Статья на тему Краеведческая работа в школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности проведения Краеведческой работы в сельской школе

«На Земле нет края лучше, чем тот, где ты родился и вырос»

Г. Мусрепов.

Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел», через привитие любви к малой родине. В рамках реализации данной идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную работу в школе.

Краеведение является одним из главных видов внеурочной работы, где закладываются основы практических умений и навыков работы. Способствует воспитанию казахстанского патриотизма и гражданской ответственности. Воспитывает любовь, гордость за бескрайние просторы, красоту родного края, прививает интерес к познанию нового, умение не только любоваться природой, но и видеть новое, необычное.

Многообразны формы краеведческой работы. Основными из них являются:

- изучение и описание окружающей природной среды,

- выявление и описание достопримечательностей местности,

- участие в озеленении школы, пришкольного участка,

-наблюдения за растениями и животными.

Краеведческая работа в Михайловской средней школе ведется уже много лег. Начинали с самого простого: работы кружка «ЭКО», создания «экологической тропы» для проведения экскурсий, ежегодное проведение месячника по экологии, работа на пришкольном участке, участие в озеленении школы и села. Разработка внеклассных мероприятий и экологических советов. Участие в областных конкурсах, научных соревнованиях школьников.

Природа Мамлютского района разнообразна и богата редкими растениями. К сожалению, не все виды растений, растущие в колках, описаны и определено их местообитание.

Результатом краеведческой работы стала работа над научным проектом «Исследование причин появления модификации коры березы». В связи с тем, что информации о чернокорой березе мы не нашли, эта тема была особо актуальна. Поставили цель, продумали задачи и в полевых условиях провели исследования.

Описание березы чернокорой

Береза листопадное дерево, высотой 18-19 метров, диаметр ствола 17- 26 см. Возраст 20-26лет. Форма кроны сквозная яйцевидная, ветви направлены вверх и в стороны с тонкими стволами.

Кора растрескана до самой вершины, темно коричневого цвета, весной с желтыми черточками, осенью с белыми, сухая, хрупкая. Кора молодых ветвей коричневая с серым налётом, гладкая. Пробковый слой 7- летней ветки -0,5 мм, не расслаивается. Легко ломается. Клетки коры удлиненные, заполненные цитоплазмой с зернистыми структурами желто-коричневого цвета, жироподобное вещество - суберин. В клетках отсутствует бетулин (бетулин придает белый цвет коре.) Почки расположены очередно, почки узкие, с округлой вершиной, размер их 4-5 мм, расстояние между почками 5-6 сантиметров. Листья округло яйцевидные с остро зубчатым краем, размером 6-7 см, молодые листья клейкие, душистые. По сравнению с березой пушистой чернокорая мелколистная. Древесина светлая c желтоватым оттенком, прочная, в 2 раза прочнее, чем у березы пушистой. Чернокорые березы встречаются в молодых лесах, но достигнув 6-8 летнего возраста, они погибают. Мы наблюдали за несколькими березками растущими в молодом лесу на «савраске», достигнув высоты 3-3,5 метров они не переживают зиму, вымерзают, поэтому до взрослого состояния не доживают. Мы пришли к выводу:

Вероятнее всего, в то далекое время, климат был теплый и на территории Западно-Сибирской равнины произрастали черные березы, но с похолоданием климата черные березы были вытеснены белоствольными, так как белые березы приспособлены к холодному климату, а березы с низким содержанием бетулина и высоким содержанием суберина, (именно от колличества субберина в клетках коры зависит цвет), произрастают в теплых регионах планеты. Так как бетулин предохраняет березу от холода и придает белый цвет коре, это дало преимущество в распространении берез. Проведя исследования почвы, воздуха, изучив растительность данного колка, считаем, что это остаток старой дубравы, занимавшей южную часть Западно- Сибирской низменности, до наших дней сохранились единичные реликтовые формы старых берез.

Недавно мы натолкнулись на интересное травянистое растение. При внимательном рассмотрении можно заметить, что листья у грушанки толстые с жесткими мясистыми листьями, блестящие, растут от корней, а не от стебля, цветы собраны в редкое соцветие кисть, с белыми толстыми лепестками. Одной из особенностей грушанок, в борьбе за свет является долговечность кожистых листьев. Осенью они зелеными уходят под снег и там зимуют. Весной же, не дожидаясь, как другие травы, молодых листьев, сразу после схода снега начинают поглощать солнечную энергию и накапливать питательные вещества.

Изучив определитель по «Летней полевой практике», мы были удивлены, что нашли «четвертичный реликт северной флоры - грушанку круглолистную».

Родовое название происходит от латинского pyrus - груша, по сходству листьев некоторых видов с листьями груши. Это интересное растение встречается крайне редко.

Колки, где растут редкие виды растений взять под охрану, Иначе случится непоправимое, и исчезнет очередное редкое растение, которые сейчас уже нуждаются в охране.

Программа «Жасыл ел», позволяют учащимся принять активное участие в выявлении территорий с особо ценным растительным покровом, который нуждается в охране. Благодаря изучению родного края, ребята получают знания, опыт, практические умения и навыки исследовательской работы.

Краеведческая работа способствует формированию глубоких и разносторонних знаний по географии и биологии, любовь и гордость за красоту родного края.

Результаты исследования показывают необходимость объявить березу черную, реликтовый вид, памятником природы, а березовый колок отнести к особо охраняемым территориям Северо-Казахстанской области

Сама работа над проектом была использована для формирования глубоких и разносторонних знаний по географии и биологии. Для этого использовался каждый этап работы. Например: для определения положения колка, в котором растут чернокорые березы, ученики применили прием определения географического положения. При этом в качестве картографической основы был взят план землепользования совхоза им 60-летия Советской Армии. Для более детального описания была проведена глазомерная съемка колка. В ходе исследования почв ученики приобрели навыки практической работы по описанию и определению почв и почвенных горизонтов. Следствием этого знания о почвах Cеверо-Kазахстанской области были углублены. В ходе работы над проектом были установлены меж предметные связи с другими учебными предметами, например с химией (определение некоторых веществ в почве), технологией (определение твердости древесины березы повислой и чернокорой), математикой (методика флуктуирующей асимметрии), информатикой (использование электронных таблиц Excel для проведения большого объема вычислении) Полученные данные используются на уроках биологии по теме « Почвы», в 6 классе, на уроках естествознания в 5 классе, на уроках географии Казахстана по теме «Почвы». «Растительный и животный мир», «Природные зоны», «Растительный и животный мир СКО», на уроках химии. Благодаря изучению родного края, ребята получают знания, опыт, практические умения и навыки исследовательской работы.







Приложение №1

Статья на тему Краеведческая работа в школе






Чернокорые березы в молодом лесу


Статья на тему Краеведческая работа в школе

Чернокорые березы в старом лесу

Статья на тему Краеведческая работа в школе

Четыре чернокорые березы

Статья на тему Краеведческая работа в школе

Грушанка круглолистная

© 2010-2022