• Преподавателю
  • Биология
  • Методический материал по биологии на тему Применение цифрового микроскопа на уроках биологии

Методический материал по биологии на тему Применение цифрового микроскопа на уроках биологии

Преподавание естественных наук немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, ведь такие школьные дисциплины, как химия, биология, физика, должны раскрывать перед ребенком тайны живой природы, а сделать это в границах школьного кабинета не так-то легко. На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение, ведь школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ори...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Труненкова М.Ю.

учитель биологии высшей категории

МКОУ «Станционно-Ребрихинская СОШ»

Преподавание естественных наук немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, ведь такие школьные дисциплины, как химия, биология, физика, должны раскрывать перед ребенком тайны живой природы, а сделать это в границах школьного кабинета не так-то легко.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение, ведь школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ориентироваться в мире информации, самостоятельно мыслить. В наши дни невозможно представить современного специалиста, не владеющего новыми информационными технологиями

Я думаю, не надо напоминать коллегам о том, что все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес - это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.

Почему цифровые микроскопы нашли своё применение в образовании?

Реализовать эти задачи на уроках естественнонаучного цикла помогает работа с цифровым микроскопом.

Вначале несколько слов о достоинствах и недостатках работы с цифровым микроскопом.

В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.

Цифровой микроскоп дает возможность изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера, а при наличии проектора - на экран.

Изображения объектов можно использовать в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся.

Цифровой микроскоп позволяет изучать объект в динамике.

Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ.

Автономное освещение дает возможность работы как в отраженном, так и в проходящем свете, что существенно увеличивает список объектов для микроскопирования. Кроме обычных микропрепаратов учащиеся могут рассматривать и непрозрачные объекты.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых - взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, не моря, поместив в специальные миниатюрные чашечки Петри.

Еще одним преимуществом является возможность фотографирования отображаемого объекта. Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь. Подготовленные учащимися иллюстрации можно использовать для проведения контроля знаний на последующих уроках.

Можно проводить видеосъемку для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян. Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов, например земляных червей и моллюсков ( эти темы изучаются зимой).

Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно - в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…

В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение - лучшие помощники. Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат.

Как видите, достоинств много, но и без недостатков не обошлось. К ним относятся в первую очередь отсутствие методического обеспечения, что значительно увеличивает время подготовки к уроку.

Но даже если цифровым микроскопом оборудовано только место учителя, то и этого достаточно для проведения качественной и полноценной работы.

Таким образом, цифровой микроскоп относится к классу учебных микроскопов достаточно высокого уровня. Он с успехом может быть использован в исследовательской практике. Работа с микроскопом позволяет вести урок на достаточно высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания.

РЕФЛЕКСИЯ:



  1. Что такое цифровой микроскоп?

  2. В чем основное отличие цифрового микроскопа от светового?

  3. Перечислите основные педагогические преимущества цифрового микроскопа.

Дети по своей природе - исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.

Станьте на несколько минут детьми!!!

3


© 2010-2022