План-конспект урока биологии по теме Строение клеток бактерий (5 класс, ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19 биология, 5 класс

Тема "Строение клеток бактерий»

Цели урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты (на уровне Формирования УУД)

Личностные УУД: ответственное отношение к обучению;

проявлять познавательный интерес к изучению бактерий;

понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы;

самостоятельно приобретать знания, способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД: организация своей деятельности на уроке; самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; умение слушать другого.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать главное в тексте; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная и работа в парах

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УДД, формирующиеся на данном этапе

1

Организационный момент

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- Здравствуйте, ребята. Кто готов получать «5»?




Приветствуют учителя




Поднимают руки, кто готов отвечать на 5

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: волевая саморегуляция


2

Актуализация знаний и постановка проблемы

Вспомните

● На какие царства организмов делят живой мир?

● У каких организмов тело не состоит из клеток?

● Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

● Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений, животных и грибов?

● Как называются организмы, клетки которых не имеют сформированного ядра?


Отвечают на вопросы учителя


3

Мотивация к учебной деятельности

Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях. ( «Мозговой штурм»)


Бактерии - микроскопические организмы.

Появились на Земле 3,5 млр. лет назад.

Освоили все среды жизни.

Разрушители органического вещества ( остатки растений и животных)

Прокариоты ( нет сформированного ядра)


4

Формулирование темы урока, постановка цели

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока,

ставит цели (проблему):

почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?


Формулируют тему урока

«Строение клеток бактерий»


5

Изучение нового материала

5.1. Особенности строения бактериальной клетки

5.1.Строение бактериальной клетки

Учитель организует работу в парах по учебнику.

Задание:

  1. Подпишите части бактериальной клетки(Приложение № 1)

  2. Сформулируйте вывод, какой основной признак бактериальной клетки?











5.2. Распространение бактерий и их роль в природе.

Учитель организует работу в группах

1 группа: распространение бактерий ( стр.45 + стр.15, + дополнительный материал (Приложение № 2))

2 группа: как переживают бактерии неблагоприятные условия?

3 группа: Какова роль бактерий в природе?

( стр. 45 + стр.33)

4 группа: Какое значение имеют бактерии в жизни человека? ( стр.45)



5.3. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.

Ученики работают в парах.

Используя текст учебника и рисунок 2.11 (стр.44), изучают строение бактериальной клетки и подписывают её составные части, формулируют вывод.





















План-конспект урока биологии по теме Строение клеток бактерий (5 класс, ФГОС)

Работа в группах

Распределяют роли в группе; находят необходимую информацию, читают, составляют опорные схемы в виде ключевых слов, словосочетаний









Выполняют несложные физические упражнения в игровой форме

Познавательные: умеют извлечь информацию из
материала учебника

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

























Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения; могут составить речевое высказывание в устной форме о новых понятиях

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество

Регулятивные: оценивают собственную деятельность

Личностные: осознают значение физических упражнений для восстановления трудоспособности на уроке и здоровьесбережения в целом

6.

Контроль знаний и способов действия

Ребята, давайте проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Я предлагаю выполнить вам тестовые задания. ( Приложение № 3)


Выполняют тестовые задания (индивидуальная работа)

Выполняют взаимопроверку (по слайду), выставляют отметку.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


7.

Коррекция знаний и способов действий

1.Учитель организует работу в группах

1 группа: записать ключевые слова, отображающие строение бактериальной клетки

2 группа: составить схему «Значение бактерий в природе»

3 группа: Составить схему « Бактерии в жизни человека (польза)»

4 группа: Составить схему « Бактерии в жизни человека (вред)»

2.Аукцион выводов по теме урока

Ребята, подберите из текста учебника или сформулируйте самостоятельно 5 предложений, которые станут выводом к нашему уроку.

Каждый ученик имеет право сказать только одно предложение.





3.Составление синквейна

Работают в группе; находят необходимую информацию и составляют опорные схемы; выписывают ключевые слова, словосочетания.


Индивидуальная работа.

Бактерии - одноклеточные микроскопические организмы.

Основной признак бактериальной клетки - отсутствие сформированного ядра, отделённого от цитоплазмы.

При неблагоприятных условиях образуют споры - покоящиеся клетки.

Основная роль бактерий - разрушение растительных и животных остатков.

Бактерии - самые распространённые на Земле живые организмы.

«Аукцион идей»

БАКТЕРИИ

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ

РАЗРУШАЮТ, ВЫЗЫВАЮТ, ОБРАЗУЮТ

ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК - ОТСУТСТВИЕ ЯДРА.

ПРОКАРИОТЫ

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество

Регулятивные: оценивают собственную деятельность

Познавательные: структурируют материал; извлекают наиболее значимую информацию из
материала учебника.

Коммуникативные: внимательно слушают высказывания других учеников; высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениям

7.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия.

1.Домашнее задание:

● Проработать ещё раз § 16, ответить на вопросы параграфа.

● Творческие задания (по желанию):

1.Подготовьте сообщение (на выбор) по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы:

"Клубеньковые бактерии", "Цианобактерии",

"Молочнокислые бактерии", "Болезнетворные бактерии"

2.Подготовить схему- иллюстрацию «Классификация бактерий по форме их клетки»

3.Составить памятку « Профилактика туберкулёза»


2.Самооценка знаний обучающихся (Светофор)

Ребята, а сейчас пришло время подвести итоги. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Красный - урок прошел хорошо, мне все понятно;

Желтый - некоторые задания вызвали затруднения;

Зеленый - Задания были трудными, многое не понял.


Записывают домашнее задание



Дают самооценку учебной деятельности

Выставляют оценки в дневник( по желанию)

Познавательные: структурируют знания

Регулятивные: осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием






Приложение № 1





План-конспект урока биологии по теме Строение клеток бактерий (5 класс, ФГОС)











Приложение № 2

Бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий

в 1 м воздуха (луг, поле) - 100 бактерий (город) - 10 - 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.





Приложение № 3

Часть А

1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:

а) оболочки б) жгутиков в) ядра г)цитоплазмы

2. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:

а) кокки б) споры в) почки г) половые клетки

3. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:

а) почвенные бактерии б) кисломолочные бактерии в) болезнетворные бактерии

4. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:

а) гнилостных бактерий б) кисломолочных бактерий в) дрожжей

5. Бактерии могут вызывать заболевание:

а) грипп б) туберкулёз в) сердечную недостаточность


Часть В:

Выберите 3 правильных утверждения из 6:

1. Основной признак бактериальной клетки - нет сформированного ядро

2. Бактерии не могут передвигаться с помощью жгутика.

3. Все бактерии имеют палочковидную форму.

4. В неблагоприятных условиях бактерии активны быстро растут.

5. Деятельность древних бактерий привела к образованию нефти.

6. Спора - это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.

Часть С:

Какие заболевания могут вызывать бактерии?






© 2010-2022