Рабочая программа по биологии 5 класс

Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (пр.МО и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г), на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса  под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрический курс).Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. Большую роль в этом играет  работа с тетрадью с печатной основой: Рабочая...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Баскатовка


«Согласовано»

Руководитель МО


_________/Бэбэлеу С.А./


Протокол №_1__ от

«____»____________2014г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Баскатовка

_____________/Цыганок Т.Н./


«____»_______________2014г.


«Утверждено»

Директор МОУ СОШ с.Баскатовка

_________/Подкопаева Л.Б./

Приказ № _____ от «____»_____________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бэбэлеу Светланы Александровны

высшей категории

по биологии

5 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2014 г.

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 5 класса предназначена для реализации общеобразовательной программы обучения биологии в основной школе и рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (пр.МО и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г), на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрический курс), Федерального Перечня рекомендованных учебников на 2014-2015 учебный год пр. № 53 от 31.03.2014 г, основной образовательной программы ОУ МОУ-СОШ с. Баскатовка основной школы на 2014-2015 уч. год (приказ № 183 от 1.09.14г), положения о рабочей программе педагога МОУ-СОШ с. Баскатовка (пр. № 288 от 31.12.12 г).

Целью курса является: создание мотивации учащихся к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Данная цель реализуется через:

  1. формирование комплексного представления о царствах живой природы;

  2. способствование овладения учащимися умениями применять биологические знания работать с биологическими приборами, справочниками, наблюдать за биологическими объектами и проводить биологические эксперименты;

  3. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  4. воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуре поведения в природе;

  5. формирование умений и навыков использовать приобретённые знания в повседневной жизни-В МОУ-СОШ с. Баскатовка реализуется программа «Дневник.ру» - формирование ИКТ компетентности.

Задачами курса «Биология 5 класс» являются:

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).

Развивающие: создать условия для развития у учащихся эмоциональной и интеллектуальной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей и с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание данного курса строится на основе системно-деятельностного подхода.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных способов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы включены как элемент урока и оцениваются по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. Большую роль в этом играет работа с тетрадью с печатной основой: Рабочая тетрадь для уч-ся общеобраз. учреждений / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. Пономаревой. - М.:Вентана-Граф, 2013

Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты

  • Познавательный интерес к естественным наукам.

  • Понимание значимости научного исследования природы.

  • Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.

  • Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе.

  • Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов.

  • Понимание принципов современной классификации организмов.

  • Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

  • Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

  • Осознание важности растений в природе и жизни человека.

  • Представлений о необходимости вести здоровый образ жизни.

  • Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

  • Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек.

  • Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.

  • Принятие правил поведения в живой природе.

  • Принятие правил здорового образа жизни.

  • Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

  • Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

  • Осознание влияния факторов среды на живые организмы.

  • Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

  • Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека.

  • Принятие правил поведения в природе.

  • Осознание роли Мирового океана на планете.

  • Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

  • умение выделять главное в тексте.

  • овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

  • приобретение элементарных навыков работы с приборами.

  • умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

  • умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

  • грамотно формулировать вопросы.

  • устанавливать причинно - следственные связи.

  • самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

  • готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

  • освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

  • умение проводить элементарные исследования.

  • сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,

Личностные УУД:

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

  • умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

  • осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

  • знание основных составляющих здорового образа жизни.

  • умение видеть прекрасное в природе.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД:

  • умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

  • умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

  • развитие навыков самооценки и самоанализа.

  • развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

  • умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

  • умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

  • умение работать в составе творческих групп.

  • умение обмениваться информацией с одноклассниками

  • умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

  • умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

  • овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Предметные результаты

  • Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

  • Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

  • Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

  • Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

  • Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом

  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

  • Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли в круговороте веществ.

  • Знание основных способов размножения живых организмов.

  • Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека

  • Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

  • Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

  • Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных.

  • Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной, наземно - воздушной, почвенной, организменной сред и выявление приспособлений организмов к обитанию в них.

  • Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами.

  • Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране.

  • Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении биологии используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса, книгопечатная продукция, печатные пособия.

Согласно основной образовательной программе ОУ основной школы рабочая программа содержит следующие разделы:

1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности.

Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в живых организмах.

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клеток и организма. Рост и развитие организма. Размножение.

2. Многообразие живых организмов (12 ч.)

Принципы классификации, отличительные признаки представителей царств живой природы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Методы профилактики заболеваний, вызванных бактериями.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Растения. Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.

Животные. Строение, многообразие животных, роль в природе и жизни человека.

Грибы. Многообразие грибов, роль в природе и жизни человека.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека, разнообразие организмов. Взаимодействие организмов и окружающей среды.

3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Влияние экологических факторов на организм.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии.

Приспособленность организмов к различным средам обитания.

4. Человек на планете Земля (6 ч.)

Место человека в системе органического мира.

Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в экосистеме.

Лабораторная работа № 1: «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2: «Знакомство с клетками растений».

Лабораторная работа № 3: «Знакомство с внешним строением растений».

Лабораторная работа № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

Экскурсии:

  1. «Весенние явления в природе»

  2. «Многообразие живого мира»


  1. час резервного времени, которое можно использовать для краеведческой работы.

Календарно-тематический план составлен в соответствии с программой И.Н.Пономаревой: «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 - 9 классы: проект» - М.: Просвещение,2011 год

Рабочая программа рассчитана на 2014-2015 учебный год.

Для реализации программы используются следующие:

-формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

-методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.

  • Самостоятельные: письменные упражнения.

-технологии обучения:

▪ дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение;

▪игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии;

▪ ИКТ-технологии.

Для контроля и оценивания достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.

Программа составлена в соответствии с учебником:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева,И.В.Николаев,О.А. Корнилова- М.: Вентана-Граф, 2013.

Рабочая программа подлежит коррекции в течение учебного года.

Тематическое планирование

Название темы раздела


Основные виды деятельности

Универсальные учебные действия

Контроль

Кол-во часов

план

факт

план

факт

1

Биология - наука о живом мире

ОВД






Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Обсуждать проблему проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника; роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Обсуждать способы оформления результатов исследования. Объяснять назначение увеличительных приборов. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Выполнениелабораторной работы № 1.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема).

Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

1

8 ч

УУД

Познавательные: устанавливает связь между живым и не живым организмом; логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию; исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата;

анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

Регулятивные: корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами; осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку;

коммуникативные: выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимися их ответы; выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения; планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера; выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками.

2

Многообразие живых организмов

ОВД








Давать определение науке систематике. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов; главные особенности строения бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов.

Различать свойства прокариот и эукариот.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Обсуждать значение бактерий для человека.

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Зарисовывать в тетради схему побега. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Выполнение лабораторной работы № 3. Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки; многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом. Наблюдать за движением животных. Зарисовать инфузорию. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Выполнение лабораторной работы № 4. Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. Давать определения терминам. Работать в паре - описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника; различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Познавательные: ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу;

Регулятивные: осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; развитие навыков самооценки и самоанализа; умение организовать выполнение заданий учителя; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

Коммуникативные: выражает свои мысли в ответах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками; умение работать в составе творческих групп; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

1

12ч




УУД

3

Жизнь организмов на планете Земля

ОВД








УУД

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Давать определения понятий.

Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре - характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называтьи объяснять особенности животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи; объяснять роль Красной книги в охране природы. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Работать в паре - описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

1

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты; умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям; Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации;

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; развитие навыков оценки и самоанализа; умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; овладение навыками выступлений перед аудиторией; работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

4

Человек на планете Земля

ОВД







УУД

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Формулировать вывод о появлении человека на Земле в результате длительного развития. Работать в паре - анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

Отвечать на итоговые вопросы по теме 4.

Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Регулятивные: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением; умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы; умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

Познавательные: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства;

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; умениеобобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение; умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками; умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

1

5

Резерв

1 ч

Итого

35

Подведем итоги

4 ч

Лабораторная работа № 1: «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2: «Знакомство с клетками растений».

Лабораторная работа № 3: «Знакомство с внешним строением растений».

Лабораторная работа № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

Экскурсии:

  1. «Весенние явления в природе»

  2. «Многообразие живого мира»

Календарно-тематическое планирование


Тема урока, форма урока

ИКТ, проектная и исследовательская деятельность

Дата

Примечание

план

факт

Биология - наука о живом мире.

1

Наука о живой природе.


2

Свойства живого.


3

Методы изучения природы


4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1«Изучение устройства увеличительных приборов».


5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».


6

Химический состав клетки.


7

Процессы жизнедеятельности клетки.


8

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология - наука о живом мире»


Многообразие живых организмов. 12ч

1

Царства живой природы. Экскурсия № 1 «Многообразие живого мира»


2

Бактерии: строение и жизнедеятельность


3

Урок-игра

Значение бактерий в природе и для человека.


4

Растения.


5

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением

побегов растения».


6

Животные.


7

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».


8

Грибы.


9

Урок-проект

Многообразие и значение грибов.

Проектная

деятельность

10

Лишайники


11

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


12

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие живых организмов».


Жизнь организмов на планете Земля. 8 ч

1

Среда жизни планеты Земля.


2

Экологические факторы среды.


3

Урок-проект

Приспособления организмов к жизни в природе.

Проектно-исследовательская деятельность

4

Природные сообщества


5

Урок-проект

Природные зоны России.

Проектная деятельность

6

Жизнь организмов на разных материках.


7

Жизнь организмов в морях и океанах


8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»


Человек на планете Земля. 6 ч

1

Как появился человек на Земле?


2

Как человек изменял природу.


3

Важность охраны живого мира планеты.


4

Сохраним богатство живого мира.


5

Экскурсии № 2 «Весенние явления в природе»


6

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»


Резерв


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» 5 класс:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения биологии являются:

1. В познавательной сфере:

Выделениесущественных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

4.В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева,И.В.Николаев,О.А. Корнилова- М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. И.Н.Пономарева «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 - 9 классы: проект» - М.: Просвещение,2011 год

  3. Рабочая тетрадь для уч-ся общеобраз. учреждений / О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова; под ред. Пономаревой. - М.:Вентана-Граф, 2013

  4. Информационные электронные ресурсы
    ict.edu.ru/lib/school-catalog Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
    fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ
    metodisty.ru/ Профессиональное сообщество педагогов
    rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
    school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт
    batrachos.com Лекторий-библиотека Batrachos.com
    biouroki.ru Биоуроки
    files.school-collection.edu.r


42


© 2010-2022