- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс, учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник
Рабочая программа по биологии 9 класс, учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толкачева И.А. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с. Вязовка
Екатериновского района Саратовской области
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждаю:
На заседании МО естественно-математического цикла
Председатель МО:
Заместитель директора по УВР
Директор школы:
«____»______________2014г
«____»______________2014г
Приказ №__ «___»___________2014г.
(Харитонова Н.П.)
(Барданова Е.Ф.)
(Щербакова Н.А.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА
ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2007. - 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».
Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).
Учебно-тематический план
по___биологии
предмет
Класс__9__
Учитель:_Толкачева Ирина Александровна
Количество часов
Всего___68___ час; в неделю______2_____ час.
Плановых контрольных уроков _____7______,лабораторные работы ___4___; экскурсии _2__
Административных контрольных уроков _________ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений
Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с.
название, автор, издательство, год издания
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Дата
План
Факт
Введение (3 часа)
1.
Биология - наука о жизни
1
02.09
2.
Методы исследования в биологии
1
03.09
3
Сущность жизни и свойства живого
1
09.09
Клеточное строение организмов (4 часа)
4
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика
1
10.09
5
Углеводы
1
16.09
6
Липиды
1
17.09
7
Состав и строение белков
1
23.09
8
Функции белков
1
24.09
9
Нуклеиновые кислоты
1
30.09
10
АТФ и другие органические соединения
1
01.10
11
Биологические катализаторы
1
07.10
12
Вирусы
1
08.10
13
Обобщающий урок №1 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»
1
14.10
Клеточный уровень (15 часов)
14
Основные положения клеточной теории. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
1
15.10
15
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
1
21.10
16
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки
1
22.10
17
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи
1
28.10
18
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды
1
29.10
19
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения
1
11.11
20
Различия в строении клеток эукариот и прокариот
1
12.11
21
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
1
18.11
22
Энергетический обмен в клетке
1
19.11
23
Типы питания клеток
1
25.11
24
Фотосинтез и хемосинтез
1
26.11
25
Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция
1
02.12
26
Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция
1
03.12
27
Деление клетки. Митоз
1
09.12
28
Контрольно-обобщающий урок №2 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»
1
10.12
Организменный уровень (14 часов)
29
Размножение организмов. Бесполое размножение
1
16.12
30
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение
1
17.12
31
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон
1
23.12
32
Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание
1
24.12
33
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
1
13.01
34
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
1
14.01
35
Дигибридное скрещивание
1
20.01
36
Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана
1
21.01
37
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
1
27.01
38
Модификационная изменчивость. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»
1
28.01
39
Мутационная изменчивость
1
03.02
40
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова
1
04.02
41
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
1
10.02
42
Контрольно-обобщающий урок №3 по теме: «Организменный уровень организации живого»
1
11.02
Популяционно-видовой уровень (3 часа)
43
Вид. Критерии вида. Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида»
1
17.02
44
Популяции
1
18.02
45
Экология как наука. Экологические факторы
1
24.02
Экосистемный уровень (6 часов)
46
Сообщество. Экосистема. Биоценоз
1
25.02
47
Состав и структура сообщества
1
03.03
48
Потоки вещества и энергии в экосистеме
1
04.03
49
Саморазвитие экосистемы
1
10.03
50
Экскурсия в биогеоценоз
1
11.03
51
Контрольно-обобщающий урок №4 по теме: «Экосистемный уровень»
1
17.03
Биосферный уровень (4 часа)
52
Биосфера. Среды жизни
1
18.03
53
Круговорот веществ в биосфере
1
31.03
54
Экологические кризисы
1
01.04
55
Контрольно-обобщающий урок №5 по теме: «Биосферный уровень»
1
07.04
Эволюция (7 часов)
56
Развитие эволюционного учения
1
08.04
57
Изменчивость организмов
1
14.04
58
Борьба за существование. Естественный отбор
1
15.04
59
Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
1
21.04
60
Макроэволюция
1
22.04
61
Основные закономерности эволюции
1
28.04
62
Контрольно-обобщающий урок №6 по теме: «Эволюция»
1
29.04
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)
63
Гипотезы возникновения жизни. Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»
1
05.05
64
Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы
1
06.05
65
Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое
1
12.05
66
Развитие жизни в мезозое, кайнозое
1
13.05
67
Контрольно-обобщающий урок №7 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»
1
19.05
68
Обобщение по курсу биологии 9 класса
1
20.05
Содержание программы
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (52 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (6 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
-
общие признаки живых организмов;
-
признаки царств живой природы;
-
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
-
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
-
природных и искусственных сообществ;
-
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
-
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
-
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
-
обмен веществ и превращение энергии;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
-
размножение, рост и развитие организмов;
-
вирусы как неклеточные формы жизни;
-
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
-
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
-
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
-
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
-
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
-
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
-
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
-
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
-
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
-
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
-
строение и функции клеток растений и животных;
-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
-
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
-
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
-
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
-
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
-
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
-
о клеточном строении организмов всех царств;
-
о родстве и единстве органического мира;
-
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
-
соблюдать правила
-
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
-
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Список литературы
-
Федеральный Государственный стандарт.
-
Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
-
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
-
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Дополнительная литература:
-
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
-
Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:
mon.gov.ru Министерство образования и науки
fipi.ru Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений
ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет