Конференция Онтогенез и здоровье человека

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция Онтогенез и здоровье человекаКонференция научного общества учащихся старшеклассников

«Онтогенез и здоровье человека»

Цель:

способствовать воспитанию личности, умеющей сохранять здоровье на протяжении всей жизни, и особенно в репродуктивный период.

Участники: члены научного общества и старшеклассники школы.

Оборудование: проектор, ноутбуки.

План конференции:

1.Вступление

2. Влияние факторов среды на развитие организма

2.1.Влияние никотина на развитие организма

2.2.Анализ анкетирования учащихся

2.3.Влияние на развитие организма алкоголя

2.4.Результаты анкетирования учащихся

2.5. Результаты анкетирования взрослых

2.6.Анализ вызовов скорой помощи

2.7. Анализ данных Лузского РОВД о состоящих на учете подростков

2.8 Анализ публикаций из районной газеты «Северная правда» по происшествиям в районе по вине нетрезвых людей.

2.9. Влияние на развитие организма наркотиков

2.10.Воздействие радиационных излучений на организм человека

3.Наследственные заболевания

3.1.Генные болезни

3.2. Хромосомные болезни

3.3. Историческая справка- Ж.Д.Арк и синдром Морриса

4. Заключение

4.1. Видеоролик по результатам конференции

4.2.Итоги конференции

«Поиск-открытие-творчество»

Эпиграф конференции:

«История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержат события более

грандиознее, чем все последующие семьдесят лет его жизни».

Сэмюель Тейлор Коприджю (1834г.)

Сегодня у нас расширенное заседание научного общества учащихся,

на котором присутствуют одинадцатиклассники и гости нашей школы. Мы проводим конференцию, посвященную здоровому образу жизни, как и на всякой конференции на на нашей будет работать пресс-центр, которые в результате подведут итог конференции, ну и как все журналисты они имеют право свободного перемещения. по залу.

1.Вступление. (сл.1)

Мы привыкли говорить о здоровье человека таким образом: нам необходима двигательная активность, правильное питание, хорошая медицина, комфортная обстановка дома и на работе и т.д. А если вы заболели, и мама привела вас к доктору, то он непременно спрашивает о болезнях родителей, бабушек, дедушек, о том, как протекала беременность об образе жизни мам и пап. Это почему так? Все правильно. О хорошем здоровье будущих ваших детей вы должны позаботиться уже сейчас. (сл.2)

. Для начала я хочу задать вам вопрос известного французского специалиста Жерома Лежена, заданный им коллегам на конференции акушеров-гинекологов: «Что бы вы, уважаемые коллеги, посоветовали в данном случае? Один ребенок родился слепым, другой родился глухим, еще один ребенок болен туберкулезом. Сама мать больна туберкулезом, и она снова беременна». Коллеги в один голос возмущенно выдохнули: «Аборт!»

Вы узнали этого человека? (сл.3)

Тогда Лежен произнес: «Ребенком, который родился от этой беременности, был Людвиг ван Бетховен».

В конце XIX в. в Австрии родились два малыша: мальчик с громким голосом и тихая девочка с синдромом Дауна. Это начало двух жизней, а итог? Мальчик - это Адольф Гитлер, со всеми вытекающими разрушительными последствиями мирового масштаба, а ласковая трудолюбивая девочка украсила старость своих родителей. Т.е. вы догадались, о чем пойдет речь на конференции, мы затронем некоторые проблемы онтогенеза и репродуктивного здоровья человека. (сл.4)

Онтогенез организма

Эмбриональный период

Постэмбриональный период











































Влияние внешних факторов среды на онтогенез человека

Конференция Онтогенез и здоровье человека

Плод в животе у матери через 4 недели, 7 недель, 3 и 4 месяца.

Никотин алкоголь

Наркотики

Радиация

Постэмбриональное развитие человека

Конференция Онтогенез и здоровье человека

2.Влияние факторов среды на развитие организма

Выступления учащихся с информацией

2.1. «Влияние на развитие организма курения»

Как табачный дым влияет на дыхательную систему?

Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения, в частности, приводит к задержке роста легких, развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой, особенно у детей дошкольного возраста. Это влияние в последующем сказывается на респираторном здоровье в течение всей жизни.

Важно также, что тонкая дифференцировка и созревание ткани легких происходит в самом конце беременности. Высокий риск преждевременных родов и недоношенности создает опасность недостаточной зрелости легких у детей курящих родителей.

Как табачный дым влияет на мозг младенца?

Традиционное беспокойство, касающееся приема психоактивных веществ во время беременности, приводит к возникновению больших структурных отклонений.

Исследования показывают, что дети, которые до рождения были подвергнуты воздействию различных психоактивных веществ, сталкиваются с проблемами в поведении и обучении. В частности обнаруживаются тонкие, но существенные отклонения в способности регулировать эмоции и в том, чтобы фокусировать и удерживать внимание. В результате такой ребенок может хуже справляться со школьной программой, из чего вытекают немалые последствия.

С курением во время беременности связаны проблемы в обучении и поведении, а также изменения, касающиеся функционирования слуховой зоны мозга. У новорожденных это проявляется пониженной реакцией на звуки и измененными процессами привыкания к звукам. В возрасте от 1 года до 11 лет дети отличались в том, как они выполняли задания, связанные со слухом, такие как языковые задания, память на слова, аудиальная обработка. С внутриутробным воздействием курения также было связано изменение проявления импульсивности.

2.2. Результаты анкетирования учащихся МОКУ СОШ №2

В анкетировании приняли участие 316 человек- это учащиеся средней и старшей школы. Из них курят -31 учащийся, что составило 9,8% пробовали курить 86 обучающихся, что составило28%. Отрадно заметить, что учащиеся 11 классов не курят.

На вопрос о причинах курения ответ были следующими:

-интересно;

-предложили друзья;

-просто захотел;

-круто.

Вполне доказанными следствиями материнского курения во время беременности являются задержка роста до рождения и снижение интеллектуального потенциала ребенка после рождения. То, как ученик справляется со школьными заданиями, может во многом зависеть от того, курила ли его мать до его рождения.

Поведение детей первых лет жизни оказалось более проблемным у матерей, которые курили во время беременности. Оно включало повышенную импульсивность, бунтарство, склонность к риску. Проявления негативизма в возрасте 2 лет у детей курящих матерей оценивались в четыре раза выше по сравнению с теми матерями, которые либо прекратили курить во время беременности, либо не начинали курить до родов. Другие исследования таких детей обнаружили их большую склонность к потреблению наркотиков, девиантному поведению, меньшим успехам в подростковом возрасте и психическим проблемам в последующей жизни.

2.3.Влияние на развитие организма алкоголя (с.8)

Наименьшее потребление алкоголя регистрируется в странах Скандинавии (Швеция - 4, 9 л, Норвегия - 4,4 л, Исландия - 4,0 л). Больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным данным, потребление алкоголя составило 8,6 литра, а с учетом подпольной водки, самогона и т.д., по мнению экспертов (например, профессора А.В.Немцова), оно составляет 14 литров алкоголя на душу населения, что больше, чем в любой иной стране.

Алкоголь повреждает мозг еще не родившегося младенца

Недостаточность щитовидной железы может влиять и на мать, и на младенца.

Употребление алкоголя во время беременности может изменять функцию щитовидной железы, как матери, так и младенца, что может вызывать повреждение головного мозга. Ученые обнаружили, что отклонения в строении головного мозга у потомства пьющих матерей подобны тем, которые наблюдаются при внутриутробной недостаточности гормона щитовидной железы. Если со стороны щитовидной железы как матери, так и плода, не поступает достаточных количеств гормонов, могут возникнуть дефекты развития мозга, часть из которых напоминают отклонения у детей с алкогольным синдромом плода.

Координатор исследования профессор Кудд сказал: "С поведенческой точки зрения, дети, рожденные у матерей с пониженной функцией щитовидной железы, имеют худшие показатели интеллекта, внимания, языковых способностей, чтения и отстают в школе подобно детям, имеющим вызванные алкоголем врожденные дефекты".

Эндокринологам известно, что в больших количествах алкоголь воздействует также и на функцию щитовидной железы взрослых. С другой стороны, даже без воздействия алкоголя два процента женщин имеют предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям щитовидной железы во время беременности, что также может понижать ее функцию, и важно не усугубить это алкоголем.

Внутриутробное воздействие алкоголя влияет на рост и строение тела, вызывает алкогольный синдром плода, ухудшение познавательных и лингвистических способностей, дефициты внимания и памяти.

Алкоголь вызывает также серьезные нейроповеденческие изменения. Дети, которые в утробе матери подвергались воздействию алкоголя, в возрасте 6 лет обнаруживали повышенные показатели по шкалам агрессивности, тревоги, депрессии и общей шкалы проблем. Умственное недоразвитие (от мягких до умеренно выраженных степеней) занимает существенное место в структуре алкогольного синдрома плода. Проблемы поведения и обучения могут присутствовать, по меньшей мере, вплоть до периода позднего детства.

2.4. Результаты анкетирования. (Сл.9)

В ходе выполнения социального проекта

«Проблемы алкоголизации жителей Лузского района» нами было проведено 2 анкеты: одна для взрослых и другая для учащихся школы.(сл.9)

Анкетирование для взрослых было проведено со случайной выборкой, в нем участвовали соседи, дедушки, молодые люди. Вопросы анкетирования взрослых вы видите на слайде. В анкетировании участвовало 17 человек в возрасте от 20 65 лет. Взрослые, участвовавшие в анкетировании, выпивают в основном по праздникам, но в одной анкете встретилось, что человек выпивает каждый день. Хотя мы понимаем, что таких людей у нас гораздо больше, их мы можем видеть у магазинов, поспрошающих хоть какие- то деньги. Старшее поколение из спиртных напитков предпочитает самогон, молодежь шампанское, коктейли, мужчины среднего возраста - водку. (с.10)

Для школьников также была проведена анкета. (с.11)_

Результаты нас удивили т.к. мы увидели, что некоторые школьники впервые попробовали алкоголь в 5 лет. Родители не разрешают употреблять алкоголь и чаще всего не знают об этом, но иногда, в Новый год, например или в День рождения наливают сами. Причины употребления спиртных напитков учащиеся обозначили так:

-не хочу быть «Белой вороной»;(с.12)

-мне нравится.

2.5.Данные Лузской ЦРБ.

В ходе выполнения работы социального проекта

« Проблемы алкоголизма населения Лузского района».

В течение 2 недель проводился мониторинг вызовов скорой помощи Лузской ЦРБ.

В период с 22.09.14 по 28.09.14

Всего зарегистрировано 106 вызовов

Из них 11 вызовов с алкогольной интоксикацией

Что составило 11%

В период с 29.09.14 по 05.10.14

Всего зарегистрировано 144 вызова

Из них 20 вызовов с алкогольной интоксикацией

Что составило 14.5%

При этом во время мониторинга во вторую неделю было отмечено следующее :

  1. Бытовая травма(порезы) в алкогольном опьянении

  2. Бытовая травма(перелом)в алкогольном опьянении

  3. Попытка суицида в алкогольном опьянении

  4. Криминальная травма (избит) в алкогольном опьянении

  5. Галлюцинации на фоне алкогольного абстинентного синдрома (синдром отмены алкоголя)

Таким образом, можно сделать вывод, что состояние алкогольного опьянения может приводить к неадекватному поведению, нанесению травм, иногда даже несовместимых с жизнью.

2.5. Данные МВД «Лузский» (сл.13)

По данным МВД «Лузский» на учете в КДН состоит 63 подростка, 30 из них за нарушения антиалкогольного законодательства, в том числе за распитие спиртных напитков в общественных местах и появлении в общественных местах в состоянии опьянения, что составило 47% от общего числа , стоящих на учете подростков. Употребление алкоголя можно считать наиболее опасным социальным фактором, т.к. подростки очень быстро привыкают к алкоголю и с большим трудом избавляются от зависимости, что приводит к полной психической и физической зависимости.

2.7.Публикации районной газеты «Северная правда»

О том, что проблема алкоголизации населения остро стоит в нашем районе, говорят и сводки МВД, опубликованные в районной газете «Северная правда» (выборка из газеты)

2.8 Влияние на развитие организма наркотиков. (сл.15)

Воздействие отдельных групп наркотических веществ на развитие организма

У детей, которые внутриутробно подверглись воздействию опиатов, отмечаются проблемы внимания и обучения. Это может отчасти объясняться также факторами окружающей среды, если мать продолжает принимать наркотики. Существует опасность нарушения развития. В начале ребенок много плачет, пуглив и часто просыпается. Отдаленные наблюдения в школьном возрасте обнаруживают проблемы внимания и тонких моторных функций.

В экспериментах на животных воздействие кокаина приводило к изменениям в тех зонах мозга, которые отвечают за внимание и способности к обучению. Кокаин непосредственно изменяет нейромедиаторный обмен в областях, участвующих в обучении, памяти, мотивации, контроле двигательной активности, обработке сенсорных сигналов, то есть информации, поступающей от органов чувств. Это может служить причиной, почему дети, подвергнутые воздействию наркотика в утробе матери, испытывают проблемы с регуляцией возбуждения, отсрочкой удовлетворения их желаний, плохо справляются со стрессом и не переносят чувство неудовлетворенности. В частности, этим детям требовалось больше времени, чтобы успокоиться, когда с ними переставали играть, они были более склонны к импульсивным действиям, крику и другим формам сопротивления, когда к ним применяли какие-либо ограничения. У таких детей хуже формировались языковые навыки. Они с большей скоростью реагировали на зрительные стимулы, но при этом испытывали трудности, если требовалось реагировать на одни стимулы и не реагировать на другие. В школе дети, подвергнутые влиянию наркотика, с большей вероятностью отставали от своих сверстников и испытывали потребность в специальных программах обучения

Оценка в возрасте 33 месяцев показала, что дети, чьи матери употребляли кокаин, имели низкие показатели языковых тестов и интеллектуальный коэффициент.

Точно так же, как курение марихуаны нарушает обмен многочисленных нейромедиаторов в головном мозге взрослого потребителя, оно нарушает и обмен развивающегося мозга еще не родившегося младенца. Курение матерей во время беременности склонно вызывать проблемы снабжения плода кислородом, и связано с замедленным ростом, а также с изменениями поведения и обучения у новорожденных. (Сл.16)

У подвергшихся внутриутробному воздействию каннабиса детей в возрасте 3 лет страдают функции зрительного анализатора и абстрактное мышление, отмечаются более частые ночные пробуждения, меньшая эффективность сна, большее время бодрствования после начала сна. Страдают познавательная сфера и внимание у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте.

Воздействие органических растворителей приводит к ухудшению зрения ребенка, и в частности цветного зрения, что может служить признаком более разностороннего поражения нервной системы.

Наркотики, "анальгезируя" баро- и хеморецепторы, способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса.
По этой причине в организме наркомана всегда возникает снижение функций сердечно-сосудистой системы, уменьшается снабжение клеток необходимыми им веществами, а также "очистка" клеток и тканей. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни. Зачем это нужно молодым людям?

2.9.Чем опасен спайс? (Сл.17)

Спайс

Даже те, кто никогда не увлекались никакими психоактивными веществами, наверняка хорошо помнят дизайн упаковки курительной смеси «Спайс». В соответствии с описанием на упаковке, в состав курительной смеси Спайс входит композиция из нескольких растений, среди которых есть обладающие психоактивным действием. В частности, это Шалфей Предсказателей, Голубой Лотос, Гавайская Роза.

Уже позже, когда были проведены исследования, в порошке был обнаружен целый ряд каннабиоидов - синтетических аналогов веществ, которые содержатся в конопле. Оказывается, производитель дополнительно наносил на травяную смесь синтетические психоактивные вещества, запрещенные на территории большинства развитых стран мира.

Но почему же они не были выявлены сразу? Почему же наркотик Спайс свободно продавался под видом «безобидного кайфа»?

Во-первых, синтетические вещества, которые были введены в состав курительной смеси, имели новую химическую формулу. О них попросту не знали. И для того, чтобы их запретить, нужно было разработать новые документы и обновить официальные списки запрещенных средств.

Во-вторых, в качестве «прикрытия» выступали относительно безопасные психоактивные вещества, которые содержались в смеси трав. Никому и в голову не приходило искать в Спайсе что-то еще. Но и «безопасные» растения в составе смесей, как оказалось впоследствии, совсем небезопасны.

В-третьих, в составе смеси присутствуют балластные компоненты, которые затрудняют выявление наркотиков. Например, в качестве такого балласта использовался витамин E.

Признаки употребления Спайса частично напоминают таковые при курении конопли:

  1. Возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При закрытых глазах пациент видит различные яркие образы, слышит звуки и речь.

  2. Нарушение сознания и мышления. Человек в состоянии наркотического опьянения после употребления Спайса теряет связь с реальностью, перестает ощущать собственное тело. Нередки случаи полной потери сознания.

  3. Неосознанные действия. Например, пациент может ходить кругами или по определенной траектории, натыкается на разные предметы.

  4. Амнезия. После того, как состояние опьянения проходит, человек не может вспомнить, что он делал, и что в это время происходило вокруг.

  5. Красные глаза - также признак человека, употребляющего спайс.

А сейчас, ответьте, пожалуйста, на вопрос: если мы говорим об эмбриональном развитии, то почему же привели вам статистические данные анкетирования, Лузской ЦРБ, полиции, публикации «Северной правды»?

Действительно, здоровье будущего ребенка зависит от количества выпитого и регулярности приема алкоголя его отцом. Если прием алкоголя вошел в

в привычку будущих родителей, например, банка пива, выпиваемая каждый вечер, то риск рождения больного ребенка очень велик.

2.6 Воздействие радиационных излучений на организм человека.(с.18)

Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме как при внешнем (источник находится вне организма), так и при внутреннем облучении (радиоактивные вещества, т.е. частицы, попадают внутрь организма с пищей, через органы дыхания).

Однократное облучение вызывает биологические нарушения, которые зависят от суммарной поглощенной дозы. Так при дозе до 0,25 Гр видимых нарушений нет, но уже при 4 - 5 Гр смертельные случаи составляют 50% от общего числа пострадавших, а при 6 Гр и более - 100% пострадавших. Основной механизм действия связан с процессами ионизации атомов и молекул живой материи, в частности молекул воды, содержащихся в клетках. Они-то как раз и подвергаются интенсивному разрушению. Вызванные изменения могут быть обратимыми или необратимыми и протекать в хронической форме лучевой болезни.

Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут "запустить" не до конца еще установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма.

Дети крайне чувствительны к действию радиации. Относительно небольшие дозы при облучении хрящевой ткани могут замедлить или вовсе остановить у них рост костей, что приводит к аномалиям развития скелета. Чем меньше возраст ребенка, тем сильнее подавляется рост костей. Суммарной дозы порядка 10 Гр, полученной в течение нескольких недель при ежедневном облучении, бывает достаточно, чтобы вызвать некоторые аномалии развития скелета.

Еще одним тяжелым последствием облучения является рак. Рак - наиболее серьезное из всех последствий облучения человека при малых дозах, по крайней мере, непосредственно для тех людей, которые подверглись облучению.

В самом деле, обширные обследования, охватившие около 100000 человек, переживших атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, показали, что пока рак является единственной причиной повышенной смертности в этой группе населения.
Также, даже при небольших дозах облучения, радиационные лучи негативно влияют на наши органы зрения - глаза. Наиболее уязвимой для радиации частью глаза является хрусталик. Погибшие клетки становятся непрозрачными, а разрастание помутневших участков приводит сначала к катаракте, а затем и к полной слепоте.

Существуют также генетические последствия облучения. Около 10% всех живых новорожденных имеют те или иные генетические дефекты, начиная от необременительных физических недостатков типа дальтонизма и кончая такими тяжелыми состояниями, как синдром Дауна и различные пороки развития.

Выяснено, что около 170 из 1000 эмбрионов и плодов погибают до рождения, из них около 40% - вследствие влияния хромосомных нарушений. Тем не менее, значительная часть мутантов (носителей хромосомной аномалии) минует действие внутриутробного отбора .

Но некоторые из них погибают в раннем детстве. Больные с аномалиями половых хромосом из - за нарушений полового развития , как правило, не оставляют потомства. Отсюда следует - все аномалии можно отнести к мутациям. Показано ,что в общем случае хромосомные мутации почти полностью исчезают из популяции через 15 - 17 поколений .

Чаще всего мутации очень вредны для человека и практически несовместимы с жизнью. Если же организм-мутант остался жить, то при этом у него возникают тяжелые болезни. Например, болезнь Дауна (трисомия 21) , синдромы: Тернера (трисомия 18), Клайнфелтера, Патау (трисомия 13), Эдвардса, синдром "Кошачьего крика" (плачь ребенка напоминает мяуканье кошки) и др.

3.Наследственные заболевания. (сл.19)

Итак, все перечисленные факторы могут привести к различным наследственным заболеваниям. Это чаще всего генные и хромосомные болезни. Вот и поговорим о них.

3.1.Генные болезни (Сл.20)

Генные болезни - это разнородная по клиническим проявлениям группа заболеваний, обусловленных мутациями на генном уровне.

Общая частота генных болезней в популяциях людей - 2-4%.

Генные мутации у человека являются причинами многих форм наследственной патологии. В настоящее время описано более 3 тысяч таких наследственных болезней. Ферментопатия является самым частым проявлением генных болезней. Также мутации, вызывающие наследственные болезни, могут затрагивать структурные, транспортные и эмбриональные белки. Патологические мутации могут реализовываться в разные периоды онтогенеза. Большая часть их проявляется внутриутробно (до 25% всей наследственной патологии) и в допубертатном возрасте (45%). Около 25% патологических мутаций проявляются в пубертатном и юношеском возрасте, и лишь 10% моногенных болезней развиваются в возрасте старше 20 лет.

Классификация генных болезней

•по типу наследования генные болезни делятся на аутосомно-доминантные, аутосомно-рецессивные, Х-сцепленные доминантные и т.д.
•в зависимости от системы или органа, наиболее вовлеченного в патологический процесс генные болезни делятся на нервные, нервно-мышечные, кожные, глазные, опорно-двигательного аппарата, эндокринные, крови, легких, сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта и др.
•по характеру метаболического дефекта генные болезни делятся на болезни, связанные с нарушением аминокислотного, углеводного, липидного, минерального обменов, обмена нуклеиновых кислот и др.
•самостоятельную группу составляют наследственно обусловленные заболевания, возникающие при несовместимости матери и плода по антигенам групп крови.

Синдром Туре́тта (болезнь Туретта, синдром Жиль де ла Туретта) - расстройство центральной нервной системы, в виде сочетания тикообразных подёргиваний мышц лица, шеи и плечевого пояса, непроизвольных движений губ и языка с частым покашливанием и сплевыванием, копролалией. Болезнь может иметь наследственный характер. (Сл.21)

Синдром обусловлен изменением структуры полосатого тела мозга, но может носить и функциональный характер. Впервые описан Жоржем Жилем де ла Туреттом в 1885 году. Наблюдается у 0,05 % населения, в основном у детей. В 3 раза чаще у мужчин (из них 95 % в возрасте 2-5 лет). Также может наблюдаться у людей в возрасте от 15 до 30 лет. (Сл.22)

Непроизвольные движения людей страдающих синдромом Туретта однотипны в своих проявлениях (резкие, быстрые, порывистые). Наряду с двигательным тиками проявляются также и звуковые симптомы: произнесение отдельных звуков и нечленораздельных слов является характерной особенностью синдрома. В некоторых случаях может отмечаться так называемая эхолалия, то есть навязчивое повторение слов, слогов или звуков. В половине случаев при синдроме Туретта возможны вокальные тики с неприличными ругательными словами, а также неприличные жесты. Больные могут нанести себе травмы, поскольку не способны контролировать внезапные движения.

3.2 Синдром Морриса, синдро́м тестикуля́рной феминиза́ции]; (Сл.23)

врожденные эндокринные нарушения полового развития, вызванные мутацией гена, отвечающего за андрогеновый рецептор. Подобные расстройства варьируются в зависимости от структуры и чувствительности аномального рецептора. Клинические фенотипы у этих лиц находятся в диапазоне от нормального мужского телосложения с мягким расстройством сперматогенеза до полностью женского телосложения, несмотря на присутствие Y-хромосомы

Нечувствительность к андрогенам является клинически значимой только для генетических мужчин (то есть людей с Y-хромосомой, или, более конкретно, с геном SRY).

Для синдрома характерно X-сцепленное рецессивное наследование.

Ранее для обозначения нарушения использовался термин синдром тестикулярной феминизации (англ. testicular feminisation syndrom), который отражает исторически ошибочное понимание причины заболевания. В 1953 году американский врач Джон Моррис дал первое полное описание синдрома на основе 82 случаев, собранных из медицинской литературы, в том числе двух своих пациентов. Термин testicular feminisation syndrom был выбран для того, чтоб отразить представление Морриса о том, что яички у пациентов производят гормон, обладающий феминизирующим воздействием на организм. В настоящее время причину заболевания связывают с бездействием андрогенов и последующим превращением тестостерона в эстроген.

3.3.Синдром Морриса и Жанна Д.АРК (Сл.24)

Жанна д'Арк (1412-1431), по описаниям, была высокоросла, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и имела тонкую женственную талию. Её лицо тоже было очень красиво. Общее телосложение характеризовалось несколько мужскими пропорциями. Она отличалась большой любовью к физическим и военным упражнениям. Подобно многим девушкам с синдромом Морриса, она любила носить мужскую одежду.
Предельно увлечённая своей борьбой за освобождение Франции, была сожжена на костре в Руане в девятнадцать с небольшим лет, будучи девственницей.
Энергия, решительность, храбрость, ум Жанны д'Арк, проявившиеся в дни пребывания при дворе дофина, во время освобождения Орлеана, в сражении при Пате, в походе на Реймс, её находчивость и героизм, логичность, последовательность, упорство и воля, здравый смысл (особенно проявившиеся во время суда) - поразительны. Она нашла в себе мужество взять обратно своё отречение и тем обречь себя на сожжение живой вместо «обычной» смерти от удавки или, может быть, даже пожизненного тюремного заключения, от которого её наверняка скоро освободили бы победы Франции.
Энергии Жанны д'Арк, её решимости, храбрости, здравому смыслу, находчивости во время пленения и пятимесячного инквизиционного следствия посвящены тысячи томов. Цвета Жанны д'Арк стали цветами Французского знамени, а её лотарингский крест - гербом Шарля де Голля. Во всяком случае, во всей истории человечества трудно найти женщину, которая оставила бы более значительный, более вдохновляющий след, чем неграмотная деревенская девушка Жанна д'Арк, которой без конца ставили палки в колёса, без конца мешали различные придворные клики. Им не только претила мысль о том, что простая крестьянка способна сделать куда больше, чем громадные массы отборной рыцарской конницы, разбитой при Пуатье, Креси и Азенкуре, но и сознание, что освобождение Франции может совершиться вдохновлённым народом без них, оказывающихся ненужными, дорогостоящими паразитами. Куда проще договориться с английскими феодалами и наёмниками, чем с собственными героями, как это мимоходом показалМериме.
Обратим внимание на следующее. То, что у Жанны д'Арк отсутствовали менструации, упоминается даже в словаре Ларусс, таким образом, этот факт был общедоступно известен. Синдром Морриса описан уже много десятилетий назад, но только привлечение медицинской генетики позволило понять диагностическое значение отсутствия менструаций у прекрасно сложенной, сильной, крепкой, удивительно умной и энергичной девушки.
Жанна д'Арк считалась загадкой, которую произвольно истолковывали и, добавим, совершенно по-разному, психиатры, психологи, историки, писатели и драматурги. Поэтому наш диагноз, поставленный через полтысячелетия, может показаться, в свою очередь, произвольным и требующим ещё более развёрнутого обоснования. Поэтому повторим доказательства.
Первое. Девушки и женщины с синдромом Морриса, повторяем, - прекрасные спортсменки.
Второе. Жанна д'Арк была высокой, стройной, статной девушкой, длиннорукой и длинноногой, с очень привлекательным лицом. Само по себе это явление нередкое, но именно женщины с синдромом Морриса характеризуются высоким ростом, длиннорукостью и длинноногостью.
Третье. В эпоху, когда храбрость и героизм редко требовались от женщин, Жанна д'Арк проявила исключительно последовательный и стойкий героизм. Девушки с синдромом Морриса отличаются исключительной смелостью.
Четвёртое. В эпоху, когда женщинам грешно и никак не положено было носить мужское платье, Жанна д'Арк очень охотно его носила и очень неохотно, только под большим давлением от него отказалась.
Б. Данэм в своей книге «Герои и еретики» пишет: «Первым слабым местом Жанны было то обстоятельство, что она постоянно носила мужское платье. Шестое. Девушки с синдромом Морриса отличаются сильной волей, живым, стойким и высоким интеллектом. Жанна д'Арк проявила исключительную догадливость и интеллект не только в беседе с дофином, не только заставив англичан снять осаду с Орлеана, не только преследуя и уничтожая англичан, не только проводив дофина на коронование в Реймс. Пожалуй, редчайшую находчивость и интеллект она проявила в заключении, во время руанского суда, когда она своими ответами на изощрённые вопросы судей никак не давала им поймать себя в ловушку. А по поводу главного судьи, Кошона, на стенах руанских домов ежедневно появлялись надписи «Кошон (по-французски «свинья») опять опоросилась».
Каждая из перечисленных шести физических, психических, психологических, интеллектуальных особенностей Жанны д'Арк, взятая порознь, встречается не так уж и редко, но выраженные в превосходной степени, они довольно редки, а сочетание всех шести в одной девушке того времени - явление совершенно необычайное.
Поэтому-то наличие седьмой особенности - отсутствие менструаций - не столь уж редкой в условиях предельной психической активности, но всё же редкой у здоровых девушек той эпохи, когда в 15-16 лет их обычно уже выдавали замуж, только связывает в один узел, объясняет одной причиной шесть перечисленных особенностей, выраженных у Жанны д'Арк в столь чёткой форме.

3.4. Хромосомные болезни (Сл.25)

К хромосомным относят болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом. В настоящее время у человека известно более 700 подобных заболеваний

Факторы риска наследственных заболеваний (Сл.26)

-Родственные браки;

-Пожилые родители;

-Действие тяжёлыми металлами, высокотоксичных веществ (диоксины, бензопирен);

-Некоторые лекарства;

-Наркотики, алкоголизм;

-Вирусные заболевания во время беременности

Наиболее известными хромосомными заболеваниями являются:

-Синдром Дауна; (сл.27)

Причина болезни: мать 30-40 лет, наркотики.

Утраивается хромосома по 21 паре.

Симптомы: голова с уплощенным затылком,

раскосые глаза, плоская переносица, маленькие

уши, на ладони поперечная складка, большой язык,

толстая короткая шея.

Последствия: Врожденные пороки различных

органов, умственная отсталость.

Лечение: НЕ ВОЗМОЖНО!

-Синдром Патау; (Сл.28)

Встречается 1 на 700 рождений.

Рождаются как мальчики, так и девочки с

синдромом Патау.

Причины: лишняя 13-я хромосома, родственные

браки, пожилые родители,

действие тяжёлыми металлами, высокотоксичных

веществ (диоксины, бензопирен), некоторые

лекарства, наркотики, алкоголизм, вирусные

заболевания во время беременности.

Симптомы: «заячья губа» или «волчья пасть»,

аномалия глаз, другие пороки.

Последствия: Часто смерть.

-Синдром Клайнфельтера; (Сл.29)

Встречается 2 на 1000 мальчиков.

Причины: лишняя Х-хромосома у мужчин,

Родственные браки, пожилые родители,

действие тяжёлыми металлами, высокотоксичных

веществ (диоксины, бензопирен), некоторые

лекарства, наркотики, алкоголизм, вирусные

заболевания во время беременности.

Симптомы: признаки проявляются только в период

полового созревания - высокий рост, ожирение,

женский тип телосложения, скудное оволосение,

антисоциальное поведение, дебильность

-Синдром Шерешевского-Тернера; (Сл.30)

Причина: отсутствие одной Х-хромосомы у женщин.

Симптомы: маленькая нижняя челюсть, уши оттопырены, низкий рост, на коротких пальцах рук выпуклые ногти, короткая шея с крыловидными складками, нижняя линия роста волос на шее расположена достаточно низко, широкая грудная клетка, искривление рук в области локтей.

-Синдром «кошачьего крика». (Сл.31)

Причина: утрата фрагмента 5-й хромосомы.

Симптомы: необычный плач, напоминающий мяуканье кошки, что связано с нарушением гортани и голосовых связок. Умственное и физическое недоразвитие.

4. Заключение

Нас много, мы различны, онтогенез у всех свой, личный,

Критические моменты в нашей жизни есть,

их право столько - всех не перечесть.

Мы сегодня коснулись только очень малой части онтогенеза- эмбрионального развития, надеюсь, вы увидели всю хрупкость нашей жизни и как много зависит от такого простого, которое именуется тремя словами - здоровый образ жизни.

Еще больше мы должны знать о другом периоде жизни - постэмбриональном развитии, но это совсем другая история и новая конференция.

Всю конференцию у нас сегодня работал пресс- центр. Они подведут итог нашей конференции.

4.1. Видеоролик по результатам конференции

4.2.Итоги конференции.

Материалы для конференции:

  1. Компьютерная информационная и обучающая система «Атлас морфологии человека с анатомией новорожденного и эмбриологией». - CD-ROM NOW, май, 1995.
    2. Видеофильмы Медико-просветительского центра «Жизнь»: «Чудо жизни», «Пусть он

увидит Солнце», «Безмолвный крик», «На столе», «Начало».

  1. ЛИТЕРАТУРА

1. Антохин А.И. Анатомия и физиология человека. - М.: Мин-здрав РФ, РГМУ, 2004.
2. Берсенева Т.А. Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе

ОБЖ. - СПб., 2004.
3. Владимиров А. Любовь и вера. - М.: Благо, 2000.
4. Малышевский А.Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10-11-х классов. - М.: Просвещение, 1994.
5. Невярович В.К. Терапия души. - М., 2000.
6. Приселкова В. Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка. - М.: Благо, 2000.
7. Сборник материалов в защиту жизни. - М.: Центр «Жизнь», 2006. CD-ROM.
8. Татаринкова Л.Т. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб., 2004.
9. Шугаев И. Один раз на всю жизнь. - М., 2007.
10. Янушкевичус Р. Основы нравственности. - М.: Прогресс, 2000.

  1. Исследования старшеклассников школы

© 2010-2022