Конспект урока по биологии «Цветок»

Описание материала: Урок проводится в курсе ботаники пи изучении темы « Строение органов растения». В начале урока демонстрируется фрагмент видеофильма «Вальс цветов». Далее ставится проблемный вопрос: почему эта тема так важна для человека и природы. Учащиеся дают определение цветка, на следующем этапе учащиеся работают с гербарными материалами и конструируют модель цветка из пластилина. В середине урока проводится физминутка. Следующий этап урока-это закрепление материала: выполнение цифро...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема«Цветок»

Цель урока: продолжить формирование комплексного представления

о растении через знания о цветке как органе, необходимом

для размножения покрытосеменных.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о цветке как органе семенного размножения растений.

  2. Изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей - пестика и тычинок.

  3. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.

  4. Изучить классификацию цветков.

  5. Продолжить работу с биологической терминологией.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с текстом учебника.

  2. Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.

  3. Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами, живыми объектами, схемами и рисунками.

Воспитательные:

  1. Раскрыть эстетическую ценность цветков.

  2. Показать необходимость бережного отношения и охраны растений.

  3. Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.

Оборудование для урока:

Презентация, гербарии цветковых растений, комнатные растения, фрагмент видеофильма «Вальс цветов», аудиозапись «Вальс цветов» (П.И.Чайковский).

Личностная значимость изучаемого для школьников:

Цветы - органы растения, необходимые для размножения, надо бережно относиться к растениям.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный,

Приемы деятельности:

Актуализация знаний учащихся, организация эвристической беседы, обобщение изученного на уроке.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.


I.Этап урока (слайд 1)

( Звучит "Вальс цветов" из балета П.И. Чайковского, на экране изображение цветов)

Коснитесь ладошками друг друга и подарите друг другу уверенность , что у нас с вами все получиться.

Учитель. Какие чувства у вас вызывает эта музыка и цветы?

Тогда давайте выразим свое настроение улыбкой, а любовь - нарисуем руками сердечко

Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой?

Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и нас, темой - Цветок. (Слайд 2) А почему?... Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок» Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Сегодня мы с вами поведем "цветочный разговор".

Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации у вас возникали при этом?

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК. Для этого, вам необходимо вспомнить строение побега, виды почек…

(Учащиеся дают свои определения, работа в парах).

Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке. (Дети ставят цели с помощью учителя) (слайд 3) .Скажите, что образуется после цветения на месте цветка? После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена. Размножение растений семенами называется семенным размножением

Учитель: Значит, цветок относится к какой группе органов растения? - репродуктивные (от латинского «репродуктио» - воспроизведение) - этот термин нам уже знаком. То есть, цветок - это орган семенного размножения растений. Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения. Давайте познакомимся со строением цветка более подробно.

Ученики работают с гербарием и раздаточным материалом. (Слайд 5)

Учитель: подпишите схемы строение цветка

( учащиеся лепят из пластилина цветы)

Учитель: Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе - это стеблевая часть цветка. Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку

Все чашелистики составляют чашечку.

Цветок обычно состоит из венчика, образованного лепестками. Все лепестки составляют венчик цветка. Венчик + Чашечка = Околоцветник

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

( Слайд 6,7, 8, 9) Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простой околоцветник. Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойной.

Учитель: Околоцветник защищает главные части цветка, какие? ( дети отвечают - пестик и тычинка.). Встречаются в природе цветки и без околоцветников. Это, так называемые, голые цветки.

Задание классу: прочитайте в тексте учебника из каких частей состоит пестик (дети отвечают, а учитель показывает). Строение тычинки рассматриваем по схеме, которая лежит на столах.

Учитель: Напомню, что стеблевая часть цветка - это цветоножка и цветоложе, а листовая часть цветка - это чашечка, венчик и главные части цветка. (Слайд 10) Цветок - это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.

Вывод по работе: Главные части цветка - пестик и тычинка. (Слайд 11)

Проведение физминутки

ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают

II.Разнообразие цветков. (Слайд 12,13, 14. 15. 16)

Самостоятельная работа с текстом в парах: изучение разнообразия цветков( срывая лепесток цветка, учащиеся дают ему характеристику)

Учитель :растения бывают однодомные однодомные (кукуруза, огурец, дуб, ольха) и двудомные (тополь, облепиха, крапива, ива) .

Проблемный вопрос: Иногда можно услышать: ну вот опять одни пустоцветы на огурцах. Что обозначают эти слова?

Проблемный вопрос: На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так и ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха была каждый год усыпана ягодами. Почему не было урожая? Что делать? (Урожая не было, так как растения были мужскими и не могли образовывать семена и плоды. Приобрести женское растение.)

III. Закрепление изученного материала

Учитель: Особенности строения цветка можно записать в виде формулы.( слайд 17) При ее составлении используются следующие сокращения: Ч Л Т П. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то используется математический символ бесконечности, если части срослись, то количество берется в ( ).Давайте запишем формулу цветка, который вы видите на экране. А теперь у вас на столах есть формулы цветов , давайте их прочитаем.

Закрепление изученного материала Итак, давайте сделаем еще раз важные выводы, вернемся к вопросу в начале урока. (Слайд 18). Цифровой диктант (работа в паре). Совместная проверка (разбор ошибок, допущенных учащимися).
Верно или неверно утверждение:

- Я утверждаю, что околоцветник это венчик и чашечка 1

- Я утверждаю, что венчик всегда ярко окрашен 0

- Я утверждаю, что венчик состоит из лепестков 1

- Я утверждаю, что чашечка служит для привлечения насекомых 0

- Я утверждаю, что пестик - это мужская часть цветка 0

- Я утверждаю, что семена и плоды развиваются из рыльца пестика 0

- Я утверждаю, что цветок, имеющий только тычинки, называется тычиночным или мужским 1

Ключ: 1010001

IV. Охрана растений (слайд 19, 20, 21, 22. 23)

Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают. Но я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок - это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Красная Книга - это…. (дети отвечают и называют редкие цветковые растения Ростовской области)

Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.

V.Этап «Подачи домашнего задания».

Учитель: Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?

Д/З - используя § (по желанию составить мини - рассказ «Путешествие по цветку»).

Учитель: Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы - цветка. Вам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся на доске вокруг оставшейся серединки («цветки») учащимся прикрепить листочки определённого цвета: зелёный (урок понравился), красный (было неинтересно - это сигнал учителю, что учащийся был выключен из работы), жёлтый (трудно определиться, понравился урок или нет).


© 2010-2022