Проект. Практическая природоохранная деятельность

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.Проект. Практическая природоохранная деятельность.

Содержание.

I.Значение леса для современного человека........................................................................................2

II.Пропаганда экологических знаний…………………………………………………………………………………………………3

1.Конкурсная познавательная игра «Экологическое ассорти. Лес- наше богатство.»………………………………………………………………………………………………………………………………………….4

2. Радиопередача «Природа и мы»…………………………………………………………………………………………………..4

3. Открытый урок «Сбереги планету свою»………………………………………………………………………………………5.

4 Экологическая конференции «В защиту родной природы»………………………………………………………….5

5. Работа экологического кружка………………………………………………………………………………………………………6

III.Практическая природоохранная деятельность……………………………………………………………………………9

1.Экскурсия в Урочище «Гай» и проведение полевых занятий по изучению первоцветов……………9

2. Изготовление кормушек и привлечение птиц в сквер возле школы…………………………………………15

3. Уборка и озеленение территории вокруг школы………………………………………………..........................17

lV. Заключительный этап………………………………………………………………………………………………………………….17

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………………19









I.Значение леса для современного человека.

Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).

Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть. Лес - богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
Источник энергии (дрова)
Строительный материал
Сырьё для производства (производство бумаги)
Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления. В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса.

Природоохранная деятельность в школе.

Задачи природоохранной деятельности:

- Установление гармоничных отношений ребенка с природой;

- Развитие научно-исследовательской деятельности, способствующей поддержанию интереса учащихся к природе;

-Сохранение психического, физического и нравственного здоровья детей;

Направления и формы природоохранной деятельности:

I.Пропаганда экологических знаний;

-проведение конкурсной познавательной игры «Экологическое ассорти. Лес-наше богатство.».

-проведение радиопередачи « Природа и мы».

-проведение открытого урока «Сбереги планету свою».

-проведение экологической конференции «В защиту родной природы».

-работа экологического кружка.

II.Практическая природоохранная деятельность.

-Экскурсия в Урочище «Гай» . Проведение полевых занятий по изучению первоцветов и природоохранных мероприятий.

- изготовление кормушек и привлечение птиц в сквер возле школы.

-уборка и озеленение территории вокруг школы.

Практическая значимость работы:

-Экологическое воспитание и экологическое образование учащихся;

-Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

-Повышение мотивации учащихся к обучению.

-Профессиональное самоопределение учащихся.

Природоохранная деятельность детей, как средство воспитания экологической культуры, предполагает систему мероприятий, направленных на охрану природы.

В связи с тем, что природоохранная деятельность состоит из комплекса мероприятий: природоохранные акции, просветительские экологические мероприятия и творческие конкурсы, его реализация позволяет вовлечь в природоохранную деятельность большое количество детей и подростков, повысить экологическую грамотность детей.

ll. Пропаганда экологических знаний.

В рамках природоохранной деятельности в течение учебного года проводится ряд экологических мероприятий, акций.

Начало реализации природоохранной деятельности было положено проведением просветительских мероприятий, направленных на пропаганду экологических знаний

1.Проведение конкурсной познавательной игры «Экологическое ассорти. Лес- наше богатство».

Прошла игра, которая называется «Экологическое ассорти. Лес наше богатство.». В ней приняли участие ученики 3 и 4 классов. Нам предстояло выяснить, насколько хорошо дети знают растения, животных, птиц наших лесов. Выиграл тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, птиц, насекомых и растений, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать.

2.Проведение радиопередачи «Природа и мы».

Юные защитники природы.

Все по очереди говорят

1. Земля заботу любит.

2. Искру лесу туши до пожара, отводи беду до удара.

3. Накорми землю - она накормит тебя.

1. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

2. Возвращай земле долг - будет толк.

3. Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.

1. Без хозяина земля - полная сирота.



3.Проведение открытого урока «Сбереги планету свою».

Подведение итогов урока;

Вам предстоит совершить много полезных дел: благоустройство двора, посадка деревьев и кустарников, организация живого уголка и т.д. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите зеленый листочек ( на листах нарисованы деревья без листьев ). Чье дерево к концу учебного года окажется самым зеленым, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы.

4.Проведение экологической конференции «В защиту родной природы».

Проект решения конференции:

  1. Способствовать сохранению естественных памятников природы, которые являются частицей истории жителей Злынковского района.

  2. Принять участие в операции «Мой двор - моя забота».

  3. Сообщать местным властям о случаях нарушения экологической обстановки .

  4. Школьным десантам продолжить работу по озеленению улиц села.

  5. Вынести проект решения конференции на заседание экопарламента.

5.Работа экологического кружка.

На занятиях экологического кружка разработали:

- правила поведения в лесу.

Ниже приведены правила поведения в лесу, некоторые из них кратко прокомментированы.

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Каким может быть обоснование этого правила?

Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения, в питании растения "из воздуха" с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению, животным и человеку питательные вещества (крахмал, кислород) . Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

2. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева) .

3. Не собирай березовый сок.

Помни, что это вредит дереву.

4. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Сбор дикорастущих растений на букеты - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие) . Жертвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Выросший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения...

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.) . Поэтому дети могут заготавливать те растения, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.) . Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.

Помни, что грибы очень нужны в природе.

Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Пауки - традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей.

Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений.

Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых.

Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.

Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды.

15. Не подходи близко к гнездам птиц.

По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

16. Не разоряй птичьи гнезда.

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.

Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

20. Не шуми в лесу, в парке.

Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

21. Не жги весной траву на лугу.

Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

Такие основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть учащиеся в начальных классах. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен или сокращен, а формулировки будут уточняться.

Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам поступки ребят не будут наносить вред природе.

-Составили план природоохранной работы в школе.

-Выпуск стенгазет,плакатов.


II.Практическая природоохранная деятельность.

Экскурсия в Урочище «Гай» и проведение полевых занятий по изучению первоцветов.

  1. Практическая работа №1.Описание и наблюдение за первоцветами.

Брянщина -неотъемлемая часть природы России и её изучение является значимым с научной точки зрения. Хотя на изучение родного края в школьном курсе отводится совсем немного времени.На территории села Денисковичи Злынковского района располагается Урочище «Гай». Главной особенностью данного участка природы- обилие первоцветов, многие из которых занесены в Красную книгу.

Задачи.

1. Провести описание видов,

2. наблюдать за первоцветами и составить календарь цветения первоцветов,

3. разработать мероприятия по сохранению Урочища и редких видов.

Исследовательская работа.

Для проведения полевых исследований был сформирован отряд из числа кружковцев экологического объединения. Первые исследования были проведены в апреле 2015 г.,как толь сошел снег. Исследовательский отряд проводил наблюдения за первоцветами до середины мая.

Результаты исследования.

1) Списки видов.

Первоцвет весенний, или лекарственный, или примула весенняя.Primula veris I. (Primula officinalis (L.) Hill) - многолетнее травянистое растение из семейства первоцветных (Primulaceae) с коротким косым корневищем, многочисленными шнуровидными придаточными корнями, розеткой листьев и безлистными цветоносными стеблями - стрелками. Листья с продолговато-яйцевидными морщинистыми пластинками, длиной 5-20 см и шириной 2-6 см, городчатые по краю, внезапно суженные в короткий черешок. Цветоносные стебли высотой от 10 до 30 см, заканчиваются зонтиковидным соцветием из поникающих цветков. Чашечка из 5 зеленых сросшихся чашелистиков, трубчато-колокольчатая, длиной 8-15 мм, рассеченная на одну треть, угловато-гранистая. Венчик 5-лепестный, ярко-желтой окраски, с длинной трубкой и плоским отгибом диаметром до 15 мм. Тычинок 5. Пестик с верхней завязью. Опыление перекрестное, осуществляется насекомыми. Плод - яйцевидная коробочка длиной до 1,5 см, с многочисленными мелкими семенами. Первоцвет настоящий - растение, основное развитие которого проходит в первую половину вегетационного сезона. Цветет первоцвет в мае, а в июне уже поспевают плоды и происходит обсеменение. Оставшуюся часть лета у растения на поверхности имеются только листья.

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa).Описание. Многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Имеет горизонтальное цилиндрическое, гладкое корневище, которое ветвится и быстро разрастается. Благодаря этому растение образовывает густые заросли. Стебель прямостоячий, редко опушенный, высотой 10-25 см.
Листья трижды рассечённые. Прикорневой лист один (или нет вообще) длинночерешковый. Стеблевые листья на коротких черешках, собранные по три в кольцо. Цветоносы одиночные с одним цветком на конце. Цветки белые, светло-розовые или лиловые, чаще с шестью (может быть 7 или 8) яйцевидными лепестками, 20-30 мм в диаметре. Цветёт в апреле - мае.
Созревание плодов в июне. Плод - продолговатая, коротковолосистая семянка с многочисленными семенами. Ветреница дубравная предпочитает тенистые участки с рыхлой плодородной почвой. Растёт в лесах (преимущественно широколиственных), среди кустарников. Размножается вегетативно и семенами.



Медуни́ца нея́сная, или Медуни́ца тёмная (лат. Pulmonária obscúra) вид невысоких многолетних травянистых растений из рода Медуница семейства Бурачниковые(Boraginaceae). У растений этого вида наблюдается нечастое среди цветковых растений явление изменения окраски венчика в процессе цветения: розовые в начале, к концу цветения венчики становятся синими. Используется как декоративное растение. Медонос.Научное родовое название Pulmonaria происходит от латинского pulmo - «лёгкое» (pulmonalis - «лёгочный») и связано с применением растений этого рода для лечения лёгочных заболеваний

Растения этого вида - многолетние травянистые корневищные растения высотой до 30 см[. Весной надземня часть растения представляет собой лишь прямостоячий стебель с цветками и небольшими листьями, летом же, после увядания стебля, надземная часть состоит из довольно больших прикорневых листьев

Листья - яйцевидные или продолговатые, заострённые на верхушке, с цельным или слегка городчатым краем. Стеблевые листья отличаются от прикорневых: первые - сидячие, небольшие,

почти без волосков; вторые - существенного большего размера (от 5 до 20 см), жёсткощетинистые, с довольно длинным крылатым черешком, прикорневые листья начинают расти после того, как растение зацветёт (или даже после цветения)

Цветки с двойным околоцветником. Чашечка сростнолистная, колокольчатая, пятизубчатая, в верхней части слегка расширенная, рассечённая менее чем на треть длины. Венчик трубчато-колокольчатый

В бутонах и в начале цветения венчик розовый, позже его окраска становится синей или лиловой, часто на одном растении имеются цветки различной окраски. Изменение цвета объясняется измененим кислотности клеточного сока в венчиках цветков медуницы (клеточный сок в бутонах и молодых цветках имеет кислую реакцию, но ближе к концу цветения становится

слабощелочным) и связано со свойствами красящего вещества антоциана: кислые растворы, в которых он содержится, - розовые,

а щелочные - синие.

Плод распадается на четыре гладких блестящих орешковидных доли.Созревает в мае - июне

Использование

Листья съедобны, в них содержится много аскорбиновой кислоты и других витаминов; весной их можно использовать для приготовления салатов.

В народной медицине медуницу неясную применяют при лечении лёгочных заболеваний как смягчающее и противовоспалительное средство. Также растение применяется при геморроидальных и носовых кровотечениях, при диатезе, малокровии и воспалительных процессах в желудке и кишечнике.

Мать-и-мачеха, или кашлегон.
Tussilago farfara L. Семейство Астровые (Asteraceae) или сложноцветных (Compositae)


Народные названия: кашлегон, подбел, камчужная трава.

Описание:
Мать-и-мачеха обыкновенная - многолетнее травянистое растение до 25 см высоты. Корневище ползучее, ветвистое. Цветоносные стебли отрастают рано весной до появления листьев, прямые, паутинисто-опушенные, густо усажены продолговато-яйцевидными, острыми, буро-красными чешуевидными листьями. Зеленые листья появляются после цветения растения, они прикорневые, крупные, плотные, на длинных, тонких, войлочных черешках, округло-сердцевидные, по краю зубчатые, верхняя сторона их гладкая, жесткая и холодная (мачеха), нижняя - беловойлочная, мягкая и теплая (мать). Цветочные корзинки (соцветия) одиночные, на верхушках стеблей, после цветения поникающие. Вечером, а также в сырую погоду соцветия закрываются. Цветки золотисто-желтые, краевые - с узкоязычковым венчиком, расположены в несколько рядов, срединные - трубчатые, с пятизубчатым венчиком, короче язычковых. Плод - линейно-продолговатая семянка с волосистым хохолком, способная прорастать через несколько часов после попадания в почву. Цветет в апреле - мае, плоды созревают в мае - июне и разносятся ветром. Размножается семенами и вегетативно.

2) Составление календаря цветения первоцветов.

В результате проведенного нами исследования мы составили календарь цветения раннецветущих растений, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Сроки цветения первоцветов в 2015 г.

08.04-14.04

15.04-21.04

22.04-28.04

29.04-05.05

06.05-12-05

13.05-19-05

20.05-28.05

Первоцвет весенний, или лекарственный, или примула весенняя.


Медуни́ца нея́сная, или Медуни́ца тёмная


Ветреница дубравная


Мать-и-мачеха, или кашлегон




3) Работа по сохранению Урочища «Гай».

1. Обратиться к поселковой администрации и администрации Злынковского района об охранной деятельности на территории микрозаповедника: запретить выпас скота и выброс бытового мусора.

2. Провести разъяснительную работу с жителями села по сохранению заповедника и редких видов растений.

3. Обратиться в газету «Знамя» и другие СМИ района и области.

4. Учащимся Денисковичской СОШ продолжать шефство над Урочищем «Гай».







Уборка придорожной полосы Урочища.

Очистка леса от сухостоя.



Охрана муравейников.


2.Изготовление кормушек и привлечение птиц в сквер возле школы.

Учащиеся нашей школы на уроках технологии в течении всего учебного года изготавливают кормушки и скворечники для птиц. В рамках недели биологии в школе прошли акции:

-Накормите птиц зимой.

-Каждой птичке по квартире.

-Праздник птиц.



Акция «Накормите птиц зимой».

Акция «Каждой птичке по квартире».



3.Уборка и озеленение территории вокруг школы.

IV.Заключительный этап.

Подведение итогов в форме собрания творческой группы, заседания Совета старшеклассников. На школьной линейке были оглашены итоги и награждены активные участники природоохранных мероприятий.
Для освещения результатов работы организована постоянно действующая выставка «Сохраним природу родного края».

Намечены дальнейшие мероприятия по защите и восстановлению леса:
-назначение ответственных за состоянием мест для отдыха;

-рейды по соблюдению правил поведения в лесу;

-разработать и организовать акцию в весенне-летний период

«Лес для будущих поколений».

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НАС выполнения природоохранных мероприятий:

Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности была направлена на достижение общего результата деятельности.
Природоохранные мероприятия позволил нам продолжить формирование наших научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения, деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природе и социальной сфере.
Мы считаем, что выполнение этой работы позволило нам получить теоретические знания в тесной взаимосвязи с практической природоохранной работой.
Благодаря нашим исследованиям естественных объектов мы получили реальную и достоверную информацию о состоянии лесов на территории Денисковичского сельского поселения. Посредством экологических рейдов мы удостоверились о пагубном антропогенном влиянии на окружающую среду. Данная ситуация побудила нас , а мы других принять посильные практические меры по устранению недостатков, развернуть пропагандистскую работу среди учащихся и населения.
В процессе реализации экологического работы мы совершенствовали формы сотрудничества между учениками, учениками и взрослыми на основе равноправного партнерства, опираясь на способности, склонности, интересы, субъектный опыт каждого, возможность реализовать себя в теоретической и практической деятельности. Благодаря чему мы, родители, учителя школы и жители приобрели навыки выполнения совместной практической социально значимой работы, которая была построена на базе экологического сознания. Улучшению отношений между природой и человеком способствовала и взаимосвязь научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности.

Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.
А.П.Чехов.




Литература.


1. Интернет-ресурсы 1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/15/256-pervocvet.html

2.Булохов. А. Д. Определитель растений Юго-Западного Нечерноземья России./ А.Д. Булохов, Э.М. Величкин.- Изд-е 2-е,доп.- Брянск: Изд-воБГУ,1998, -380 стр.

3.Быстров. А.А.; Круберг. Ю.К. Школьный определитель растений./ Ленинград: ГУП, 1947 г.- 252 стр.

4. География Брянской области./ Сост. Лопина М. Д., Тарлык М.Б..- Тула: Приокское книжное издательство, 1972 г. -120 стр.

5.Мир лесных растений./ В. Б. Петров. -М.: Наука,1978 г. - 168 стр.




19



© 2010-2022