• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка интегрированного урока Природоведение – Изобразительное искусство для 5 класса

Разработка интегрированного урока Природоведение – Изобразительное искусство для 5 класса

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка интегрированного урока

Природоведение - Изобразительное искусство

для 5 класса

Рыженко Е.Н.,

г. Феодосия, 2013 г.

I часть - 25 мин.

Тема: Охрана природы.

Цель: обобщить знания учащихся о влиянии среды обитания на живые организмы, Месте человека в природе и взаимосвязи с ней, необходимости охраны природы.

Оборудование: блок-схема на доске «Экологические проблемы современности», тетрадь по Природоведению, бумага, краски, кисти.

Учащийся называет:

- условия, необходимые для жизни человека и других живых организмов;

приводит примеры:

- влияния человека на природу и природы на человека,

- зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

делает выводы:

- о необходимости защиты природы,

- о взаимосвязи человека и природы.

Структура и содержание урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. Необычен он тем, что объединит два предмета - Природоведение и ИЗО. Тема нашего урока - «Охрана природы».

Сегодня вам предстоит стать экологами и художниками одновременно.

II. Актуализация опорных знаний.

На предыдущих занятиях природоведения мы изучили устройство экосистем. Давайте вспомним:

- что такое экосистема?

- на какие две группы делят экосистемы?

- что такое естественная экосистема?

- приведите примеры естественных экосистем.

- что такое искусственная экосистема?

- приведите примеры искусственных экосистем.

III. Изучение нового материала.

Молодцы! И при изучении данной темы, и в прошлом учебном году мы неоднократно говорили о неизбежности влияния человека на природу вообще, и на экосистемы в частности.

Мы подготовили стихотворения Роберта Рождественского, посвященное этому вопросу.

Леса топорщатся,
И степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш
На считанных озерах,
И считанные рыбы
Ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют
В малом колоске.

Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!?

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды
Все меньше - окружающей природы
Все больше - окружающей среды.

Есть специальная наука, которая занимается вопросами взаимодействия человека с окружающей средой и другими организмами. И хотя изучение деятельности человека - это только одна из ее задач, сегодня она, к сожалению, является первостепенной. Наука эта называется экология. Давайте запишем ее определение в тетради.

Запись в тетради:

Экология (от "ойкос" - жилище, "логос" - наука ) - наука о взаимодействии человека и других живых организмов между собой и со средой обитания.

О серьезных экологических проблемах заговорили лишь после Международной стокгольмской конференции 35 лет назад (1972 г.), где была обнародована неоптимистичная статистика о состоянии окружающей среды. Наконец-то о проблемах охраны природы заговорили вслух…

На доске представлены три блока экологических проблем современности, которые возникли в результате влияния на природу человека.

Разработка интегрированного урока Природоведение – Изобразительное искусство для 5 класса

«Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда», писал автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери.

Как мы можем защитить нашу планету?

Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает «Международную Красную книгу». Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь (панда).

Мы с вами знаем, что в Украине тоже есть свои Красные книги, в которых приводятся списки растений и животных, требующих охраны. Когда они были созданы?

Создаются также специальные природоохранные территории. Основные из них - заповедники, заказники и национальные парки.

Заповедник - охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс.

Зака́зник - охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

Национальный парк - это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.


Мы говорим о загрязнении рек промышленными отходами и техногенных катастрофах, но в то же время оставляем груды мусора на лесных лужайках после «культурного отдыха». Беспокоимся о глобальном потеплении и уменьшении озонового слоя над Антарктидой, а сами продолжаем превращать улицы и подъезды домов в настоящие свалки…

II часть - 20 мин.

Тема: Эмблема.

Цель: дать понятие «эмблема», композиционного решения эмблемы, целей и задач.

Придумать и нарисовать эмблему экологической организации.

Оборудование: бумага, краски, кисти.

Ход урока

1. Активизация внимания учащихся - 1 мин.

2. Повторение ранее изученного - 4 мин.

3. Изучение нового материала - 5 мин.

4. Постановка практического задания, выполнение практического задания - 9 мин.

5. Анализ работ - 1 мин.

6. Завершение работ.

Материал для учителя

2. Повторение:

А) что такое графика?

Б) что такое живопись?

В) теплые и холодные цвета?

Г) что такое композиция?

3. Изучение нового материала.

Эмблема - (от греч. - выставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь - эмблема движения сторонников мира), нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле - символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом и более подробным дидактическим текстом.

4. Постановка практического задания, выполнение практического задания.

Представьте себе, что вы - члены экологической организации. Придумайте эмблему своей организации, назовите ее , придумайте девиз и воплотите это в своих работах.

5. Анализ работ.

© 2010-2022