Рабочая программа по биологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3


Рабочая программа по биологии 10 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего(полного) общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 №413;

3.Федеральный перечнь учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год.

4.Закон РТ «Образовании» (в действующей редакции);

5.Учебный план МБОУ «Верхнесиметская средняя общеобразовательная школа Сабинского района Республики Татарстан» на 2015-2016 учебный год.

6. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Верхнесиметская СОШ» (ФК Г'ОС);

7.Примерная программа по биологии для средней (полной) общей образования (базовый уровень);Сборник нормативгых документов.Биология/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев-М.Дрофа,2008г.

8.Программы курса к учебникам «Общая биология» 10-11 классы.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. М.: Дрофа.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Общая биология» 10-11 классы.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. М.: Дрофа. 2014

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 - 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2014 году.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание программы.

Биология как наука. Методы научного познания

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка

Развитие знаний о клетке (Р. ГУК, Р. ВИРХОВ, К. БЭР, М. ШЛЕЙДЕН И Т. ШВАНН). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм

Организм - единое целое. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. УЧЕНИЕ Н.И. ВАВИЛОВА О ЦЕНТРАХ МНОГООБРАЗИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


Основная литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.

Использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:

bio.1september.ru

bio.nature.ru











Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Тема урока,

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

План

Факт

Примечание

1.Введение (2 часа)

1(1)

История развития биологии. Методы исследования в биологии. Методы научного познания. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Инструктаж по технике безопасности.

.

Урок изучения новых знаний

Иметь представление о биологии, как о комплексной науке.

Знать методы изучения живой природы , методы научного познания .Изучить роль биологических теорий,идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

Давать определения терминам.

Характеризовать царства живой природы

Доказывать, что совр. биология - комплексная наука. Объект изучения биологии - живая природа

2(2)

Сущность жизни и

свойства живого. Уровни организации органического мира. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Вводное тестирование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать уровни организации жизни : молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры.

Знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма.

2.Химический состав клетки (8 часов)

3 (1)

Основные положения клеточной теории.

Особенности химического состава клетки..Развитие знаний о клетке.(Р.Гук, К.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн).Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории.

Называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение.

4 (2)

Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный урок

Знать особенности строения молекулы воды, ее свойства. Выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе. Роль нерганических веществ в клетке и организме человека

5 (3)

Роль углеводов и липидов в жизнедеятельности клетки.

Комбинированный урок

Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов.

Знать классификацию


углеводов и липидов, их функции в организме.

Выявлять связь между свойствами углеводов и липидов и выполняемыми функциями. Роль органических веществ в клетке и организме человека

6 (4)

Состав и строение белков

Комбинированный урок

Знать состав и строение белковых молекул, уровни организации белковой молекулы.

Характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом. Объяснять процессы формирования четырех уровней структуры белковой молекулы

.

7 (5)

Функции и свойства белков.

Комбинированный урок

Называть функции белков,

объяснять их значение в организме.Приводить примеры

Знать свойства белков (денатурация и ренатурация)

8(6)

Нуклеиновые кислоты .

Комбинированный урок

Знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК).

Знать функции ДНК и РНК, типы РНК.

9(7)

АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы.

Комбинированный урок

Иметь представление о строении и функции АТФ.

Иметь представление о роли витаминов в организме.

Объяснять роль ферментов в организме.

.

10(8)

Контрольная работа №1. «Химический состав клетки».

Урок контроля и оценки знаний обучающихся

Знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение.

3. Структура и функции клетки (5 часов)

11(1)

Анализ контрольной работы.Строение и функции клеточной мембраны.

Лаб. раб.№1.

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

.

Урок изучения и первичного закрепления новых знани

Знать строение и функции клеточной мембраны, способы проикновения веществ в клетку.

Уметь пользоваться школьным микроскопом.

.

12(2)

Строение клетки. Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки.

Лаб. раб.№2.

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Д.З.- § 15.

Комбинированный урок

Знать строение и функции цитоплазмы, немембранных органоидов клетки. Выявлять связь между строением клеточных структур и выполняемыми функциями.

.

.

13(3)

Строение клетки.

Одномембранные и двумембранные органоиды клетки. Клеточные включения.

Лаб. раб.№3.

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Строение и функции хромосом.

Комбинированный урок

Знать строение и функции органоидов клетки. Знать признаки отличий включений от органоидов.

Уметь:- выделять главную мысль в тексте;

- приготавливать и описывать микропрепараты клеток растений.

14(4)

Вирусы- неклеточные формы.

Д.З.- § 20.

Комбинированный урок

. Знать особенности строения и функционирования вирусов. Характеризовать особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики , способы борьбы со СПИДом.

Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам

.

15(5)

Контрольная работа №2. «Строение и функции органоидов клетки»

Урок контроля и оценки знаний обучающихся

Знать особенности строения и выполняемые функции органоидов клетки.Выделять сходства и отличия между прокариотами и эукариотами, растительными и животными клетками.

4.Обмен веществ и энергии в клетке (5 часов)

16(1)

Анализ контрольной работы.Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Обмен веществ и энергии

-свойства живых организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знани

Давть определение терминам.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Знать отличия между гетеротрофным и автотрофным питанием.

.

17(2)

Энергетический обмен в клетке.

Комбинированный урок

Знать этапы энергетического обмена.

Объяснять образование АТФ в ходе энергетического обмена.

Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки.

18(3)

Фотосинтез и хемосинтез.

.

Комбинированный урок

Знать фазы и продукты фотосинтеза; особенности процесса хемосинтеза .

Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза.

.

.

19


20

(5)

Синтез белка в клетке. Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Комбинированный урок

Знать этапы синтеза белка (место осуществления транскрипции и трасляции)

Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК.

21(6)

Контрольная работа №3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

Урок контроля и оценки знаний обучающихся

Знать суть процессов метаболизма в клетке(энергетический и пластический обмены).

.

5. Размножение и развитие организмов (6 часов)

22 (1)

Анализ контрольной работы.Деление клетки. Митоз. Деление клетки - основа, роста, развития и размножения организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки.

Объяснять биологический смысл митоза.


23(2)

Мейоз. Развитие половых клеток.

Комбинированный урок

Знать особенности процесса мейоза, фазы развития половых клеток.

Объяснять биологический смысл редукционного деления, значение кроссинговера в изменчивости организмов. Выявлять сходства и отличия митоза и мейоза.

24(3)

Формы размножения организмов. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Комбинированный урок

Знать виды и биологическую роль бесполого размножения организмов; сущность полового размножения; оплодотворения.

Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения.

25(4)

Индивидуальное развитие организмов.(онтогенез) Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Лаб. раб.№4.

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»»

Комбинированный урок

Знать периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития.

Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

26(5)

Зачетно-обобщающий урок на тему «Размножение и развитие организмов».

Урок обобщения, контроля и оценки знаний обучающихся

Знать особенности бесполого и полового размножения; стадии эмбрионального развития.

Сравнивать процессы митоза и мейоза. Иметь представление о факторах, оказывающих отрицательное воздействие на развитие организма.

7. Основы генетики и селекции (9 часов)

27(1)

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Г. Мендель -основоположник генетики. Моногибридное скрещивание.

Практ. раб.№1.

«Составление простейших схем скрещивания»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода, правила единообразия первого поколения, закона чистоты гамет.

Формулировать правило расщепления признаков. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

28(2)

Дигибридное скрещивание.

Практ. раб.№2.

«Решение элементарных генетических задач».

Комбинированный урок

Знать сущность закона независимого наследования признаков.

Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание.

29(3)

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Комбинированный урок

Знать сущность хромосомной теории Т.Моргана, ее основные положения.

Знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы).

Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, кроссинговер).

30(4)

Взаимодействие генов.

Комбинированный урок

Знать различные виды взаимодействия неаллельных генов.

31(5)

Модификационная изменчивость.

Практ. раб.№3.

«Изменчивость, построение вариационногоряда и кривой.

.

Комбинированный урок

Знать определение наследственности и измечивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа.

Уметь строить вариационный ряд и кривую на примере листьев растений, семян и т.п.

32(6)

Мутационная изменчивость.

Практ. раб.№4.

«Выявление источников мутагенов в окруж..среде и оценка возможных последствий их влияния на организм».

.

Комбинированный урок

Знать основные различия между модификациями и мутациями.

Знать виды мутаций обосновывать их биологическую роль.

33(7)

Итоговая контрольная работа. «Биология 10 класс»

Урок контроля и оценки знаний обучающихся

Знать законы наследственности и изменчивости.

Уметь решать задачи по генетике.

.

34(8)

Анализ контрольной работы.Предмет и задачи селекции. Работы Н.И.Вавилова. Основные методы селекции. Биотехнология

Практ. раб.№5.

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ,что такое селекция, ее задачи и значение.

Иметь представление о работах Н.И.Вавилова.

Знать основные методы селекции растений и животных.(гибридизация , искусственный отбор)

Обосновывать явление гетерозиса. Знать о методах и приемах биотехнологии.

Обосновывать значение селекции для развития народного хозяйства Направления работы НПО «Нива Татарстана»», «Селекция животных» - районирование породы с/х животных,

.

35(9)

Обобщение по всему курсу «Биология 10 класс»

Обобщение

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная) сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания ;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих,), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы


© 2010-2022