Рабочая программа по биологии, 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области


Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

_______/Сикачева И.В./

Протокол № _____

от «___»_________20____г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

«___»_______20___г.

_____/Чеглакова Л.В./




Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____»______20____г.

Утверждено и введено в действие

Приказ № ______

от «___»__________20___г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

___________/Жарких М.В./

Рабочая программа

«Биология»

6 класс

(базовый уровень)



Учитель первой квалификационной категории: Жарких М.В.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы, к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника

/[ авт.-сост. Г.М. Пальдяева].

-М.: Дрофа, 2011.

ISBN 978-5-358-09633-2

УДК 372.857

ББК 74.262.8

Б 63

п. Колонтаевка, 2014 год



Содержание



Пояснительная записка__________________________________________3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ___________________4

Содержание учебной программы________________________________5-6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ _____________________7-10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________11































Пояснительная записка



Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2011.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов (1 час в неделю).

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический

комплект, включающий:

-Биология. 5-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений/авт.-сост.

Г.М. Пальдяева- М.: Дрофа, 2011.

-Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

-Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс.

Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2010.

-Никишов А. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 6 класс. - М.:

Дрофа, 2010

-Дубинина Н. В., Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 кл.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2010.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • для более углубленного изучения Царства Растений 2 часа резервного времени отвела на изучение темы «Классификация растений», в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2011, нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

6 класс

Бактерии. Грибы. Растения


(35 часов, 1 час в неделю)


Введение (2 часа)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1.Клеточное строение организмов(4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

№2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

3. Царство Растения (5часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы

№ 3 «Изучение строения цветка».

№ 4 «Ознакомление с различными видами соцветий».

№ 5 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

5.Жизнь растений (7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

6.Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

№6«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп».

Резерв времени - 2 часа

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

п/п

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Лабораторные работы

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

Введение

2


1.

1

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

1


Стр. 9 - 12

2.

2

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

1

П. 59


Клеточное строение организмов

4



3.

1

Устройство увеличительных приборов.


1

№1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»

П. 1

4.

2

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

1

П. 2

Стр.17-18

5.

3

Клетка и ее строение: пластиды.

1

№2

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

П. 2

Стр.19-20

6.

4

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

1

П. 3, 4


Царства Бактерии и Грибы

4


7.

1

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение, жизнедеятельность, размножение, разнообразие бактерий и их распространение в природе.

1

П. 5,6

8.

2

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

1


П. 7,8,9

9.

3

Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Конспект

10.

4

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

1

П. 13


Царство Растения

5


11.

1

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

1

П. 11

12.

2

Водоросли: многообразие, среда обитания, строение. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

1

П. 12

13.

3

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

1

П. 14,15

14.

4

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их значение.

1

П. 16, 42

15.

5

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

1

П. 17


Строение и многообразие покрытосеменных растений

8


16.

1

Строение семян однодольных и двудольных растений.

1

П.18

17.

2

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.

1

П. 19, 20,21

18.

3

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

1

П. 22

19.

4

Строение листа. Видоизменение листьев

1

П. 23, 24, 25

20.

5

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

1

П. 26, 27

21.

6

Цветок и его строение.

1

№3«Изучение строения цветка»

П. 28

22.

7

Соцветия.

1

№4 «Ознакомление с различными видами соцветий»

П. 29

23.

8

Плоды и их классификация.

1

№5«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

П. 30, 31


Жизнь растений

7


24.

1

Минеральное питание растений.

1

П. 33, 37

25.

2

Фотосинтез.

1

П. 34

26.

3

Дыхание растений.

1

П. 35

27.

4

Испарение воды.

1

П. 36

28.

5

Рост растений.

1

П. 38, 39

29.

6

Размножение растений: вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

П.40,41,43

30.

7

Размножение растений: половое размножение покрытосеменных растений.

1

П. 44


Классификация растений

2


31.

1

Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений.

1

П. 45, 46

32.

2

Класс Двудольные. Класс Однодольные.

1

П. 47-53


Природные сообщества

3


33.

1

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

1

П. 54

34.

2

Характеристика основных экологических групп растений

1

№6«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

П. 55

35.

3

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

1

П. 56,57,58

ВСЕГО: 35 часов

Сокращение: Лабораторная работа - Л.р.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Биология. 5-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений/авт.-сост. Г.М. Пальдяева- М.: Дрофа, 2011.

  2. Дубинина Н. В., Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник дляобщеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс.

  5. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2010.Никишов А. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 6 класс. - М.: Дрофа, 2010

11


© 2010-2022