Урок по биологии «Законы наследственности»

"Описание материала: Цель: обобщение знаний учащихся по основам генетики. Задачи: - проверить усвоение конкретного фактического материала по основам генетики; - используя игровой элемент, сделать учащихся активными участниками процесса познания закономерностей наследования; - повышение мотивации к обучению, развитие креативных способностей учащихся, умения логически мыслить, рассуждать, выделять главное. Тип урока: обобщающий. Средства обучения: видеофильм «Законы наследственности», таблицы «Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание», компьютерное тестирование по материалам электронного учебника, карточки с интеллектуально-проблемными задачами по генетике, интерактивная доска. ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная. Методы и приемы: проблемно-поисковый, эвристическая беседа, мозговой штурм.   "Выдержка из материала: "Урок "на "тему: «"Законы "наследственности»"В. "С. "Грамм, "учитель "Келлеровской "с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: "Законы наследственности"


В. С. Грамм, учитель Келлеровской средней школы

имени Героя Советского Союза И.М.Бережного

Тайыншинского района

Северо-Казахстанской области


Цель: обобщение знаний учащихся по основам генетики.


Задачи:

- проверить усвоение конкретного фактического материала по основам генетики;

- используя игровой элемент, сделать учащихся активными участниками процесса познания закономерностей наследования;

- повышение мотивации к обучению, развитие креативных способностей учащихся, умения логически мыслить, рассуждать, выделять главное.


Тип урока: обобщающий.


Средства обучения: видеофильм "Законы наследственности", таблицы "Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание", компьютерное тестирование по материалам электронного учебника, карточки с интеллектуально-проблемными задачами по генетике, интерактивная доска.


ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.


Методы и приемы: проблемно-поисковый, эвристическая беседа, мозговой штурм.


Ход урока:

1. Мотивация.

Биологии уроки - расчудесней в мире нет,

Всех полезней, интересней, познавательнее всех!

Ты только здесь услышишь - зачем живешь и дышишь,

Зачем ты родился, зачем коптишь ты небеса,

Как внутри устроен заяц, как живет и дышит барс,

Все на свете ты узнаешь, став биологом на час!

Не похож на маму с папой, почему случилось так?

Разобраться в драме этой - это ведь такой пустяк...


2. Сообщение цели и задач урока.


3. Актуализация прежних знаний /мозговой штурм/

- что изучает наука генетика?

- дайте определение наследственности.

- объясните явление изменчивости.

- кто и когда впервые предложил термин генетика?

- кто является основоположником науки генетики?

- назовите периоды развития генетики.

- почему 1900 год считается годом рождения науки генетики?

- кто и когда доказал, что ДНК является материальной основой наследственности?

- кто и когда создал модель молекулярного строения ДНК?


4. Просмотр видеофильма "Законы наследственности" по модулям, беседа по каждому модулю.


Модуль I.

- дайте определение моногибридного скрещивания.

- объясните наследование доминантных и рецессивных признаков.

- почему опыты результативней проводить с плодовой мушкой дрозофилой?

- дайте определение генотипа и фенотипа.

- сформулируйте I закон Менделя.

- сформулируйте II закон Менделя.


Модуль II.

- дайте определение дигибридного скрещивания.

- какие признаки у мух дрозофил являются доминантными?

- сформулируйте III закон Менделя.

- почему при скрещивании появились не похожие на родителей особи с новыми признаками?

- почему дети не точная копия своих родителей?

- объясните явление конъюгации и кроссинговера.

- кем и когда был открыт кроссинговер?


Модуль III.

- дайте определение аллельных генов.

-объясните гипотезу чистоты гамет.

-объясните цель применения буквенного обозначения генов.

-кто впервые предложил буквенное обозначение?

-дайте определение селекции и биотехнологии.

-объясните достоинства достижений селекции и биотехнологии.

-сравните хромосомный набор мужских и женских особей.

-проанализируйте причины наследственных заболеваний.


5.Решение интеллектуально-проблемных задач по генетике /работа в группах, каждая группа получает карточки с заданиями, схему решётки Пеннета./


I группа.


"Контрабандист"

В маленьком государстве Лисляндия уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычные - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?




II группа.


"Расстроится ли свадьба Уно?"

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно знают, что в роде Беатрис были случаи гемофилии - врождённого заболевания несвёртываемости крови, проявляющегося, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юном возрасте. Братьев и сестер у Беатрис нет. У тети Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала не опасная, но глубокая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду ее жениха?


III группа.


Научный консультант фирмы «Коктейль»

Представьте себе, что вы - научный консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (А?- длинные, аа - короткие), цвет-геном В (В?- чёрные, вв - красные), ширина -геном С (С? -широкие, сс - узкие).Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными и узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами не стоит из-за опасности инбридинга.


6. Обсуждение в группах и проверка решения задач.


7. Компьютерное тестирование по генетике /материалы электронного учебника «Биология 10 класс», индивидуальная работа/.


8. Задание на дом: подготовить сообщение из дополнительной литературы по перспективам развития, методам и проблемам селекции растений и животных.


9. Итог урока, рефлексивно - оценочный этап.


Приложение


Таблица 1










Таблица 2


























Таблица 3



© 2010-2022