- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока биологии по теме Строение клеток бактерий (5 класс, ФГОС)
План-конспект урока биологии по теме Строение клеток бактерий (5 класс, ФГОС)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левицкая Е.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок № 19 биология, 5 класс
Тема "Строение клеток бактерий»
Цели урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты (на уровне Формирования УУД)
Личностные УУД: ответственное отношение к обучению;
проявлять познавательный интерес к изучению бактерий;
понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы;
самостоятельно приобретать знания, способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: организация своей деятельности на уроке; самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; умение слушать другого.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать главное в тексте; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная и работа в парах
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УДД, формирующиеся на данном этапе
1
Организационный момент
Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
- Здравствуйте, ребята. Кто готов получать «5»?
Приветствуют учителя
Поднимают руки, кто готов отвечать на 5
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: волевая саморегуляция
2
Актуализация знаний и постановка проблемы
Вспомните
● На какие царства организмов делят живой мир?
● У каких организмов тело не состоит из клеток?
● Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
● Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений, животных и грибов?
● Как называются организмы, клетки которых не имеют сформированного ядра?
Отвечают на вопросы учителя
3
Мотивация к учебной деятельности
Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях. ( «Мозговой штурм»)
Бактерии - микроскопические организмы.
Появились на Земле 3,5 млр. лет назад.
Освоили все среды жизни.
Разрушители органического вещества ( остатки растений и животных)
Прокариоты ( нет сформированного ядра)
4
Формулирование темы урока, постановка цели
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока,
ставит цели (проблему):
почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?
Формулируют тему урока
«Строение клеток бактерий»
5
Изучение нового материала
5.1. Особенности строения бактериальной клетки
5.1.Строение бактериальной клетки
Учитель организует работу в парах по учебнику.
Задание:
-
Подпишите части бактериальной клетки(Приложение № 1)
-
Сформулируйте вывод, какой основной признак бактериальной клетки?
5.2. Распространение бактерий и их роль в природе.
Учитель организует работу в группах
1 группа: распространение бактерий ( стр.45 + стр.15, + дополнительный материал (Приложение № 2))
2 группа: как переживают бактерии неблагоприятные условия?
3 группа: Какова роль бактерий в природе?
( стр. 45 + стр.33)
4 группа: Какое значение имеют бактерии в жизни человека? ( стр.45)
5.3. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.
Ученики работают в парах.
Используя текст учебника и рисунок 2.11 (стр.44), изучают строение бактериальной клетки и подписывают её составные части, формулируют вывод.
Работа в группах
Распределяют роли в группе; находят необходимую информацию, читают, составляют опорные схемы в виде ключевых слов, словосочетаний
Выполняют несложные физические упражнения в игровой форме
Познавательные: умеют извлечь информацию из
материала учебника
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения; могут составить речевое высказывание в устной форме о новых понятиях
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
Регулятивные: оценивают собственную деятельность
Личностные: осознают значение физических упражнений для восстановления трудоспособности на уроке и здоровьесбережения в целом
6.
Контроль знаний и способов действия
Ребята, давайте проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Я предлагаю выполнить вам тестовые задания. ( Приложение № 3)
Выполняют тестовые задания (индивидуальная работа)
Выполняют взаимопроверку (по слайду), выставляют отметку.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
7.
Коррекция знаний и способов действий
1.Учитель организует работу в группах
1 группа: записать ключевые слова, отображающие строение бактериальной клетки
2 группа: составить схему «Значение бактерий в природе»
3 группа: Составить схему « Бактерии в жизни человека (польза)»
4 группа: Составить схему « Бактерии в жизни человека (вред)»
2.Аукцион выводов по теме урока
Ребята, подберите из текста учебника или сформулируйте самостоятельно 5 предложений, которые станут выводом к нашему уроку.
Каждый ученик имеет право сказать только одно предложение.
3.Составление синквейна
Работают в группе; находят необходимую информацию и составляют опорные схемы; выписывают ключевые слова, словосочетания.
Индивидуальная работа.
Бактерии - одноклеточные микроскопические организмы.
Основной признак бактериальной клетки - отсутствие сформированного ядра, отделённого от цитоплазмы.
При неблагоприятных условиях образуют споры - покоящиеся клетки.
Основная роль бактерий - разрушение растительных и животных остатков.
Бактерии - самые распространённые на Земле живые организмы.
«Аукцион идей»
БАКТЕРИИ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ
РАЗРУШАЮТ, ВЫЗЫВАЮТ, ОБРАЗУЮТ
ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК - ОТСУТСТВИЕ ЯДРА.
ПРОКАРИОТЫ
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
Регулятивные: оценивают собственную деятельность
Познавательные: структурируют материал; извлекают наиболее значимую информацию из
материала учебника.
Коммуникативные: внимательно слушают высказывания других учеников; высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениям
7.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия.
1.Домашнее задание:
● Проработать ещё раз § 16, ответить на вопросы параграфа.
● Творческие задания (по желанию):
1.Подготовьте сообщение (на выбор) по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы:
"Клубеньковые бактерии", "Цианобактерии",
"Молочнокислые бактерии", "Болезнетворные бактерии"
2.Подготовить схему- иллюстрацию «Классификация бактерий по форме их клетки»
3.Составить памятку « Профилактика туберкулёза»
2.Самооценка знаний обучающихся (Светофор)
Ребята, а сейчас пришло время подвести итоги. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Красный - урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый - некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый - Задания были трудными, многое не понял.
Записывают домашнее задание
Дают самооценку учебной деятельности
Выставляют оценки в дневник( по желанию)
Познавательные: структурируют знания
Регулятивные: осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Приложение № 1
Приложение № 2
Бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) - 100 бактерий (город) - 10 - 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
Приложение № 3
Часть А
1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:
а) оболочки б) жгутиков в) ядра г)цитоплазмы
2. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:
а) кокки б) споры в) почки г) половые клетки
3. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:
а) почвенные бактерии б) кисломолочные бактерии в) болезнетворные бактерии
4. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:
а) гнилостных бактерий б) кисломолочных бактерий в) дрожжей
5. Бактерии могут вызывать заболевание:
а) грипп б) туберкулёз в) сердечную недостаточность
Часть В:
Выберите 3 правильных утверждения из 6:
1. Основной признак бактериальной клетки - нет сформированного ядро
2. Бактерии не могут передвигаться с помощью жгутика.
3. Все бактерии имеют палочковидную форму.
4. В неблагоприятных условиях бактерии активны быстро растут.
5. Деятельность древних бактерий привела к образованию нефти.
6. Спора - это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.
Часть С:
Какие заболевания могут вызывать бактерии?