;

В качестве вида контроля используются проверочные работы, тестирование, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет.

-приводится используемая в тексте программы система условных обозначений:

ИКТ(т) -использование компьютерных технологий (тестирование);

ИКТ(п) -использование компьютерных технологий (презентация);

Рис.- рисунок;

Л/р - лабораторная работа;

С/р - самостоятельная работа.



Учебно-тематическое планирование.


Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Введение.

1 час.

Тема 2.

Организм и среда.

7 часов.

Тема 3.

Сообщества и популяции.

16 часов.

Тема 4.

Экосистемы.

10 часов.
























Содержание тем учебного курса.

Общая экология (34 ч)


Тема 1. Введение (1 ч)

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Тема 2.Организм и среда (7ч)

Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Решение экологических задач.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.

Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Пути воздействия организмов на среду обитания (2 ч)

Основные среды жизни.

Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности.

Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Лабораторная работа. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

Приспособительные формы организмов (1 ч)

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Лабораторная работа. Жизненные формы животных (на примере насекомых).

Приспособительные ритмы жизни (1 ч)

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Тема3.Сообщества и популяции (16ч)

Типы взаимодействия организмов (2 ч)

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Решение экологических задач.

Законы и следствия пищевых отношений (2 ч)

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Решение экологических задач.

Законы конкурентных отношений в природе (2ч)

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при

интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Популяции (2ч)

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Решение экологических задач.

Демографическая структура популяций (2ч)

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре.

Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.

Решение экологических задач.

Рост численности и плотности популяций (2ч)

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.

Решение экологических задач.

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе (2ч)

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.

Решение экологических задач.

Биоценоз и его устойчивость (2 ч)

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры

природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Экскурсия. Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Тема 4. Экосистемы (10 ч)

Законы организации экосистем (2ч)

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты

экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Законы биологической продуктивности (2ч)

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Решение экологических задач.

Продуктивность агроценозов (1 ч)

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

Саморазвитие экосистем(2 ч).

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ. Востановительные смены сообществ после частичных нарушений. Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека. Условия управления этими процессами.

Лабораторная работа. Смена простейших в сенном настое (Саморазвитие сообществ).

Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем(1 ч).

Биологическое разнообразие видов и их функции в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционирование биологических систем. Взаимная дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределение в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшение видового разнообразия в природных и анропогенных условиях.

Биосфера как глобальная экосистема (2 ч)

В. И.Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразование биосферы.








Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

План

Факт

Причина

Введение (1 час).

1

Предмет экологии как науки.

1




ИКТ (п)


Организм и среда(7 часов).

2

Возможности размножения организмов и их ограничения средой

1




ИКТ (п)

с/р

3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1




ИКТ (т)

Тестирование

4

Основные пути приспособления организмов к среде

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

5

Основные среды жизни

1




ИКТ (т)

Тестирование

6

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Лабораторная работа. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

1




ИКТ (п)

с/р

7

Приспособительные формы организмов. Лабораторная работа. Жизненные формы животных.

1




ИКТ (т)

Тестирование

8

Приспособительные ритмы жизни

1




ИКТ (п)

с/р

Сообщества и популяции (16 часов)

9

Типы взаимодействия организмов

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

10

Классификация биотических связей.

1




ИКТ (т)

Тестирование

11

Законы и следствия пищевых отношений

1




ИКТ (п)

с/р

12

Роль хищников в регуляции численности жертв.

1




ИКТ (т)

Тестирование

13

Законы конкурентных отношений в природе

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

14

Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества.

1




ИКТ (т)

Тестирование

15

Популяции

1




ИКТ (п)

с/р

16

Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

1




ИКТ (т)

Тестирование

17

Демографическая структура популяций

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

18

Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций.

1




ИКТ (т)

Тестирование

19

Рост численности и плотность популяций

1




ИКТ (п)

с/р

20

Популяции как системы с механизмами саморегуляции.

1




ИКТ (т)

Тестирование

21

Динамика численности популяции и ее регуляция в природе.

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

22

Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.

1




ИКТ (т)

Тестирование

23

Биоценоз и его устойчивость. Экскурсия. Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

24

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции».

1




ИКТ (т)

Тестирование

Экосистемы(10 часов).

25

Законы организации экосистем

1




ИКТ (п)

с/р

26

Основные компоненты

экосистем.

1




ИКТ (т)

Тестирование

27

Законы биологической продуктивности

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

28

Продуктивность агроценозов

1




ИКТ (т)

Тестирование

29

Саморазвитие экосистем. Лабораторная работа. Смена простейших в сенном настое

1




ИКТ (п)

с/р

30

Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека. Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.

1




ИКТ (т)

Тестирование

31

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

32

Биосфера как глобальная экосистема.

1




ИКТ (т)

Тестирование

33

Экология как научная основа природопользования.

1




ИКТ (п)

Проверочная работа

34

Обобщающий урок по теме «Экосистемы»

1




ИКТ (т)

Тестирование

35

Итоговый урок.

1




ИКТ (п)

с/р

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

  • законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

2.Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011. - 304с: ил.

3.Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М.: Дрофа, 2001г.






Список литература основной:

1.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл. проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

3.Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с.

4.Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология . Учебник для 10-11-х классов . М.: Вентана- Граф, 2009

5.Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:Лениздат, 1987. - 223 с.

Список литература дополнительной:

  1. Алексеев СВ. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл.общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

  2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов, Спб: СМИО Пресс, 1998.- 352 с; ил.

  3. Величковский Б.Т.Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье .человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

4. Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов -на-Дону: Феникс; М.:3евс,1997.

5. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб.Заведений / Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа,1995. - 240 с: ил.

  1. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. 6.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский.М. Изд-во ACT, 1997.

Образовательные диски:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под
редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»

CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.


18


© 2010-2022