- Преподавателю
- Биология
- Брей-ринг Опорно-двигательная система человека
Брей-ринг Опорно-двигательная система человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Древс С.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Брей-ринг.
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система человека».
Цель игры: закрепление материала темы, стимулирование интереса учащихся по данному разделу биологии, развитие навыков применения биологических знаний в повседневной жизни.
Задачи
Познавательные
- углубить знания об особенностях строения опорно-двигательной системе человека; её взаимосвязи строения и выполняемыми функциями;
- обобщить знания о влиянии физических упражнений на здоровье человека;
- закрепить знания об оказании доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Развивающие
- развивать повышенный интерес к биологии и медицине;
- развивать коммуникативные качества; навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать память и логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Воспитательные
- создать на уроке атмосферу доброжелательных отношений между всеми участниками игры; настрой творческого поиска;
- формирование положительного отношения к физическим упражнениям; к здоровому образу жизни;
- воспитывать патриотическое сознание - гордость за великих российских учёных, врачей.
Оборудование: таблицы «Ткани», «Скелетные мышцы»; модели скелета и торса человека; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.
Ход урока
-
Организационный момент. (1мин)
-
Условия игры. (2 мин)
Игра «Брейн-ринг» длится 30 минут. Все знают условия этой игры. Класс разделён 3 команды. Все команды одновременно получают вопрос. Команда, которая быстрее подготовит ответ, поднимает карточку соответствующего цвета (1 - красный, 2 - синий, 3 - зелёный). После этого одному члену этой команды даётся право ответить. За правильный ответ команда получает балл. Если в течение 30 секунд ответа не последовало, тогда отвечает учитель. В этом случае ни одна из команд балла не получает.
Команда, набравшая большее количество очков - победитель.
Чтобы победить в нашей игре, нужно пройти 9 туров. Каждый тур имеет своё название. За ходом игры будет следить жюри (3 человека), которое будет ставить баллы.
-
Ход игры.
-
Тур А. Что такое? (3 мин.)
-
Что такое гиподинамия?
(Снижение силы скелетных мышц и появление мышечной слабости).
-
Что такое миозин? (Белок сократительных волокон мышц)
-
Что такое остеохондроз? (Дистрофическое заболевание позвоночника, характеризующееся преимущественным поражением межпозвоночных дисков).
-
Что такое осанка? (Привычное положение тела, которое человек сохраняет при неподвижном стоянии и в движении).
-
Что такое тонус? (Длительное стойкое нервное и мышечное возбуждение, не сопровождающееся утомлением).
-
Что такое плоскостопие? (Деформация, выражающаяся в снижении свода стопы).
-
Что такое «плавающие рёбра»? (Неприкреплённые к грудине 11-я и 12-я пара рёбер).
-
Что такое надкостница? (Наружная соединительно-тканная оболочка кости, обеспечивающая рост кости и её восстановление при повреждениях).
-
Что такое сустав? (Подвижное соединение костей, обеспечивающее их перемещение относительно друг друга).
-
Что такое сухожилие? (Плотная соединительно-тканная часть мышц, с помощью которой мышцы прикрепляются к костям).
Тур Б. Где? (3 мин)
-
Где расположены короткие мышцы? (В тех частях тела, где амплитуда движений очень маленькая, на лице, в кистях рук).
-
Где у человека располагаются лучевая и локтевая кости? (На предплечье).
-
Где располагаются широкие мышцы? (На груди и на спине).
-
Где находится красный костный мозг? (В плоских костях).
-
Где располагаются круговые мышцы? (Губы, сфинктер кишечника).
-
Где находится самая маленькая кость? (В среднем ухе - стремечко).
-
Где была придумана игра волейбол? (В 1895 году в США У. Морганом).
-
Где располагаются остеогенные клетки? (В растущей костной ткани).
-
Где, в каких органах есть поперечно-полосатые мышцы? (В сердце).
-
Где находятся короткие кости? (Где нужна дополнительная прочность, например, в запястье).
Тур В. Сколько? (3 мин)
-
Сколько в теле скелетных мышц? (Более 600).
-
Сколько весят мышцы? (30 - 35 % от веса тела).
-
Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника? (Семь).
-
Сколько всего костей у человека? (200).
-
Сколько весят все кости? (10 - 12 % от веса тела).
-
Сколько изгибов позвоночника у человека? (Четыре - два лордоза и два кифоза).
-
Сколько костей входит в стопу? (26. Предплюсна - 7, плюсна - 5, фаланги пальцев - 14).
-
Сколько костей входит в лицевой отдел черепа? (15).
-
Сколько костей входит в кисть? (27. Запястье - 8, пясть - 5, фаланги пальцев - 14).
-
Сколько костей входит в мозговой отдел черепа? (8. Четыре непарные и две парные).
Тур Г. Почему? (4 мин).
-
Почему утром человек выше, чем вечером? (К вечеру сжимаются хрящевые диски между позвонками и рост человека уменьшается).
-
Почему после длительной болезни человека учат ходить? (Потому что мышцы у человека атрофируются, снижаются навыки, управляющие ходьбой).
-
Почему для человека очень важна координация движений? (При правильной координации движений человек не делает ненужных вспомогательных движений, не тратит зря свои силы).
-
Почему девочкам нельзя прыгать с высоты на твёрдую почву? (Кости таза ещё не срослись, а они в дальнейшем играют большую роль при родах).
-
Почему хорошо развитый скелет облегчает работу мышц? (Хорошо развитый скелет позволяет мышцам выдерживать большую нагрузку, так как они прикрепляются к костям).
-
Почему в теле ребёнка костей больше, чем у взрослых? (Многие кости ещё состоят из хрящей и не срослись).
-
Почему перед соревнованиями спортсмен делает разминку? (Чтобы кости и мышцы пришли в рабочее состояние и могли выполнять большой объём работы).
-
Почему детей в возрасте 7 - 9 месяцев нельзя учить ходить? (Кости ещё не окрепли и легко деформируются).
-
Почему после длительной физической работы мы устаём? (В сокращающихся мышцах образуется молочная кислота, которая угнетает их работу).
-
Почему приём детей в большинство спортивных секций проводят в 7 - 10 лет? (До этого времени ещё недостаточно развита костно-мышечная система, большие нагрузки вредно на ней отражаются).
Тур Д. Найдите лишнее понятие (объясните почему). (3мин).
-
Функции опорно-двигательной системы: энергетическая, формообразующая, опорная, кроветворная, обменная. (Энергетическая функция является активной, остальные - пассивные).
-
Скуловая, клиновидная, носовая, верхнечелюстная, нижнечелюстная. (Клиновидная кость расположена в мозговой части черепа, а остальные - в лицевой.)
-
Шейный отдел, грудной отдел, тазовый отдел, крестцовый отдел, копчиковый отдел. (Тазовый отдел не является отделом позвоночника).
-
Большая грудная, малая грудная, портняжная, прямая мышца живота, косая мышца живота. (Портняжная мышца расположена на нижних конечностях).
-
Длинные, прямые, широкие, короткие, круговые. (Прямые мышцы классифицируют по размеру, а остальные - по форме).
Тур Е. Что изображено? (2 мин).
Команды получают карточки.
Ответы:
Мышцы спины
-
Большая и малая ромбовидные мышцы.
-
Нижняя задняя зубчатая мышца.
-
Пояснично-грудная фасция.
-
Трапециевидная мышца.
-
Широчайшая мышца спины.
Тур Ж. Узнайте изучаемый объект по внешнему виду. (2мин)
Работа с карточкой.
Ответы:
Типы осанки
-
Нормальная.
-
Сутулая.
-
Кифотическая.
-
Лордотическая.
-
Сколиоз.
Тур З. Какие вы знаете пословицы или высказывания о здоровье человека? (2 мин.)
-
«В здоровом теле - здоровый дух» русская пословица;
-
«Здоровье дороже денег» русская пословица;
-
«Богатство нации - это её здоровье» А.Д.Сахаров;
-
«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам» А.В. Суворов;
-
«Правильная осанка - залог твоего здоровья» И.П. Павлов.
Тур Д. Составить синквкйн на тему игры (3мин).
Предлагает вниманию учащихся свой синквейн (пятистишие):
Здоровье.
Бесконечное, необходимое.
Приспосабливает, изменяет, спасает.
В мире людей жить помогает.
Ценность.
Тур Е. Конкурс презентаций на тему: «Опорно двигательная система» (9мин).
Подсчёт баллов. Комментирование оценок (2 мин).
Рефлексия урока (1мин).
Задаём вопросы: достигли ли вы цели урока? Что нового узнали? Что хотели бы узнать ещё? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение. Раздаем сигнальные карточки (красная - много моментов было не понятно; зеленая - на уроке материал был понятен; желтая - нужно поработать над некоторыми вопросами).