Рабочая программа по биологии 9 класс, учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Вязовка

Екатериновского района Саратовской области






Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

На заседании МО естественно-математического цикла

Председатель МО:

Заместитель директора по УВР

Директор школы:

«____»______________2014г

«____»______________2014г

Приказ №__ «___»___________2014г.

(Харитонова Н.П.)

(Барданова Е.Ф.)

(Щербакова Н.А.)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА


ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ


УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ








2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2007. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».

Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).















Учебно-тематический план


по___биологии

предмет

Класс__9__

Учитель:_Толкачева Ирина Александровна

Количество часов

Всего___68___ час; в неделю______2_____ час.

Плановых контрольных уроков _____7______,лабораторные работы ___4___; экскурсии _2__

Административных контрольных уроков _________ч.

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений

Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с.

название, автор, издательство, год издания



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

План

Факт


Введение (3 часа)


1.

Биология - наука о жизни

1

02.09


2.

Методы исследования в биологии

1

03.09


3

Сущность жизни и свойства живого

1

09.09


Клеточное строение организмов (4 часа)

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

10.09


5

Углеводы

1

16.09


6

Липиды

1

17.09


7

Состав и строение белков

1

23.09


8

Функции белков

1

24.09


9

Нуклеиновые кислоты

1

30.09


10

АТФ и другие органические соединения

1

01.10


11

Биологические катализаторы

1

07.10


12

Вирусы

1

08.10


13

Обобщающий урок №1 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

14.10


Клеточный уровень (15 часов)

14

Основные положения клеточной теории. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

15.10


15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

21.10


16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

1

22.10


17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

28.10


18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

29.10


19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

11.11


20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

1

12.11


21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1

18.11


22

Энергетический обмен в клетке

1

19.11


23

Типы питания клеток

1

25.11


24

Фотосинтез и хемосинтез

1

26.11


25

Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

02.12


26

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

1

03.12


27

Деление клетки. Митоз

1

09.12


28

Контрольно-обобщающий урок №2 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

1

10.12


Организменный уровень (14 часов)

29

Размножение организмов. Бесполое размножение

1

16.12


30

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

17.12


31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

23.12


32

Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание

1

24.12


33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

1

13.01


34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

14.01


35

Дигибридное скрещивание

1

20.01


36

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана

1

21.01


37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

27.01


38

Модификационная изменчивость. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»

1

28.01


39

Мутационная изменчивость

1

03.02


40

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

1

04.02


41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

10.02


42

Контрольно-обобщающий урок №3 по теме: «Организменный уровень организации живого»

1

11.02


Популяционно-видовой уровень (3 часа)

43

Вид. Критерии вида. Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида»

1

17.02


44

Популяции

1

18.02


45

Экология как наука. Экологические факторы

1

24.02


Экосистемный уровень (6 часов)

46

Сообщество. Экосистема. Биоценоз

1

25.02


47

Состав и структура сообщества

1

03.03


48

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

04.03


49

Саморазвитие экосистемы

1

10.03


50

Экскурсия в биогеоценоз

1

11.03


51

Контрольно-обобщающий урок №4 по теме: «Экосистемный уровень»

1

17.03


Биосферный уровень (4 часа)

52

Биосфера. Среды жизни

1

18.03


53

Круговорот веществ в биосфере

1

31.03


54

Экологические кризисы

1

01.04


55

Контрольно-обобщающий урок №5 по теме: «Биосферный уровень»

1

07.04


Эволюция (7 часов)

56

Развитие эволюционного учения

1

08.04


57

Изменчивость организмов

1

14.04


58

Борьба за существование. Естественный отбор

1

15.04


59

Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

1

21.04


60

Макроэволюция

1

22.04


61

Основные закономерности эволюции

1

28.04


62

Контрольно-обобщающий урок №6 по теме: «Эволюция»

1

29.04


Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

63

Гипотезы возникновения жизни. Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1

05.05


64

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

1

06.05


65

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

1

12.05


66

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

1

13.05


67

Контрольно-обобщающий урок №7 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

19.05


68

Обобщение по курсу биологии 9 класса

1

20.05






Содержание программы

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (52 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (6 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (6 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.












Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения предмета ученики должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие организмов;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

  • соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.



























Список литературы


  1. Федеральный Государственный стандарт.

  2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

  3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

Дополнительная литература:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:

mon.gov.ru Министерство образования и науки

fipi.ru Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений

ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет


© 2010-2022