- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии «Законы наследственности»
Урок по биологии «Законы наследственности»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грамм В.С. |
Дата | 10.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок на тему: "Законы наследственности"
В. С. Грамм, учитель Келлеровской средней школы
имени Героя Советского Союза И.М.Бережного
Тайыншинского района
Северо-Казахстанской области
Цель: обобщение знаний учащихся по основам генетики.
Задачи:
- проверить усвоение конкретного фактического материала по основам генетики;
- используя игровой элемент, сделать учащихся активными участниками процесса познания закономерностей наследования;
- повышение мотивации к обучению, развитие креативных способностей учащихся, умения логически мыслить, рассуждать, выделять главное.
Тип урока: обобщающий.
Средства обучения: видеофильм "Законы наследственности", таблицы "Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание", компьютерное тестирование по материалам электронного учебника, карточки с интеллектуально-проблемными задачами по генетике, интерактивная доска.
ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы: проблемно-поисковый, эвристическая беседа, мозговой штурм.
Ход урока:
1. Мотивация.
Биологии уроки - расчудесней в мире нет,
Всех полезней, интересней, познавательнее всех!
Ты только здесь услышишь - зачем живешь и дышишь,
Зачем ты родился, зачем коптишь ты небеса,
Как внутри устроен заяц, как живет и дышит барс,
Все на свете ты узнаешь, став биологом на час!
Не похож на маму с папой, почему случилось так?
Разобраться в драме этой - это ведь такой пустяк...
2. Сообщение цели и задач урока.
3. Актуализация прежних знаний /мозговой штурм/
- что изучает наука генетика?
- дайте определение наследственности.
- объясните явление изменчивости.
- кто и когда впервые предложил термин генетика?
- кто является основоположником науки генетики?
- назовите периоды развития генетики.
- почему 1900 год считается годом рождения науки генетики?
- кто и когда доказал, что ДНК является материальной основой наследственности?
- кто и когда создал модель молекулярного строения ДНК?
4. Просмотр видеофильма "Законы наследственности" по модулям, беседа по каждому модулю.
Модуль I.
- дайте определение моногибридного скрещивания.
- объясните наследование доминантных и рецессивных признаков.
- почему опыты результативней проводить с плодовой мушкой дрозофилой?
- дайте определение генотипа и фенотипа.
- сформулируйте I закон Менделя.
- сформулируйте II закон Менделя.
Модуль II.
- дайте определение дигибридного скрещивания.
- какие признаки у мух дрозофил являются доминантными?
- сформулируйте III закон Менделя.
- почему при скрещивании появились не похожие на родителей особи с новыми признаками?
- почему дети не точная копия своих родителей?
- объясните явление конъюгации и кроссинговера.
- кем и когда был открыт кроссинговер?
Модуль III.
- дайте определение аллельных генов.
-объясните гипотезу чистоты гамет.
-объясните цель применения буквенного обозначения генов.
-кто впервые предложил буквенное обозначение?
-дайте определение селекции и биотехнологии.
-объясните достоинства достижений селекции и биотехнологии.
-сравните хромосомный набор мужских и женских особей.
-проанализируйте причины наследственных заболеваний.
5.Решение интеллектуально-проблемных задач по генетике /работа в группах, каждая группа получает карточки с заданиями, схему решётки Пеннета./
I группа.
"Контрабандист"
В маленьком государстве Лисляндия уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычные - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
II группа.
"Расстроится ли свадьба Уно?"
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно знают, что в роде Беатрис были случаи гемофилии - врождённого заболевания несвёртываемости крови, проявляющегося, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юном возрасте. Братьев и сестер у Беатрис нет. У тети Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала не опасная, но глубокая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду ее жениха?
III группа.
Научный консультант фирмы «Коктейль»
Представьте себе, что вы - научный консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (А?- длинные, аа - короткие), цвет-геном В (В?- чёрные, вв - красные), ширина -геном С (С? -широкие, сс - узкие).Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными и узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами не стоит из-за опасности инбридинга.
6. Обсуждение в группах и проверка решения задач.
7. Компьютерное тестирование по генетике /материалы электронного учебника «Биология 10 класс», индивидуальная работа/.
8. Задание на дом: подготовить сообщение из дополнительной литературы по перспективам развития, методам и проблемам селекции растений и животных.
9. Итог урока, рефлексивно - оценочный этап.
Приложение
Таблица 1
♂
♀
Таблица 2
♂
♀
Таблица 3