- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему «Кровь и другие компоненты внутренней среды организма»
Урок по биологии на тему «Кровь и другие компоненты внутренней среды организма»
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермакова Г.Н. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Кровь и другие компоненты
внутренней среды организма».
Цели: 1. Углубить понятие о внутренней среде организма, гомеостазе.
Познакомить с составом крови и функциями ее компонентов.
Разъяснить значение анализа крови как средства диагностики
заболеваний, ввести понятие малокровия.
2. Продолжить развитие навыков микроскопирования.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность.
Оборудование: таблицы с изображением кругов кровообращения и
лимфообращения, состава крови, лимфатической системы;
портрет И.И. Мечникова; микроскоп, микропрепараты крови
человека и лягушки.
Ход урока:
I. Оргмомент
-
Изучение нового материала.
-
Фронтальная беседа (актуализация знаний):
-
Что называется внешней средой?
-
Что называется внутренней средой?
-
Каков состав внутренней среды?
-
Какое значение имеет внутренняя среда организма?
-
-
2. Компоненты внутренней среды организма
а) Объяснение учителя. Составление схемы «Внутренняя среда организма».
Внутренняя среда организма
Кровь Лимфа Тканевая жидкость
б) Относительное постоянство внутренней среды - объяснение учителя.
Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии. Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Это достигается благодаря работе нервной и эндокринной систем: как только концентрация какого-либо вещества выходит из пределов нормы (опускается ниже допустимого предела или превышает верхнюю границу интервала нормы), то рецепторы, находящиеся в стенках кровеносных сосудов, сигнализируют об этом в центральную нервную систему. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами. Они передают нужные сигналы исполнительным нейронами, от которых зависит работа органов пищеварительной, выделительной и эндокринной системы. Последние осуществляют выброс или, наоборот, поглощение определенного количества вещества, концентрация которого вышла из пределов нормы. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма - гомеостаз (Определение записать в тетрадь).
3. Состав крови (рассказ учителя, изучение рис.43, составление схемы «Кровь»).
Кровь
Плазма Форменные элементы
(60%)
Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
а) Плазма крови (рассказ учителя)
Плазма крови - желтоватая жидкость; 0,9 % плазмы - поваренная соль (хлористый натрий); 7% - белки, среди них белок фибриноген, соли калия, кальция, фосфора; углекислый газ, глюкоза и другие вещества.
б) Эритроциты (самостоятельная работа с учебником)
- Прочитать статью «Эритроциты» § 17 и начните заполнение таблицы.
Клетки крови и их значение.
Название клеток
Кол-во (в 1 мм3)
функция
Где образуются
Эритроциты
М-4,5 - 5 млн.
Ж-4 - 4,5 млн.
Транспорт О2 к тканям, СО2 к легким
Красный костный мозг
Лейкоциты
4 - 8 тыс.
Распознавание и уничтожение чужеродных клеток
Красный костный мозг
Тромбоциты
250 - 400 тыс.
Участие в свертывание крови
Красный костный мозг
в) Лейкоциты (рассказ учителя)
-
Вторым форменным элементом крови являются лейкоциты или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов - распознавание и уничтожение чужеродных включений, среди которых могут быть как отдельные молекулы каких либо веществ (например, чужеродные белки), так и целые клетки.
Количество лейкоцитов в 1 мм3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко увеличивается, что внешне выражается в повышении температуры тела больного. В спокойном состоянии количество белых кровяных телец не превышает 4-5 тыс. в 1 мм3 крови. Лейкоциты бывают нескольких видов. Некоторые из них - фагоциты - способны к амебоидному движению. Обнаружив «врага», они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоз, было открыто и подробно изучено великим русским ученым И.И. Мечниковым.
- И.И. Мечников - краткая биография (сообщение учащегося).
- Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
г) Тромбоциты (рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником).
- Задание: используя статью «Тромбоциты, или кровяные пластинки» § 17 рис. 46, составьте схему последовательных изменений, происходящих в крови, которые обуславливают процесс ее свертывания.
Поранение кровеносных сосудов
Условия
свертыва-
ния крови
4. Анализ крови (рассказ учителя)
СОЭ мужчин - 2-10 мм/ч
женщин - 2-5 мм/ч
Гемоглобин мужчин - 13-16 г %
женщин - 12-14 г %
- Что можно узнать, изучив анализ крови?
5. Кроветворение (самостоятельная работа с учебником).
- Заполните 4 графу таблицы.
II.Закрепление.
- Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
-
На препарате крови лягушки рассмотрите эритроциты и лейкоциты.
-
Выясните в чем их различие.
-
Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.
-
Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты и лейкоциты.
-
Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях.
-
Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
-
Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
III.Итог урока:
- Каков состав внутренней среды организма?
- Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?
V. Д/з: § 17, ответить на вопросы в конце параграфа, заучить термины.