Рабочая программа по экологии Экологическая культура

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СП ДОД ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ГБОУ СОШ с. КОШКИ КОШКИНСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ОБЪЕДИНЕНИЯ « ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


















Педагог : Степина А.А.












2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов. Необходимо понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, и найти те пределы изменения условий, которые позволяют не допускать экологического кризиса. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на неё негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.

Таким образом, современная экология - универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология - наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого формируется навыки элементарной экологической культуры. Материал программы «Экологическая культура» естественно-научного цикла. К каждой теме программы подобран материал, который расширяет знания учащихся по экологическим вопросам, не повторяя материал учебника.

Через основу экологических знаний закладывается сознательное и глубоко осмысленное отношение к вопросам охраны природы.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для школьников.

Программа курса "Экологическая культура " разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Самарской области, и программы для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение) и учебного плана школы, в соответствии с требованиями закона РФ "Об образовании" и закона Самарской области" Об образовании в Самарской области".

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


2. Организационно- педагогические основы обучения.

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академиче­ских часа (всего 136 часов).

Возраст обучающихся в объединении «Экологическая культура» 11 - 13 лет.

Количество человек в объединении - 15.

3. Особенности программы.

Программа «Экологическая культура», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации

содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

4. Методическое обеспечение программы.

В процессе реализации программы воспитательно-образовательной работы используются следующие методы и приемы работы:

-формирование мотивации интереса к учению (познавательная игра, проведение нетрадиционных воспитательных часов, эмоциональное стимулирование);

-словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядные (наблюдения, иллюстрирование, демонстрация наглядных пособий);

-аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных пособий);

- проблемно-поисковые (постановка проблемных задач, вопросов);

-репродуктивные (иллюстрирование, объяснение);

- самостоятельной работы (самостоятельная работа с книгой);

-аргументированная оценка, похвала учеников.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

Основные образовательные технологии: технологии активного развивающего обучения, ИКТ, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.


5. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

1

Введение

20

2

Осенние явления в природе

20

3

Царство животных

12

4

Зимние явления в природе

24

5

Экология Самарской области

12

6

Весенние явления в природе

34

7

Весенние явления в природе

14


Всего

136


6. Содержание программы.

1. Вводное занятие. Организационные вопросы, обсуждение плана работы кружка. Беседа о нормах и правилах поведения в природе и строгом их соблюдении. Обсуждение ситуаций, которые учат детей, верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Диагностика интересов.

2. Предмет и задачи экологии. Предмет «экология». Экологический подход к охране природы. Основные задачи экологии.

3. Практическая работа. Составление календаря природы и правила его ведения.

4. Среды жизни на Земле. Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Понятие о прямом и косвенном воздействии. Постоянное взаимодействие организма и среды.

5. Практическая работа. Экскурсия в природу по теме «Среды жизни».

6. Живая и неживая природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на основные элементы природы и экологические последствия. Отличие и сходство живой и неживой природы. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Что ждет нас в случае экологической катастрофы.

7. Экскурсия - практикум «Живая и неживая природа»

8. Деревья, кустарники, травы. Их экологические особенности. Дикорастущие и культурные древесные растения, кустарники и травы. Знакомство с отдельными представителями как объектами для фенологических наблюдений.

9.Практическая работа. Работа с гербарным материалом. Ведение фенологических наблюдений.

10. Что дает человеку природа. Беседа о том, какие продукты питания, материалы даёт человеку природа, чтобы мы не голодали, не ходили раздетыми и жили со всеми удобствами.

Практическая работа. Наши представления о жизни на Земле, если не было бы, даров природы.

11. Времена года. Характеристика времён года. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Времена года в поэзии, живописи, музыке.

12. Прогулка в дендрарии школы

13 - 14. Золотая осень. Осенние явления в природе. Листопад - причины и значение. Окраска листьев.

15 - 16. Практическая работа. Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения за

природой. Сбор осенних листьев.

17. Викторина «Загадки осени». Загадки, кроссворды, познавательные вопросы.

18. Лес - наше богатство. Беседа о значении лесов на планете. Забота о сохранении

лесных богатств.

19. Гидросфера нашей планеты. Берегите воду. Беседа о значимости пресной воды для всего живого. Бережное отношение к воде. Родники и другие источники чистой воды, и их значение.

20. Практическая работа. Экскурсия к водоёмам и последующее обсуждение нарушения экологических норм.

21. Животный мир. Происхождение домашних животных. Роль человека в выведении новых пород. Отличительные черты животных. Беседа о приручении диких животных: собак, лошадей и т.д. Их значение в жизни человека. Роль человека в выведении новых пород.

22. Четвероногие друзья. Беседа о животных, живущих с нами в одном доме. Стихи, конкурс занимательных вопросы про домашних животных. Роль собак и кошек в жизни человека. Правильный уход за домашними питомцами. Краткое сочинение детей о своих любимцах.

23. Пернатые друзья. Рассказ о птицах. Зимующие птицы. Беседа о значении птиц в природе и жизни человека. Выбор кормов зимующим птицам и правила подкормок.

24. Помощь школьников в охране и привлечении птиц. Сообщения о птицах. Беседа о необходимости охраны птиц каждым человеком. Подготовка кормушек из подручных материалов.

25. Практическая работа. Наблюдение за зимующими птицами. Кормление птиц.

26. Викторина о животных и птицах. Конкурс познавательной и занимательной зоологии (кроссворды, загадки, ребусы…).

27. Зимние явления в природе. Наблюдение за изменениями неживой природы в зимнее время года. Особенности зимы в нашем регионе. Приспособления растений и животных к перенесению низких температур.

28. Практическая работа. Экскурсия в природу «Зимняя сказка». Фенологические наблюдения.

29. Здравствуй, Новый год! Беседа о новогоднем празднике. Как празднуют новый год в других странах.

30. Подготовка к новогодней елке.

31. Экологические особенности хвойных деревьев. Хвойные растения на службе человека. Беседа о хвойных деревьях. Значение, польза для человека. Характерные особенности разных видов.

Практическая работа. Экскурсия на школьный участок и дендрарий. Работа с готовым гербарием хвойных пород.

32. Жизнь водоемов зимой. Жизнь в зимней почве. Изменение водоема в зимний период. Что происходит с водными обитателями зимой. Беседа о необходимости проделывания лунок во льду. Состояние почвенных обитателей и особенности их жизнедеятельности.

33. Зимующие птицы. Сбор материала для газеты о зимующих птицах и необходимости их охраны.

34. Зимняя сказка. Подведение итогов. Обобщение знаний: жизнь растений и животных, в зимний период.

35. Практическая работа. Заполнение дневника фенологических наблюдений. Выпуск стенгазеты.

36. Комнатные растения и уход за ними. Значение комнатных растений в жизни

человека. Разновидность комнатных растений. Правила ухода за комнатными цветами. Способы размножения. Правильная пересадка. Почва и подкормка.

37 - 38. Практическая работа. Уход за цветами (полив, рыхление, опрыскивание, удаление пожелтевших листьев). Подкормка цветов.

39. Растительный мир Самарской области. Растения, произрастающие в Самарской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растений.

40. Лекарственные растения и правила их сбора. Беседа о лекарственных растениях, об их охране. Использование лекарственных трав в медицине.

41. Практическая работа. Работа детей с гербарием. Выпуск газеты «Зеленый лекарь».

42. Животный мир Самарской области. Животные родного края, их разнообразие и охрана. Красная книга.

43. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Беседа о неблагоприятных причинах «современного прогресса» на здоровье человека.

44. Вредные привычки и их последствия. Беседа о вреде курения и спиртного. Наркотики - чума двадцатого века. Выпуск газеты. Разъяснение младшим школьникам о вреде курения, участниками кружка. Тест

45. Здравствуй, весна! Весенние явления в жизни природы. Метеорологические изменения в природе. Предвесенний период (отлет зимующих птиц). Первый период весны (начало сокодвижения в растениях), второй период (цветение клена остролистного), третий период (бурное цветение). Весна в произведениях писателей, поэтов, художников, композиторов.

46 - 47. Практическая работа. Составление календаря природы весны. Наблюдение за развитием раннецветущих растений. Очистка зеленых зон от мусора.

48. Пернатые синоптики. Беседа о народных приметах, касающихся погодных изменений, связанных с поведением и повадками птиц.

Практическая работа. Наблюдение за поведением птиц.

49. Весеннее пробуждение растений. Первые признаки пробуждения растений в периоды весны. Правила посева семян и уход.

50 - 51. Практическая работа. Экскурсия в парк по теме «Состояние растительности в период зацветания черемухи». Экскурсия по пришкольному участку, тема «Состояние растительности в период зацветания сирени». Заполнение дневников наблюдения. Работа на пришкольном участке.

52. Первоцветы и их экологические особенности. Приспособленность раннецветущих растений к жизни весной, их виды и охрана.

53. Как посадить дерево. Значение деревьев в жизни человека. Правила посадки и ухода за деревьями.

Практическая работа. Посадка саженца.

54. Путешествие в огород. Окультуривание диких растений. Их значение в жизни человека. Правила посадки, ухода и сроки сбора урожая.

55. Практическая работа. Работа на пришкольном участке (посев семян, высадка рассады в грунт и т.д.).

56. Грибы. Беседа о разнообразии грибов: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

57. Практическая работа. Подбор материала для газеты.

58. Как солнышко всех кормит. Дать представление детям о простейшей пищевой цепи: трава - травоядное - хищник. Показать, что все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений.

59. Природа и человек. Беседа о необходимости бережного отношения к первозданной

чистоте природы, ради блага всего живого на Земле. Показать, что природа основной источник достатка и благополучия людей.

60. Практическая работа. Изготовление знаков, напоминающих правила поведения в природе (творческая работа детей). Выпуск газеты «В гостях у природы».

61. Муравьи и муравейники. Верные помощники земледельца. Беседа о полезной деятельности муравьев. Какой вред приносит природе разорение муравейников. Рассказ о животных, которые помогают человеку истреблять вредителей культурных растений.

62. Летние явления в жизни природы. Характеристика летнего сезона в жизни природы. Лето в произведениях писателей, поэтов, художников, композиторов.

63 - 64. Практическая работа. Наблюдение за жизнью растений и животных. Фенологические наблюдения. Работа на пришкольном участке, дендрарии.

65. Село, в котором я хотел бы жить. Творческая работа . Создание проекта, в котором, по мнению детей, было бы хорошо жить.

66 . Творческая работа (создание проекта)

67. Охрана природы - всенародное дело. Красная книга. Диагностика. Беседа о охране природы. Чем могут помочь школьники в деле охраны и правильного использования природных ресурсов. Пропаганда идей по охране природы. Диагностика.

68. Подведение итогов.

7. Результативность.

Требование к результатам освоения дисциплины:

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков.

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Экологическая культура» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежеквартальные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и выпуск экологической газеты.

Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;




Этапы педагогического контроля.

№ п/п



Сроки

Знания, умения, навыки, которые контролируются.

Форма подведения итогов.

1

Октябрь

Обобщение наблюдений о сезонных изменениях, происходящих осенью

Викторина

«Загадки осени»

2

Декабрь

Обобщение знаний о строении, повадках, поведении и многообразии различных видов животных и птиц.

Познавательная викторина

«Животные и птицы»

3

Февраль

Обобщение наблюдений о жизни растений и животных в зимний период.

Круглый стол.


4

Март

Продолжить формировать знания учащихся о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на организм человека.

Тест

«Мое здоровье»

5

Май

Обобщение знаний полученных за год.

Тест

«С природой на ВЫ».

8 Материально-техническое оснащение экологического объединения.

1. Таблицы по темам.

2. Коллекции.

3. Гербарий по семействам.

4. Муляжи.

5. Технические средства обучения: магнитофон (записи с голосами птиц, зверей и т.д.), телевизор (просмотр видеоматериалов), компьютер, проектор, экран, диски.

6. Произведения художественной литературы.



9 Список литературы:

1. Криксунов Е.А, Пасечник В.В, Сидорин А.П. «Экология» Издательский дом «Дрофа» 1995 г.

2. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль «Академия развития» 1998 г.

3. Верзилин Н.П. « Путешествие с домашними растениями» Москва «Просвещение» 1990 г.

4. Измайлов И.В, Михлин Е.В. « Биологические экскурсии» Москва «Просвещение» 1983 г.

5. Дроздов Л.Н. «Основы знаний и практические работы на участке» Москва «Просвещение» 2000 г.

6. Пашканга К.В. «Охрана природы» Москва «Просвещение» 1990 г.

7. Одум Е.Л. «Экология» Москва «Просвещение» 1991 г.

8. Соловьева И.Н. «Школьные походы в природу» Москва «Просвещение» 1998 г.

9. Нога Г.С. «Наблюдение и опыты по зоологии» Москва «Просвещении» 1980 г.

10. Панфилов Д.В. «В мире насекомых» Москва «Лесная промышленность» 1979 г.

11. Гарнер Р.Н. «Руководство по посадке и прививке плодовых культур» Москва «Просвещение» 1960 г.

12. Пасечник В.В. «Биология» Москва «Дрофа» 2001» г.

13. Благосклонов К.Н. «Охрана и привлечение птиц» Москва «Просвещение» 2002 г.

14. Попов В.А. «Животный мир» Татарское книжное издательство 1980 г.

15. Колесов Д.В, Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» Москва «Просвещение» 1989 г.

16. Корчагина В.А. «Биология» Москва «Просвещение» 1993 г.

17. Цузмер А.М. «Человек» Москва «Просвещение» 1997 г.

18. Горелов М.С. «Зеленый шум» Куйбышевское книжное издательство 1985 г.

19. Матвеев В.И, Устинова А.А. «Растения Самарской области, занесенные в «Красную книгу РСФСР» Самара 1999 г.

Интернет-ресурсы:

aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).

ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

Приложение № 1

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

объединения «Экологическая культура» на 2015 - 2016 уч.год.

группа 1 года обучения (136час.)

педагог: Стёпина А.А.

расписание занятий: понедельник, пятница 15.00-17.00

Месяц

Число

Тема занятия

Всего часов

Теория

Часы

Практика

Часы

Сентябрь

18

Вводное занятие. Диагностика.

.

2

Организационные вопросы, обсуждение плана работы кружка. Беседа о нормах и правилах поведения в природе и строгом их соблюдении. Обсуждение ситуаций, которые учат детей, верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Диагностика интересов.

2

-

-

21



25

Предмет и задачи экологии

4

Предмет «экология». Экологический подход к охране природы. Основные задачи экологии.

2

Составление календаря природы и правила его ведения.


2

28

Среды жизни на Земле.

2

Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Понятие о прямом и косвенном воздействии. Постоянное взаимодействие организма и среды.

2

Экскурсия в природу по теме «Среды жизни».


-


8 ч.

6

2

Октябрь

2

Среды жизни на Земле.

2

Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Понятие о прямом и косвенном воздействии. Постоянное взаимодействие организма и среды

-

Экскурсия в природу по теме «Среды жизни».

2

5




9

Живая и неживая природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на основные элементы природы и экологические последствия.

4

Отличие и сходство живой и неживой природы. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Что ждет нас в случае экологической катастрофы.

2

Экскурсия - практикум «Живая и неживая природа»

2

12


16

Деревья, кустарники, травы. Их экологические особенности.

4

Дикорастущие и культурные древесные растения, кустарники и травы. Знакомство с отдельными представителями как объектами для фенологических наблюдений

1

Практическая работа. Работа с гербарным материалом. Ведение фенологических наблюдений.

3

19

Что даёт человеку природа.

2

Беседа о том, какие продукты питания, материалы даёт человеку природа, чтобы мы не голодали, не ходили раздетыми и жили со всеми удобствами.

1

Практическая работа. Наши представления о жизни на Земле, если не было бы, даров природы.

1

23



26

Времена года.

4

Характеристика времён года. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Времена года в поэзии, живописи, музыке.

2

Прогулка в дендрарии школы

2

30

Золотая осень.

2

Осенние явления в природе.

2

-

-



18




10

Ноябрь

2


6


9

Золотая осень.

6

Осенние явления в природе. Листопад - причины и значение. Окраска листьев.

2

Практическая работа. Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения за природой. Сбор осенних листьев.

4

13

Викторина «Загадки осени».

2

Загадки, кроссворды, познавательные вопросы.

2

-

-

16

Лес - наше богатство

2

Беседа о значении лесов на планете. Забота о сохранении лесных богатств.


2

-

-

20


23

Гидросфера нашей планеты. Берегите воду.

4

Беседа о значимости пресной воды для всего живого. Бережное отношение к воде. Родники и другие источники чистой воды, и их значение.

2

Практическая работа. Экскурсия к водоёмам и последующее обсуждение нарушения экологических норм.


2

27

Животный мир. Происхождение домашних животных. Роль человека в выведении новых пород

2

Отличительные черты животных. Беседа о приручении диких животных: собак, лошадей и т.д. Их значение в жизни человека. Роль человека в выведении новых пород.


1

Просмотр видеофильма

1

30

Четвероногие друзья.

2

Беседа о животных, живущих с нами в одном доме. Стихи, конкурс занимательных вопросы про домашних животных. Роль собак и кошек в жизни человека. Правильный уход за домашними питомцами. Краткое сочинение детей о своих любимцах.

2

-

-



18 ч.


11


7

Декабрь

4

Пернатые друзья.

2

Рассказ о птицах. Зимующие птицы. Беседа о значении птиц в природе и жизни человека. Выбор кормов зимующим птицам и правила подкормок.

2

-

-

7


11

Помощь школьников в охране и привлечении птиц.

4

Сообщения о птицах. Беседа о необходимости охраны птиц каждым человеком. Подготовка кормушек из подручных материалов.

1

Практическая работа. Наблюдение за зимующими птицами. Кормление птиц.

3

14

Викторина о животных и птицах.

2

Конкурс познавательной и занимательной зоологии (кроссворды, загадки, ребусы….).

2

-

-

18



21

Зимние явления в жизни природы.

4

Наблюдение за изменениями неживой природы в зимнее время года. Особенности зимы в нашем регионе. Приспособления растений и животных к перенесению низких температур.

2

Практическая работа. Экскурсия в природу «Зимняя сказка». Фенологические наблюдения.

2

25


28

Здравствуй, Новый год!

4

Беседа о новогоднем празднике. Как празднуют новый год в других странах.

1

Подготовка к новогодней елке.

3


16 ч.

8

8

Январь

8

Экологические особенности хвойных деревьев. Хвойные деревья на службе человека.

2

Беседа о хвойных деревьях. Значение, польза для человека. Характерные особенности разных видов.

1

Практическая работа. Экскурсия на школьный участок и дендрарий. Работа с готовым гербарием хвойных пород.

1

11

Жизнь водоёмов зимой. Жизнь в зимней почве.

2

Изменение водоема в зимний период. Что происходит с водными обитателями зимой. Беседа о необходимости проделывания лунок во льду. Состояние почвенных обитателей и особенности их жизнедеятельности.

2

-

-

15

Зимующие птицы.

2

Сбор материала для газеты о зимующих птицах и необходимости их охраны.

2

-

-

18



22

Зимняя сказка.

4

Подведение итогов. Обобщение знаний: жизнь растений и животных, в зимний период.

.

1

Практическая работа. Заполнение дневника фенологических наблюдений. Выпуск стенгазеты

3

25


29



Комнатные растения и уход за ними

4

Значение комнатных растений в жизни человека. Разновидность комнатных растений. Правила ухода за комнатными цветами. Способы размножения. Правильная пересадка. Почва и подкормка.

2

Практическая работа. Уход за цветами (полив, рыхление, опрыскивание, удаление пожелтевших листьев). Подкормка цветов.

4


14 ч.


8


8

Февраль

1

Комнатные растения и уход за ними

2

Значение комнатных растений в жизни человека. Разновидность комнатных растений. Правила ухода за комнатными цветами. Способы размножения. Правильная пересадка. Почва и подкормка.

-

Практическая работа. Уход за цветами (полив, рыхление, опрыскивание, удаление пожелтевших листьев). Подкормка цветов.

-

5


Растительный мир Самарской области.

2

Растения, произрастающие в Самарской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растений.

2

-





8

Лекарственные растения и правила их сбора.

4

Беседа о лекарственных растениях, об их охране. Использование лекарственных трав в медицине.

2

Практическая работа. Работа детей с гербарием. Выпуск газеты «Зеленый лекарь».


2

12


Животный мир Самарской области.

2

Животные родного края, их разнообразие и охрана. Красная книга.

2

-

-

15

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2

Беседа о неблагоприятных причинах «современного прогресса» на здоровье человека.

1

Игра - практикум

1

19

Вредные привычки и их последствия

2

Беседа о вреде курения и спиртного. Наркотики - чума двадцатого века. Выпуск газеты. Разъяснение младшим школьникам о вреде курения, участниками кружка.

1

Тест

1

22







Здравствуй, весна! Весенние явления в жизни природы.

2

Метеорологические изменения в природе. Предвесенний период (отлет зимующих птиц). Первый период весны (начало сокодвижения в растениях), второй период (цветение клена остролистного), третий период (бурное цветение). Весна в произведениях писателей, поэтов, художников, композиторов.

2

Практическая работа. Составление календаря природы весны. Наблюдение за развитием раннецветущих растений.

2


16 ч.


10


8

Март

4






11


Здравствуй, весна! Весенние явления в жизни природы.

4

Метеорологические изменения в природе. Предвесенний период (отлет зимующих птиц). Первый период весны (начало сокодвижения в растениях), второй период (цветение клена остролистного), третий период (бурное цветение). Весна в произведениях

2

Практическая работа. Составление календаря природы весны. Наблюдение за развитием раннецветущих растений.

2

14

Пернатые синоптики

2

Беседа о народных приметах, касающихся погодных изменений, связанных с поведением и повадками птиц.

1

Практическая работа. Наблюдение за поведением птиц.

1

18


21





25

Весеннее пробуждение.

6

Первые признаки пробуждения растений в периоды весны. Правила посева семян и уход.

2

Практическая работа. Экскурсия в парк по теме «Состояние растительности». Экскурсия по пришкольному участку. Заполнение дневников наблюдения. Работа на пришкольном участке.


4

28

Первоцветы и их экологические особенности.

2

Приспособленность раннецветущих растений к жизни весной, их виды и охрана.

1

Выпуск стенгазеты

1


14 ч





Апрель



1


Как посадить дерево.

2

Значение деревьев в жизни человека. Правила посадки и ухода за деревьями.

1

Практическая работа. Посадка черенка.

1

4

8

Путешествие в огород.

4

Окультуривание диких растений. Их значение в жизни человека. Правила посадки, ухода и сроки сбора урожая.

1

Практическая работа. Работа на пришкольном участке (посев семян, высадка рассады в грунт и т.д.).

3


11

15

Грибы

4

Беседа о разнообразии грибов: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

2

Практическая работа. Подбор материала для газеты.

2

18

Как солнышко всех кормит.

2

Дать представление детям о простейшей пищевой цепи: трава - травоядное - хищник. Показать, что все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений.

2

-

-

22



25

Природа и человек.

4

Беседа о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы, ради блага всего живого на Земле. Показать, что природа основной источник достатка и благополучия людей.

2

Практическая работа. Изготовление знаков, напоминающих правила поведения в природе (творческая работа детей). Выпуск газеты «В гостях у природы».

2

29

Муравьи и муравейники. Верные помощники земледельца.

2

Беседа о полезной деятельности муравьев. Какой вред приносит природе разорение муравейников. Рассказ о животных, которые помогают человеку истреблять вредителей культурных растений.

2

-

-


18






Май




2


6



Летние явления в жизни природы.

4

Характеристика летнего сезона в жизни природы. Лето в произведениях писателей, поэтов, художников, композиторов.

1

Практическая работа. Наблюдение за жизнью растений и животных. Фенологические наблюдения. Работа на пришкольном участке, дендрарии.

3

13

Село, в котором я хотел бы жить.

2

Творческая работа . Создание проекта, в котором, по мнению детей, было бы хорошо жить.

2

-

-

16


20

Село, в котором я хотел бы жить.

4

Создание проекта, в котором, по мнению детей, было бы хорошо жить.

1

Творческая работа

3

23

Охрана природы - всенародное дело. Красная книга. Диагностика.

2

Беседа о охране природы. Чем могут помочь школьники в деле охраны и правильного использования природных ресурсов. Пропаганда идей по охране природы. Диагностика.

2

-

-

27

Итоговое занятие

2

Обсуждение результатов прошедшего года

2

-

-


14 ч.


5


3

Итого:

136 ч.


73


63


© 2010-2022