Программа по биологии для группы автомехаников

Программа по биологии для автомехаников составлена в соответствии с ФГОС. Программа рассчитана на 78 часов, в 1 полугодии - 34 часа, во 2 полугодии - 44 часа. В том числе 2 контрольные работы, 59 практических работ и 39 самостоятельных работ.Самостоятельные работы предусматривают создание презентаций по темам, написание сообщений, реферативных работ и работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Программа по биологии для группы автомехаников


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Ульканский межотраслевой техникум»

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ директора ГБПОУ «УМТ»

№ ____ от «___» ______ 20__ г.




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.07 Биология

индекс наименование




















2014г.

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «____» _________201__г.

Протокол № ___

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» (разработанной на основе среднего профессионального образования) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 190631.01 Автомеханик

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»

Разработчик:

Барабанова Любовь Васильевна, преподаватель

Рецензент:

(от работодателя)

________________ ___________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12







  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

биология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 190631.01Автомеханик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействия организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; характер и масштабы воздействий транспорта на окружающую среду;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах под действием транспортных загрязнений;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • объекты исследования и задачи экологии транспорта.

    1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 117 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 78 часов; самостоятельной работы обучающихся 39 часов.










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

4

практические занятия

55

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


подготовка к зачётам

10

подготовка к лабораторным, практическим работам

9

подготовка к контрольным работам

2

подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

8

подготовка сообщений, презентаций

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1. Предмет общей биологии

2. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем

2

1

Тема 1.1. Учение о клетке

Содержание учебного материала

1

1

Вирусы - неклеточные формы жизни. СПИД

Практические занятия

П.р. № 1 «Изучение химического состава клетки»

П.р. № 2 «Изучение белков»

П.р. № 3 «Изучение углеводов, липидов»

П.р. № 4 «Изучение нуклеиновых кислот»

П.р. № 5 «Изучение анаболизма»

П.р. № 6 «Изучение катаболизма»

П.р. № 7 «Изучение прокариотических и эукариотических клеток»

П.р. № 8 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»

П.р. № 9 «Изучение органоидов клетки»

П.р. № 10 «Изучение деления клеток»

10

Лабораторные работы

Л. р. № 1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ 1 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Клеточная теория строения организмов»

№ 2 Подготовка к зачёту по теме: «Учение о клетке»

3

2

Тема 1.2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

3

1

Индивидуальное развитие человека

2

2

Репродуктивное здоровье

3

Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

2

Практические занятия

П.р. № 11 «Изучение бесполого размножения»

П.р. № 12 «Изучение полового размножения»

П.р. № 13 «Изучение эмбрионального этапа онтогенеза»

П.р. № 14 «Изучение постэмбрионального развития»

П.р. № 15 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

5

Самостоятельная работа обучающихся

№ 3 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка»

№ 4 Подготовка к зачёту по теме: «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

6

Тема 1.3 Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

2

1

Достижения и основные направления современной селекции

2

2

Биотехнология. Клонирование животных

Практические занятия

П.р. № 16 «Изучение основных понятий генетики»

П.р. № 17 «Изучение законов Г.Менделя»

П.р. № 18 «Решение генетических задач»

П.р. № 19 «Изучение хромосомной теории наследственности»

П.р. № 20 «Изучение генетики пола, сцепленного с полом наследования»

П.р. № 21 «Изучение взаимодействия генов»

П.р. № 22 «Изучение наследственных болезней человека, их причин и профилактики»

П.р. № 23 «Изучение наследственной изменчивости»

П.р. № 24 «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка

возможного их влияния на организм»

П.р. № 25 «Изучение модификационной изменчивости»

П.р. № 26 «Изучение центров многообразия и происхождения культурных растений»

П.р. № 27 «Изучение методов селекции растений и животных»

П.р. № 28 «Изучение многообразия сортов культурных растений и пород домашних животных»

13


Лабораторные работы

Л.р. № 2 «Анализ фенотипической изменчивости»

1

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ 5 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Успехи современной генетики в медицине»

№ 6 Подготовка к зачёту по теме: «Основы генетики и селекции»

№ 7 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Основные достижения современной селекции»

4

2

4

10

Тема 1.4 Эволюционное учение

Содержание учебного материала

4

1

История развития эволюционных идей

2

2

Современные представления о видообразовании

3

Доказательства эволюции

4

Биологический прогресс и биологический регресс

1

Практические занятия

П.р. № 29 «Изучение эволюционного учение Ч. Дарвина»

П.р. № 30 «Изучение критериев и структуры вида»

П.р. № 31«Изучение популяции - структурной единицы вида и эволюции»

П.р. № 32 «Изучение искусственного отбора»

П.р. № 33 «Изучение борьбы за существование»

П.р. № 34 «Изучение естественного отбора»

П.р. № 35 «Изучение приспособления организмов к разным средам обитания»

П.р. № 36 «Изучение видообразования как результата микроэволюции»

П.р. № 37 «Изучение макроэволюции»

П.р. № 38 «Изучение основных направлений эволюционного процесса»

10

Лабораторные работы

Л. р. № 3 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ 8 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Ч. Дарвин и его эволюционное учение»

№ 9 Подготовка к зачёту по теме: «Эволюционное учение»

3

2

Тема 1.5. История развития жизни на земле

Содержание учебного материала

1

1

Человеческие расы

2

Практические работы

П.р. № 39 «Изучение истории развития органического мира»

П.р № 40 «Изучение современных гипотез о происхождении человека»

П.р. № 41 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

П.р. № 42 «Исследование доказательств происхождения человека от животных»

П.р. № 43 «Изучение эволюции человека»

5

Самостоятельная работа обучающихся

№ 10 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Принципы и закономерности развития жизни на земле»

4

Тема 1.6. Основы экологии

Содержание учебного материала

2

1

Задачи экологии. Экологические факторы

2

Биосфера - глобальная экосистема

Практические работы

П.р. № 44 «Изучение многообразия видов, сезонных изменений в природе»

П.р. № 45 «Изучение экологических систем»

П.р. № 46 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

П.р. № 47 «Изучение круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах»

П.р. № 48 «Изучение взаимоотношений между организмами»

П.р. № 49 «Изучение искусственных сообществ»

П.р. №50 «Изучение естественных и искусственных экосистем своего района»

П.р. № 51 «Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду»

П.р. № 52 «Решение экологических задач»

9

Лабораторные работы

Л.р. № 4 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы»

1

Контрольная работа по теме: «Основы экологии»

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ 11 Подготовить сообщение, презентацию по теме:

«Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

№ 12 Подготовка к зачёту по теме: «Основы экологии»

4

2

Тема 1.7. Бионика

Содержание учебного материала

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

1

Практические работы

П.р. № 53 «Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности черт организации растений и животных»

1

Самостоятельная работа обучающихся

№ 13 Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Специфика влияния видов транспорта на окружающую среду»

3

Тема 1.8. Экология транспорта

Практические работы

П.р. № 54 «Определение влияния транспортно-дорожного комплекса на экологическую обстановку»

П.р. № 55 «Управление экологической деятельностью на транспорте»

2

Дифференцированный зачёт

1

Всего:

78


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование и наличие рабочих мест:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • методические пособия;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

1.Захаров В.Е., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10, 11 кл. М. Дрофа 2010 г.

2. Каменский Л.Л., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология.10, 11 кл. М. Дрофа 2010 г.

Для преподавателей

1.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. М. 2006г.

2.Беляев Д.К., Дымщиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. М. 2000г.

3.Захаров В.Е., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. М. 19996г.






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

УМЕТЬ:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Оценка результата выполнения практических № 18,

№ 22, № 44, № 52 и лабораторных работ № 3

- решать элементарные биологические задачи

Оценка результата выполнения практических № 18,

№ 22, № 44, № 52 и лабораторных работ № 3

- выявлять приспособления организмов к среде обитания

Оценка результата выполнения практических работ № 24, № 35, № 45

- сравнивать биологические объекты

Оценка результата выполнения практических работ № 1, № 11, № 12, № 15, № 32, № 34, № 50

- анализировать и оценивать различные гипотезы

Оценка результата выполнения практических № 40,

№ 42, № 51 и лабораторных работ № 2

- изучать изменения в экосистемах под действием транспортных загрязнений

Оценка результата выполнения практических работ № 54, № 55

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках

Выполнение сообщений, презентаций на темы: «Клеточная теория строения организмов», «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка», «Успехи современной генетики в медицине», «Основные достижения современной селекции», «Ч, Дарвин и его эволюционное учение», «Принципы и закономерности развития жизни на земле», «Глобальные экологические проблемы и пути их решения», «Специфика влияния видов транспорта на окружающую среду»

Знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей

Оценка результата выполнения практических работ: № 17, № 23

- строение и функционирование биологических объектов

Оценка результата выполнения практических № 7- № 10, № 30, № 44 и лабораторных работ № 1, № 4

- сущность биологических процессов

Оценка результата выполнения практических работ:

№ 11- № 13, № 32, № 34, № 35 , № 46

- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки

Оценка результата выполнения практических работ:

№ 17, № 26, № 29

- биологическую терминологию и символику

Оценка результата выполнения практических работ:

№ 16

- объекты исследования и задачи экологии транспорта

Оценка результата выполнения практических работ:

№ 54, № 55




7


© 2010-2022