Портфолио на высшую квалификационную категорию

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Круги кровообращения.

8 класс

Технология: модульное обучение.

Тип урока: урок усвоения и расширения приобретенных знаний.

Цель урока: в результате работы над учебными элементами вы должны получить знания о большом и малом кругах кровообращения.

Задачи:

-образовательные: закрепить уже известные знания о кругах кровообращения у млекопитающих на примере человека.

-воспитательные: использовать приобретенные знания для сохранения здоровья.

-развивающие: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с информацией учебника и видеофильма, обобщать, используя внутрипредметные связи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ЦОР по темам: «Малый круг кровообращения», «Большой круг кровообращения», презентация по теме: «У.Гарвей»таблица «Круги кровообращения», видео «Круги кровообращения», инструктивные карточки к учебным элементам (УЭ).

Ход урока.

УЭ - 0.

Учитель сообщает интегрирующую цель урока: в результате работы над учебными элементами вы должны получить знания о большом и малом кругах кровообращения.

УЭ - 1. Входной контроль (работа в тетрадях).

Цель: проверить знания о строении и функциях органов кровообращения. Задание №1. Выполните тест на соответствие.

1. Артерии

1. Кровь течёт к сердцу

А. Стенка состоит из одного слоя клеток

2. Вены

2. Кровь течёт от сердца

Б. В стенках много мышечных эластичных клеток

3. Капилляры

3. Кровь течёт от артерий к венам, или от вен к артериям

В. В стенках мало мышечных эластичных элементов. Г. В мембранах клеток многочисленные мельчайшие отверстия.

Проверка задания. За каждый правильный ответ один балл.

Задание №2. Выполните задание на соответствие.

1. сердце двухкамерное

1. птицы и млекопитающие

2. сердце трёхкамерное

2. рептилии

3. сердце трёхкамерное, в желудочке неполная перегородка

3. рыбы

4. сердце четырёхкамерное

4. амфибии

Проверка задания. За каждый правильный ответ один балл.

Задание №3. Выполните задание на последовательность. Определите последовательность эволюции сердца у позвоночных животных.

  1. сердце трёхкамерное, в желудочке неполная перегородка

  2. сердце двухкамерное, в желудочке нет перегородки

  3. сердце трёхкамерное

  4. сердце четырёхкамерное

Проверка задания. Правильная последовательность - 2 балла. неправильная последовательность - 0 балов.

Работы у доски. Определите последовательность эволюции сердца у позвоночных животных, используя рисунки на доске.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Задание №4. Какими цифрами обозначены на рисунке:

  1. Межжелудочковые перегородки

  2. Левый желудочек

  3. Правый желудочек

  4. Левое предсердие

  5. Правое предсердие

  6. Трёхстворчатый клапан

  7. Двухстворчатый клапан

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Проверка задания. За каждый правильный ответ один балл. УЭ - 2. Работа с текстом учебника и рисунками.

Цель: получить знания о большом круге кровообращения, называть сосуды, относящиеся к большому кругу кровообращения. Задание №1. Прочитайте в пар.21, стр.105-106, ст-ю «Большой круг кровообращения». Внимательно посмотрите видеоролик «Большой круг кровообращения». Задание №2. 1. На рис.51 найдите большой круг кровообращения. 2. Покажите на таблице большой круг кровообращения.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Задание №3. Ответьте устно на ?

  1. В каком отделе сердца начинается большой круг кровообращения?

  2. Куда кровь поступает из левого желудочка?

  3. Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?

  4. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

  5. В каких сосудах происходит газообмен?

  6. По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

Подведение итогов.

  1. Что называют большим кругом кровообращения?

  2. Что происходит с кровью в большом круге кровообращения?

  3. Покажите на таблице большой круг кровообращения.

УЭ - 3. Цель: получить знания о малом круге кровообращения.

Задание №1. Прочитайте в пар.21, стр.107-10, ст-ю «Малый круг кровообращения». Задание №2. На рис.51 найдите малый круг кровообращения. Внимательно посмотрите видеоролик «Малый круг кровообращения». Задание №3. Ответьте устно на ?

1. В каком отделе сердца начинается малый круг кровообращения?

  1. Куда кровь поступает из правого желудочка?

  2. Какая кровь (артериальная или венозная) течёт по этим сосудам?

  3. Что происходит с лёгочной артерией в лёгких?

  4. Где происходит превращение венозной крови в артериальную?

  5. По каким сосудам и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?

Подведение итогов.

  1. Что называют малым кругом кровообращения?

  2. Что происходит с кровью в малом круге кровообращения?

3. Покажите на таблице малый круг кровообращения УЭ - 4. Цель: проверьте свои знания.

Задание №1. Выполните задание на соответствие.

1. Правый желудочек и левое предсердие

А. Большой круг кровообращения

Б. Малый круг кровообращения

2. Левый желудочек и правое предсердие.

3. Лёгочная артерия и лёгочная вена

4. Аорта и полые вены

5. Капилляры в лёгких

6. Капилляры во всех частях тела

7. Артериальная кровь превращается в венозную

8. Венозная кровь превращается в артериальную

Проверка задания. За каждый правильный ответ один балл. УЭ-5. Лекция - диалог (история открытия кругов кровообращения).

Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще оспаривали их.

Одна из таких истин - большой круг кровообращения в живых организмах - рождалась особенно мучительно и трудно. В течение полутора тысяч лет господства культа Галена в медицине, очевидно, самого долгого и реакционного культа в истории науки, люди считали, будто артериальная и венозная кровь - жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы».

Инакомыслящие были нетерпимы. Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер, который испепелил в Женеве ее автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде - Мигелю Сервету, в Болонье - Карло Руини, в Пизе - Андреа Чезальпино, в Англии - Вильяму Гарвею, - тому, кто поставил последнюю точку.

Уильям Гарвей (1578-1657) родился в Фолкстоуне в графстве Кент, в семье преуспевающего купца. Старший сын и главный наследник, Вильям с радостью поменял «дело» сначала на узкую скамью Кентерберийского колледжа, а затем на долгие годы добровольно заточил себя под своды Кембриджа. В двадцать лет Гарвея влекут естественные науки. По обычаю школяров того времени Вильям отправляется в пятилетнее путешествие. Сначала он едет во Францию, а потом в Германию.

В 1598 году Гарвей отправился в Падуанский университет. Здесь он слушает лекции знаменитого анатома Фабрицио д'Аквапенденте. Этот ученый открыл в венах особые клапаны, однако так и не понял их значения. Для него они были лишь деталью строения вен.

А вот Гарвей задумался над ролью этих клапанов. Он решается на эксперимент над самим собой. Туго перевязав свою руку, Вильям увидел, как рука ниже перевязки вскоре затекла, вены набухли, а кожа потемнела. Следующий опыт Гарвей произвел над собакой. Он перевязал ей шнурком обе ноги. И снова ниже перевязок ноги начали отекать, а вены набухать. Когда набухшая вена на одной ноге была надрезана, из пореза закапала густая темная кровь. После же надреза на другой ноге выше перевязки из пореза не вытекло ни одной капли крови.

Стало ясно, что ниже перевязки вена переполнена кровью, а над перевязкой крови в ней нет. Ответ напрашивался сам собой, но Гарвей не спешил с выводами. Осторожный исследователь, он много раз проверял свои опыты и наблюдения.

В 1602 году Вильям получил степень доктора и поселился в Лондоне. В 1607 году он получил кафедру в Лондонской коллегии врачей, а в 1609 году Гарвей занял место доктора в госпитале св. Варфоломея. В 1625 году Гарвей становится почетным медиком при дворе Карла I.

Он делает прекрасную карьеру, но наука его интересует больше. Гарвей вскрывает различных животных, но чаще всего кошек, собак, телят. Препарирует ученый и трупы людей: запрещения вскрывать трупы уже не существовало. И всякий раз он рассматривал вены и артерии, разрезал сердце, изучал желудочки и предсердия. С каждым годом Гарвей все лучше и лучше разбирался в сети кровеносных сосудов, строение сердца перестало быть для него загадкой.

В 1616 году ему предложили кафедру анатомии и хирургии в коллегии врачей, а уже на следующий год он излагал свои взгляды на кровообращение. Во время лекции Гарвей впервые высказал убеждение, что кровь в организме непрерывно обращается - циркулирует, и что центральной точкой кровообращения является сердце. Делая подобное заключение, Гарвей опровергал теорию Галена о том, что центром кровообращения является печень.

Загадка пути крови в теле была разгадана. Гарвей наметил схему кровообращения. Но, рассказав о своем открытии на лекции, он не спешил опубликовать его. Вильям занялся новыми опытами и наблюдениями. Ученый, как всегда, обстоятелен и нетороплив. Только в 1628 году, когда Гарвею уже пятьдесят лет, выходит его «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», причем появляется труд в свет не дома, в Англии, а в далеком Франкфурте. Небольшая книга в 72 страницы сделала его бессмертным.

Гарвей считал, что сердце - это мощный мышечный мешок, разделенный на несколько камер. Действуя подобно насосу, оно нагнетает кровь в сосуды (артерии). Толчки сердца - это последовательные сокращения его отделов- предсердий, желудочков, это внешние признаки работы «насоса». Кровь движется по двум кругам, все время возвращаясь в сердце. В большом круге кровь движется от сердца к голове, к поверхности тела, ко всем его органам. В малом круге кровь движется между сердцем и легкими. В сосудах воздух отсутствует, поскольку они наполнены кровью. Общий путь крови: из правого предсердия - в правый желудочек, оттуда - в легкие, из них - в левое предсердие. Это и есть малый круг кровообращения. Честь открытия малого круга кровообращения принадлежит испанцу Сервету. Гарвей этого знать не мог, ведь книга Сервета была сожжена.

Из левого желудочка кровь выходит на пути большого круга. Сначала по крупным, потом по все более и более мелким артериям она течет ко всем органам, к поверхности тела. Обратный путь к сердцу (в правое предсердие) кровь совершает по венам. И в сердце, и в сосудах кровь движется лишь в одном направлении Это происходит потому, что клапаны сердца не допускают обратного тока. Клапаны в венах открывают путь лишь в сторону сердца.

Гарвей, конечно, не знал, как попадает кровь из артерий в вены. Без микроскопа путь крови в капиллярах проследить невозможно. Капилляры открыл итальянский ученый Мальпиги в 1661 году, т е. через четыре года после смерти Гарвея. Вместе с тем Гарвей понимал, что переход крови из артерий в вены нужно искать там, где находятся мельчайшие разветвления артерий и вен.

Не знал Гарвей и роли легких. В его время не только не имели представления о газообмене, но и состав воздуха был неизвестен. Гарвей только утверждал, что в легких кровь охлаждается и изменяет свой состав,

Рассуждения и доказательства, приведенные в книге Гарвея, были очень убедительны. И все же, как только книга появилась, на Гарвея посыпались нападки со всех сторон. Авторитет Галена и других древних мудрецов был еще слишком велик. В числе противников Гарвея были и крупные ученые, и множество врачей-практиков. Взгляды Гарвея были встречены враждебно. Ему даже дали прозвище «Шарлатан». Одним из первых подверг Гарвея уничижительной критике «Царь анатомов», личный врач Марии Медичи - Риолан. За Риоланом - Пои Патен (Мольер отомстил ему за Гарвея, высмеяв в своем «Мнимом больном»), за Патеном - Гоф-фман, Черадини, - противников было куда больше, чем страниц в его книге. «Лучше ошибки Галена, чем истины Гарвея!» - таков был их боевой клич.

Гарвею пришлось пережить много неприятностей, но затем с его учением стали считаться все больше и больше. Молодые врачи и физиологи пошли за Гарвеем, и ученый под конец жизни дождался признания своего открытия. Медицина и физиология вступили на новый, подлинно научный путь. Открытие Гарвея создало коренной перелом в развитии медицинской науки.

Несколько позже было установлено, что время движения крови по сосудам малого круга кровообращения составляет 3-4 секунды, а по сосудам большого - около 23 секунд.

Презентация «Вильям Гарвей»

После лекции 2-3 ученика по желанию зачитывают свои записи (доп. 2 балла).

УЭ - 4. Выходной контроль (самостоятельная работа в тетрадях).

Цель: проверить знания, полученные в ходе урока.

Задание №1. Выполните задание на соответствие.

1. Правый желудочек и левое предсердие

А. Большой круг кровообращения

Б. Малый круг кровообращения

2. Левый желудочек и правое предсердие.

3. Лёгочная артерия и лёгочная вена

4. Аорта и полые вены

5. Капилляры в лёгких

6. Капилляры во всех частях тела

7. Артериальная кровь превращается в венозную

8. Венозная кровь превращается в артериальную

Проверка задания. За каждый правильный ответ один балл. Оценки за урок и домашнее задание.

Баллы

Оценка

Домашнее задание

16

5

Молодец! Повтори п. 21.

15-13

4

Прочитай еще раз п. 21 и записи в тетрадях.

12-10

3

Прочитай внимательно п.21, записи в тетрадях, объясни термины к п.21 и ответь на вопросы в конце п.21.

Менее10


Нужно учить

Д.З. пар.21. Задания в рабочей тетради №82-№85

Литература:

1.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2003.

2.Биология. Человек. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, автор - составитель Т.В. Чередникова, Волгоград, Учитель, 2005.

3.Биологи УЭ-5. Лекция - диалог (история открытия кругов кровообращения).

я. 6-11 классы: модульное обучение, автор - составитель В.В. Гаевая, Волгоград, Учитель, 2009.

4.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек», Москва, Вако, 2005.

6.Интернет - ресурсы:


ejonok.ru/nature/%D…круги кровообращения (схема)

Кровообращение.avi на youtube.com - видео

Круги кровообращения.mov на youtube.com - видео youtube.com

Портфолио на высшую квалификационную категориюПортфолио на высшую квалификационную категорию


Аспектный анализ урока по теме: «Круги кровообращения»

Анализ содержания урока

(Лист наблюдения урока)



Ф.И.О. учителя Фомина Евгения Александровна Предмет биология

Анализ содержания урока

(Лист наблюдения урока)



Ф.И.О. учителя Фомина Евгения Александровна Предмет биология

Класс «8А»

Тема урока :«Круги кровообращения»

Оборудование урока:

- какие средства обучения использовал учитель

Компьютерная мультимедия; словесные, или вербальные средства - это книга, в том числе учебник, слово учителя, тесты и рабочие тетради, таблицы,

ejonok.ru/nature/%D…круги кровообращения (схема)

Кровообращение.avi на youtube.com - видео

Круги кровообращения.mov на youtube.com - видео youtube.com

- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО

Таблица: «круги кровообращения», компьютер, интерактивная доска,

- как подготовлена классная доска к уроку

Тема урока: «Круги кровообращения»

Д.З. пар.21. Задания в рабочей тетради №82-№85

Тип и структура урока:

-Какой тип урока избран

урок усвоения и расширения приобретенных знаний.

-Место урока в системе уроков по данному разделу

Соответствует рабочей программе.

- Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками

Учащихся выполняют разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний Выработанные у учащихся умения и навыки способствуют формированию новых умений и навыков, применению усвоенных знаний в новых ситуациях.

- Каковы этапы урока, их последовательность, логическая связь

Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление и применение новых знаний

V. Домашнее задание.

- Соответствие структуры данному типу урока

Структура урока соответствует типу урока - урок изучения и расширения приобретенных знаний.На уроке данного типа решались несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся.

- Как обеспечивалась целостность и завершенность урока

Учитель для расширения знаний о скелете организует работу учащихся в парах. Каждая пара получает модуль. В результате самостоятельной работы с модулями учащиеся развивают умение работать с учебником, выделять главное, делать выводы. Учащиеся, работая в паре, выдвигают идеи по решению предложенной задачи. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Работа в паре обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем. Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в паре позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, сопоставить точку зрения с мнением товарища, научиться корректировать свою работу осознать преимущества совместного творчества.

Содержание урока

- Соответствует ли содержание программе, задачам урока

Образовательные: организована индивидуальную и групповую

познавательная деятельность учащихся на уроке для изучения движения крови по большому и малому кругам кровообращения., Развивающие: созданы условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учащиеся развивавали наблюдательность и речь . Воспитательные: способствовал формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширялся кругозор учащихся; воспитывалась культура поведения на уроке.

-С каким материалом уч-ся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке

Изучение кругов кровообращения у человека

- Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей уч-ся

Творческий процесс в паре позволил ребенку обогатить свой опыт за счет

знаний, умений товарищей , сопоставлять свою точку зрения с мнением

товарища, учились корректировать свою работу и осознавать преимущества совместного творчества.

- Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались

Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:

умения)анализировать;б)сравнивать; д)обобщать; е) выделять главное; ж)

устанавливать причинно-следственные связи.Учащиеся обучались

использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно",

"обобщая сказанное".Учились пользоваться:а) учебником,б) дополнительной

литературой. учились осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной

деятельности.Учились вести познавательную деятельность:б) в паре,
г) в коллективе. Учились сотрудничать при решенииучебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).

- Как осуществлялись межпредметные связи

Использовались знания по физике.

- Соблюдались ли внутрипредметные связи

Эволюция кровеносной системы у хордовых животных.

Тема урока: Скелет человека.

8 класс

Технология: модульное обучение.

Тип урока: урок усвоения и расширения приобретенных знаний.

Цель урока: в ходе работы с учебными элементами продолжить начатое в курсе зоологии формирование понятий кровеносной системы.

Задачи урока:

Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения функций скелета, строения.,

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитательные: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, карточки-задания, презентация к уроку,

учебник, тетрадь, скелет, тесты, карта оценки деятельности.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные,

наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами.

Ход урока.

УЭ - 0.

Учитель сообщает интегрирующую цель урока: в ходе работы с учебными элементами (УЭ) вы должны вы должны сформировать знания о строении и функциях скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; показать сходство в строении скелета позвоночных животных и человека; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с мышлением, речью, трудовой деятельностью и прямохождением.

УЭ - 1. Входной контроль (работа в тетрадях).

Цель: объяснить функции скелета на основании знаний, полученных при изучении строения, химического состава и характера соединения костей. Задание №1. Прочитайте функции скелета.

  1. Опорная.

  2. Защита и вместилище жизненно важных органов.

  3. Двигательная.

  4. Определяет размер и форму тела.

Задание №2. Продумай ответы о способах соединения костей в скелете. Ответы зашифруй последовательным рядом из трех чисел, разделив их на три группы.

1. неподвижное соединение

4. кости конечностей

7. частичная свобода движений + защита мозга

2.полуподвижное соединение

5. кости черепа

8. свобода движения

3. подвижное соединение

6. позвонки

9. прочность + защита мозга

Проверка выполненного задания. За три правильных ответа - 5 баллов, за два правильных ответа- 4 балла, за один правильный ответ - 3 балла.

Портфолио на высшую квалификационную категорию









Продумай ответ на ?

Какую функцию скелета можно объяснить с помощью этого теста?

Задание №3. Продумай ответы о составе и свойствах костей. Ответы зашифруй последовательным рядом из трех чисел, разделив их на три группы.

1. нормальная кость

4. без минеральных веществ

7. хрупкая

2. декальцинированная кость

5. без органических веществ

8. твердая, прочная, упругая

3. прокаленная кость

6. органические + минеральные вещества

9. мягкая, упругая

Проверка выполненного задания. За три правильных ответа - 5 баллов, за два правильных ответа- 4 балла, за один правильный ответ - 3 балла.

Продумай ответы на ? Какую функцию скелета можно объяснить с помощью этого теста?

Подведение итогов.

Что такое скелет?

УЭ - 2. Цель: изучить особенности строения черепа человека .

Задание №1. Прочитай в пар.11 на стр.52 - 53 ст-ю «Череп», изучи рис.21. Работа в паре

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Череп». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя. Работа самостоятельная

Подведение итогов. Работа с классом.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем череп, назови и покажи кости, из которых он состоит.

  2. Каковы особенности строения черепа человека и с чем они связаны ?

  3. Какую функцию выполняет череп?

Портфолио на высшую квалификационную категорию

УЭ - 3. Цель: изучить особенности строения черепа человека .

Задание №1. Прочитай в пар.11 на стр.52 - 53 ст-ю «Череп», изучи рис.21. Работа в паре.

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Череп». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя. Самостоятельная работа.

Подведение итогов. Работа с классом.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем череп, назови и покажи кости, из которых он состоит.

  2. Каковы особенности строения черепа человека и с чем они связаны ?

  3. Какую функцию выполняет череп?

УЭ - 3. Цель: изучить особенности строения скелета туловища человека .

Задание №1. Прочитай в пар.11 на стр.53 ст-ю «Скелет человека», изучи рис. 22 -26 и выполни в рабочей тетради задания №37 и №39. Работа в паре

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Туловище». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя. Самостоятельная работа.

Подведение итогов. Работа с классом.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем туловище, назови и покажи кости из которых состоит туловище.

  2. Каковы особенности строения туловища человека и с чем они связаны?

  3. Какую функцию выполняет скелет туловища?

Портфолио на высшую квалификационную категорию




УЭ - 4. Цель: изучить особенности строения скелета верхних конечностей человека.

Задание №1. Прочитай в пар.12 ст-ю «Скелет верхней конечности», изучи рис.27 и рис.28. Работа в паре

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Верхняя конечность». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя. Самостоятельная работа.

Задание №3. Вспомни движение волейболиста. Почему даже при бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе?

Подведение итогов. Работа с классом.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем верхнюю конечность, назови и покажи кости из которых состоит верхняя конечность.

  2. Каковы особенности строения верхней конечности и с чем они связаны?

  3. Какую функцию выполняет верхняя конечность?

УЭ - 5. Цель: изучить особенности строения скелета нижних конечностей человека.

Задание №1. Прочитай в пар.12 ст-ю «Скелет нижней конечности», изучи рис.29 и рис.30. Работа в паре

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Нижняя конечность». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя. Самостоятельная работа.

Задание №3. Вспомни движение футболиста. Почему нога в тазобедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном только вперед-назад? Работа с классом.

Подведение итогов. Работа с классом.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем нижнюю конечность, назови и покажи кости из которых состоит нижняя конечность.

  2. Каковы особенности строения скелета нижней конечности?

  3. Какую функцию выполняет нижняя конечность?

УЭ - 6. Цель: закрепить полученные знания.

Задание №1. Продумай ответы на ? об особенностях строения отделов скелета человека, названных в первой колонке. Зашифруй их последовательно тремя цифрами из 6 групп. Самостоятельная работа.

1. грудная клетка

7. с изгибом

13. опора для внутренних органов

2. стопа

8. расширена в стороны

14. защита внутренних органов

3. позвоночник

9. свод

15. труд

4. верхняя конечность

10. широкий как чаша

16. пружинит, смягчает толчки при движении

5. таз

11. большой палец противопоставлен остальным

17. речь

6. череп

12. подбородочный выступ

Подсчитай количество баллов и оцени свою работу. За 6 правильных ответов - 6 баллов, за 5 правильных ответов - 5 баллов, за 4 правильных тветов - 4 балла, за 3 правильных ответа - 3 балла. За 2 правильных ответа - 2 балла. За 1 правильный ответ - 1 балл.

Подсчитай количество баллов, набранных на уроке и оцени свою работу.

Баллы

Оценка

35

5

34-30

4

29-25

3

Меньше 25

к сожалению вы плохо усвоили тему, повтори пар 10, 11, 12.

Д.З. пар. 11 и пар.12, ? на стр.55 и стр. 61-62, термины, задания в рабочей тетради №35, №37, №39, №41.

Модуль 3. Скелет человека.

№УЭ

Вопросы и задания для самостоятельной работы



Рекомендации для выполнения работы


УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы над учебными элементами вы должны сформировать знания о строении и функциях скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; показать сходство в строении скелета позвоночных животных и человека; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с мышлением, речью, трудовой деятельностью и прямохождением. Каковы особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью?

УЭ-1

Цель: объяснить функции скелета на основании знаний, полученных при изучении строения, химического состава и характера соединения костей. Задание №1. Прочитайте функции скелета.

  1. Опорная.

  1. Защита и вместилище жизненно важных органов.

3 Двигательная.

  1. Определяет размер и форму тела.

Задание №2. Продумай ответы о способах соединения костей в скелете. Ответы зашифруй последовательным рядом из трех чисел, разделив их на три группы.

1. неподвижное соединение

4. кости конечностей

7. частичная свобода движений + защита мозга

2.полуподвижное соединение

5. кости черепа

8. свобода движения

3. подвижное соединение

6. позвонки

9. прочность + защита мозга

Продумай ответ на ?

Какую функцию скелета можно объяснить с помощью этого теста?

Задание №3. Продумай ответы о составе и свойствах костей. Ответы зашифруй последовательным рядом из трех чисел, разделив их на три группы.

1. нормальная кость

4. без минеральных веществ

7. хрупкая

2. декальцинированная кость

5. без органических веществ

8. твердая, прочная, упругая

3. прокаленная кость

6. органические + минеральные вещества

9. мягкая, упругая

Продумай ответы на ?

Какую функцию скелета можно объяснить с помощью этого теста?

Подведение итогов.

Что такое скелет?



Работайте самостоятельно

Прав.

ответы

Баллы

3

5

2

4

1

3

Оцени свою работу



Ответы у учителя

Работайте с классом

Прав.

ответы

Баллы

3

5

2

4

1

3

УЭ-2

Цель: изучить особенности строения черепа человека .

Задание №1. Прочитай в пар.11 на стр.52 - 53 ст-ю «Череп», изучи рис.21.

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Череп». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя.

Подведение итогов.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем череп, назови и покажи кости, из которых он состоит.

  2. Каковы особенности строения черепа человека и с чем они связаны ?

  3. Какую функцию выполняет череп?

Работайте в паре

Работайте самостоятельно

Работайте с классом



УЭ-3

Цель: изучить особенности строения скелета туловища человека .

Задание №1. Прочитай в пар.11 на стр.53 ст-ю «Скелет человека», изучи рис. 22 -26 и выполни в рабочей тетради задания №37 и №39.

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Туловище». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя.

Подведение итогов.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем туловище, назови и покажи кости из которых состоит туловище.

  2. Каковы особенности строения туловища человека и с чем они связаны?

  3. Какую функцию выполняет скелет туловища?

Работайте в паре

Работайте самостоятельно

Работайте с классом

Уэ-4

Цель: изучить особенности строения скелета верхних конечностей человека.

Задание №1. Прочитай в пар.12 ст-ю «Скелет верхней конечности», изучи рис.27 и рис.28.

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Верхняя конечность». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя.

Задание №3. Вспомни движение волейболиста. Почему даже при бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе?

Подведение итогов.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем верхнюю конечность, назови и покажи кости из которых состоит верхняя конечность.

  2. Каковы особенности строения верхней конечности и с чем они связаны?

  3. Какую функцию выполняет верхняя конечность?

Работайте в паре

Работайте самостоятельно

Работайте с классом

Уэ-5

Цель: изучить особенности строения скелета нижних конечностей человека.

Задание №1. Прочитай в пар.12 ст-ю «Скелет нижней конечности», изучи рис.29 и рис.30.

Задание №2. Заполни в таблице «Особенности скелета человека» пропуски в графе «Нижняя конечность». Каждую правильную запись оцени в 1 балл. Ответы у учителя.

Задание №3. Вспомни движение футболиста. Почему нога в тазобедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном только вперед-назад?

Подведение итогов.

  1. Пользуясь скелетом человека покажи на нем нижнюю конечность, назови и покажи кости из которых состоит нижняя конечность.

  2. Каковы особенности строения скелета нижней конечности?

  3. Какую функцию выполняет нижняя конечность?

Работайте в паре

Работайте самостоятельно

Работайте с классом

Уэ-6

Цель: закрепить полученные знания.

Задание №1. Продумай ответы на ? об особенностях строения отделов скелета человека, названных в первой колонке. Зашифруй их последовательно тремя цифрами из 6 групп.

1. грудная клетка

7. с изгибом

13. опора для внутренних органов

2. стопа

8. расширена в стороны

14. защита внутренних органов

3. позвоночник

9. свод

15. труд

4. верхняя конечность

10. широкий как чаша

16. пружинит, смягчает толчки при движении

5. таз

11. большой палец противопоставлен остальным

17. речь

6. череп

12. подбородочный выступ



Подсчитай количество баллов, набранных на уроке и оцени свою работу.

Д.З. пар. 11 и пар.12, ? на стр.55 и стр. 61-62, термины, задания в рабочей тетради №35, №37 , №39, №41

Работайте самостоятельно

Оцени свою работу



Прав. ответы

Баллы

6

6

5

5

4

4

3

3

2

2

1

1

Оцени свою работу на уроке

Баллы

Оценка

35

5

34-30

4

29-25

3

Меньше 25

к сожалению вы плохо усвоили тему, повтори пар 10, 11, 12.

Аспектный анализ урока по теме: «Скелет человека»

Анализ содержания урока

(Лист наблюдения урока)

Ф.И.О. учителя Фомина Евгения Александровна Предмет биология

Класс «8В»

Тема урока ___Скелет человека

Оборудование урока:

- какие средства обучения использовал учитель

Реальные (натуральные) объекты: скелет человека; компьютерная мультимедия; словесные, или вербальные средства - это книга, в том числе учебник, слово учителя, тесты и рабочие тетради.

- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО

Скелет человека, компьютер.

- как подготовлена классная доска к уроку

Тема урока: «Скелет человека»

Д.З. пар. 11 и пар.12, ? на стр.55 и стр. 61-62, термины, задания в рабочей тетради №35, №37 , №39, №41

Тип и структура урока:

-Какой тип урока избран

урок усвоения и расширения приобретенных знаний.

-Место урока в системе уроков по данному разделу

Соответствует рабочей программе.

- Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками

Учащихся выполняют разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний Выработанные у учащихся умения и навыки способствуют формированию новых умений и навыков, применению усвоенных знаний в новых ситуациях.

- Каковы этапы урока, их последовательность, логическая связь

Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление и применение новых знаний

V. Домашнее задание.

- Соответствие структуры данному типу урока

Структура урока соответствует типу урока - урок изучения и расширения приобретенных знаний.На уроке данного типа решались несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся.



- Как обеспечивалась целостность и завершенность урока

Учитель для расширения знаний о скелете организует работу учащихся в парах. Каждая пара получает модуль. В результате самостоятельной работы с модулями учащиеся развивают умение работать с учебником, выделять главное, делать выводы. Учащиеся, работая в паре, выдвигают идеи по решению предложенной задачи. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Работа в паре обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем. Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в паре позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, сопоставить точку зрения с мнением товарища, научиться корректировать свою работу осознать преимущества совместного творчества.

Содержание урока

- Соответствует ли содержание программе, задачам урока

Образовательные: организована индивидуальную и групповую

познавательная деятельность учащихся на уроке для изучения строения функций скелета, строения., Развивающие: созданы условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учащиеся устанавливали взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь . Воспитательные: способствовал формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширялся кругозор учащихся; воспитывалась культура поведения на уроке.

-С каким материалом уч-ся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке

Изучение строения скелета, взаимосвязь строения и функций скелета.

- Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей уч-ся

Творческий процесс в паре позволил ребенку обогатить свой опыт за счет

знаний, умений товарищей , сопоставлять свою точку зрения с мнением

товарища, учились корректировать свою работу и осознавать преимущества совместного творчества.

- Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались

Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:

умения)анализировать;б)сравнивать; д)обобщать; е) выделять главное; ж)

устанавливать причинно-следственные связи.Учащиеся обучались

использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно",

"обобщая сказанное".Учились пользоваться:а) учебником,б) дополнительной

литературой. учились осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной

деятельности.Учились вести познавательную деятельность:б) в паре,
г) в коллективе. Учились сотрудничать при решенииучебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).

- Как осуществлялись межпредметные связи

Использовались знания по химии.

- Соблюдались ли внутрипредметные связи

Опорно-двигательная система






2.4. Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

2.4.1. Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения.



Ученики Евгении Александровны, участвуя в дистанционной олимпиаде проекта Инфоурок ( май, 2015) получили доступ к бесплатному курсу дополнительного образования «Тайны нашего познания». Курс направлен на развитие мышления и полезен ученикам любого возраста и уровня знаний. Занятия проводились дистанционно в удобное для учеников время (Лицензия №3715 от 13.11.2013). Сроки обучения: 19.05.-30.06.2015 г. Обучение прошли: Акаева Алимат ( 7 «Б» класс), Несмеянова Елизовета ( 7 «Б» класс), Шевченко на ( 6 «Б» класс). Таблица учеников, которым был предоставлен логин и пароль для бесплатного прохождение курса

ФИО ученика:

Акаева Алимат

Логин:

293127

Пароль:

293127

Страница для входа:

konkurs.infourok.ru/pupil/

ФИО ученика:

Несмеянова Елизовета

Логин:

293239

Пароль:

293239

Страница для входа:

konkurs.infourok.ru/pupil/

ФИО ученика:

Шевченко Яна

Логин:

293581

Пароль:

293581

Страница для входа:

konkurs.infourok.ru/pupil/

В настоящее время ученики Евгении Александровны готовятся принять участие в осенней олимпиаде по биологии проекта Инфоурок, которая состоится 16.10.2015 г. После окончания олимпиад все ученики получат бесплатный доступ к онлайн-ресурсу моментальной оценки знаний и индивидуального подбора обучающих материалов .

Программа не просто огласит результат, но и предложит экспресс-помощь в восполнении недостающих знаний. Это даст учащемуся шанс в учебном году учиться с большей уверенностью и быть готовым к новым открытиям, и получать хорошие отметки..

Из чего состоит экспресс-диагностика?

Олайн-тестирование составлено командой опытных учителей и методистов проекта инфоурок. На прохождение теста ребенку выделяется не более 1 часа, за который ему необходимо будет ответить
на 10-15 вопросов. Основываясь на ответах школьника, программа выявляет потенциально проблемные темы в знаниях ребенка. Но авторы проекта не просто огласят результат, а предложат реальную программу ускоренного разрешения найденных проблем и дадут для этого все необходимые материалы. По итогам теста можно будет увидеть на какие вопросы ребенок дал неверные ответы, посмотреть задания, а также получить доступ к видеоурокам, рекомендованным для просмотра ученику.

На сайте kpdbio.ru/, учащиеся в онлайн - режиме могут проходить тестирование при подготовке к олимпиаде по биологии. Я предлагаю своим ученикам при подготовке к ЕГЭ по биологии пользоваться следующими сайтами:

  1. licey.net/bio/bioAdd/test

  2. olymp74.ru/ Олимпийский тур

  3. nadya.21416s02.edusite.ru/ тесты

  4. xn--90aeobapscbe.xn--p1ai/ по биологии РФ.

Портфолио на высшую квалификационную категориюПортфолио на высшую квалификационную категориюПортфолио на высшую квалификационную категорию.4. Портфолио на высшую квалификационную категорию2. Портфолио на высшую квалификационную категорию




© 2010-2022