Места обитания и внешнее строение земноводных

В истории развития нашей планеты наблюдались изменения климата – потепления, похолодания, ледниковые периоды. Приблизительно 250 млн. лет назад количество морей и океанов уменьшалось, территория суши поднималась. Эти изменения влияли на существование обитателей нашей планеты. Поэтому часть морских обитателей погибали, а часть морских обитателей…. В настоящее время на земном шаре живёт около 3000 видов. Земноводные обычно встречаются в пресных водоёмах и вблизи от них, например зеленая лягушка. З...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Места обитания и внешнее строение земноводных







Бадак Ирина Игоревна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 Новоузенского района

Саратовской области»


Цели:

Деятельностная цель: развитие умения работать в группах и парах, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения новых терминов: оцепенение, плавательная перепонка, барабанная перепонка, резонаторы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная установка, технологическая карта урока (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2), тест (Приложение 3).

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  1. формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  2. формирование учебно-познавательных и внешних мотивов;

  3. способность к самооценке, в том числе самоанализ;

Регулятивные УУД:

  1. сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  2. определять цель учебной деятельности;

  3. сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  4. волевая саморегуляция;

  5. сличение заданным эталонам, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровню усвоения;

Познавательные УУД:

  1. сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  2. сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

Коммуникативные УУД:

  1. сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  2. сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

  3. сформировать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предметные результаты:

Формировать умение определять особенности строения и жизнедеятельности земноводных;

Формировать умение понимать смысл биологических терминов: оцепенение, плавательная перепонка, барабанная перепонка, резонаторы.



Этап

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе

Личностные УУД

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование учебно-познавательных и внешних мотивов

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Презентация. Слайд 1 Учащимся предлагается прочесть и проанализировать текст и закончить последнее предложение на слайде.

В истории развития нашей планеты наблюдались изменения климата - потепления, похолодания, ледниковые периоды. Приблизительно 250 млн. лет назад количество морей и океанов уменьшалось, территория суши поднималась. Эти изменения влияли на существование обитателей нашей планеты. Поэтому часть морских обитателей погибали, а часть морских обитателей….

Вопросы к классу:

1)Как называется группа животных, которая вышла на сушу, но сохранила связь с водой?

Слайд 2 Основные представители класса земноводные.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Предположения учащихся.

Учащиеся читают и выписывают причину и следствия.


Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


  1. Постановка учебной задачи.

Учитель подводит учащихся к определению темы и постановки целей урока.

Слайд 3 Тема урока: «Места обитания и внешнее строение земноводных» (Приложение 1)

На примере, какого земноводного будет изучаться тема?

Проблемный вопрос: можно ли встретить зеленую лягушку на территории, которой проживают учащиеся и где её можно встретить?

Учащиеся определяют тему и цели урока.

Учащиеся записывают тему в технологическую карту урока.

Регулятивные УУД.

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  1. Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа - метод «зигзаг»)

Урок проходит по вопросам определения местообитания и внешнего строения зеленой лягушки.

Прежде чем начнем общий вопрос, должны поработать по вопросам узкой специальности.

Одним предлагается пересесть за первый стол, другим сесть за второй стол, остальным сесть за третий стол.

В технологической карте урока каждая группа записывают ответы на задания. Используют дополнительную литературу (Приложение 2).

Возвращаются и совместно заполняют оставшиеся позиции технологической карты урока до конца.

Работа в группах.



Выполняют задания в технологической карте урока.

Регулятивные УУД.

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Волевая саморегуляция.

Познавательные УУД.

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

5. Первичное закрепление

Вопрос №1: Перечислите отделы позвоночника лягушки?

Вопрос №2: В какое время года лягушки впадают в оцепенение?

Вопрос №3: Место обитания зеленой лягушки?

Вопрос №4:Сколько пар конечностей?

Результат записываются на доске.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы



Познавательные УУД.

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В виде теста проверяются новые знания о земноводных. (Приложение 3)

Взаимопроверка тестов по эталону и выставление оценок своему однокласснику согласно критериям.

На слайде 4 ответы и критерии

Индивидуальная работа.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста, взаимопроверяют тесты.

Регулятивные УУД.

Сличение заданным эталонам, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровню усвоения.


  1. Рефлексия деятельности(итог )

д/з § 36. Творческое задание на тему: «Земноводные - рекордсмены». Форма выполнения: сообщение или презентация. Слайд5

Рефлексия: закончи предложение

Достигнуты ли цели урока?

Я узнал...
Я научился...

Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...

Совпала ли ваша оценка по тесту со средним арифметическим результатом университета (да/нет, почему?)

Спасибо за урок! Слайд 6

Учащиеся записывают задание в дневник.

Отвечают на вопросы рефлексии.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные УУД

Способность к самооценке, в том числе самоанализ.


Приложение 1

Технологическая карта урока

Дата ____________________________________

Тема урока: ____________________________________________________________________________________________


Экологи

Задание 1. Прочтите раздаточный текст Места обитания и ответьте на вопросы:

  1. Где обитает зеленая лягушка? ____________________________________________________________________________________

  2. Чем питается зеленая лягушка? __________________________________________________________________________________

  3. В какое время года лягушки впадают в оцепенение? _________________________________________________________________

Задание 2. Выпишите примеры земноводных из раздаточного текста.

1.____________________________

2.____________________________

3.____________________________

4.____________________________


Морфологи

Задание 1. Откройте учебник на стр.175 §36, найдите раздел Внешнее строение и ответьте на вопросы:

  1. Сколько отделов тела у лягушки? _______________________________________________________________________________

  2. Сколько пар конечностей у лягушки? _____________________________________________________________________________

Задание 2. Откройте учебник на стр. 176, прочитайте второй абзац и ответьте на вопрос:

1. Чем покрыто тело лягушки? _________________________________________________________________________________________

2.Каково значение слизи? _____________________________________________________________________________________________


Ортопеды

Задание 1. Откройте учебник на стр.177 найдите и прочитайте второй абзац, ответьте на вопросы:

  1. Перечислите отделы позвоночника земноводных: __________________________________________________________________

Задание 2. Найдите и прочитайте третий абзац, продолжите предложение:

  1. Скелет передней конечности составляют _____________, __________________, ___________________, ____________ и _________________; задней конечности - _____________, _________________, _________________, _____________ и _____________________.

Задание 3. Найдите и прочитайте четвертый абзац, ответьте на вопросы:

  1. Из чего состоит пояс передних конечностей? ______________________________________________________________________

  2. Из чего состоит пояс задних конечностей? ________________________________________________________________________

Домашнее задание: § 36. Творческое задание на тему: «Земноводные - рекордсмены». Форма выполнения: сообщение или презентация.

Приложение 2

Дополнительная информация

Местообитания земноводных

В настоящее время на земном шаре живёт около 3000 видов. Земноводные обычно встречаются в пресных водоёмах и вблизи от них, например зеленая лягушка. Здесь они питаются беспозвоночными животными. В случае опасности быстро прыгают в воду.

Некоторые виды амфибий, например. Травяная и остромордая лягушки, обыкновенная жаба, живут в основном вдали от водоёмов. Днём прячутся среди комков почвы и других укрытий, а в сумерки выходят на охоту. Только в период размножения они переходят жить в водоёмы.

Все земноводные активны лишь в тёплое время года. При понижении температуры окружающей среды до 4°С, с наступлением холодов они впадают в оцепенение. В состоянии анабиоза процессы жизнедеятельности не прекращаются, но проходят на очень низком уровне, например, сердце совершает 1-2 сокращения в минуту. Зимуют земноводные обычно на дне водоёмов (лягушки) или в различных укрытиях на суше (тритоны, жабы).



















Приложение 3

Тест вариант 1 Фамилия Имя _________________________

  1. Зеленая лягушка обитает:

А) по берегам водоемов; Б) в почве;

В) в морях и океанах; Г) на дне водоемов;



  1. В оцепенение лягушки впадают:

А) летом; Б) с наступлением холодов;

В) зимой; Г) осенью;



  1. Передняя конечность лягушки состоит из:

А) плеча и предплечья; Б) предплечья и кисти;

В) плеча, предплечья и кисти; Г)плеча и кисти;



  1. Скелет задней конечности лягушки состоит из:

А) бедра, голени, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Б) бедра, голени, запястья, пясти, фаланги пальцев;

В) плеча, предплечья, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Г) плеча, , голени, предплюсны, пясти, фаланги пальцев



  1. Секрет слёзных желез у лягушки выполняет функции:

А) смачивает глаза; Б) смывает пылинки;

В) обладает бактерицидным действием; Г) все ответы верны.

Тест вариант 2 Фамилия Имя ______________________________

  1. Передняя конечность лягушки состоит из:

А) плеча и предплечья; Б) предплечья и кисти;

В) плеча, предплечья и кисти; Г)плеча и кисти;



  1. Скелет задней конечности лягушки состоит из:

А) бедра, голени, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Б) бедра, голени, запястья, пясти, фаланги пальцев;

В) плеча, предплечья, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Г) плеча, , голени, предплюсны, пясти, фаланги пальцев



  1. В оцепенение лягушки впадают:

А) летом; Б) с наступлением холодов;

В) зимой; Г) осенью;



  1. Секрет слёзных желез у лягушки выполняет функции:

А) смачивает глаза; Б) смывает пылинки;

В) обладает бактерицидным действием; Г) все ответы верны.



  1. Зеленая лягушка обитает:

А) по берегам водоемов; Б) в почве;

В) в морях и океанах; Г) на дне водоемов;

Тест вариант 3 Фамилия Имя ______________________________



  1. Секрет слёзных желез у лягушки выполняет функции:

А) смачивает глаза; Б) смывает пылинки;

В) обладает бактерицидным действием; Г) все ответы верны.



  1. Скелет задней конечности лягушки состоит из:

А) бедра, голени, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Б) бедра, голени, запястья, пясти, фаланги пальцев;

В) плеча, предплечья, предплюсны, плюсны и фаланги пальцев;

Г) плеча, , голени, предплюсны, пясти, фаланги пальцев



  1. Передняя конечность лягушки состоит из:

А) плеча и предплечья; Б) предплечья и кисти;

В) плеча, предплечья и кисти; Г)плеча и кисти;



  1. В оцепенение лягушки впадают:

А) летом; Б) с наступлением холодов;

В) зимой; Г) осенью;



  1. Зеленая лягушка обитает:

А) по берегам водоемов; Б) в почве;

В) в морях и океанах; Г) на дне водоемов;







Литература:

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013-303с.

Пименов А.В., Пименов Е.А. Биология 7-8 классы. Дидактические материалы к разделу «Животные». Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А.. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.-816 с.
Биология.9-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост. С. Б. Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2011.- 224 с.:ил.


© 2010-2022