- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Витамины
Урок по биологии на тему Витамины
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агафонова Н.А. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Тема урока: Витамины.
Цели урока: изучить физиологическое значение витаминов, установить связь витаминов с ферментами.
Задачи:
образовательные: сформировать знания об их биологической роли, истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении;
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, включать воображение и память, учить проводить научное исследование, оформлять результаты исследования, самостоятельно находить и анализировать дополнительную информацию;
воспитательные: воспитывать в учащихся сознательное отношение к своему здоровью, показать необходимость применения полученных знаний в жизни.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация в программе Smart Notebook, инструкции к лабораторной работе, шляпы из бумаги шести цветов, тесты на карточках, дополнительная информация на карточках, схемы"Fishbone " - "Рыбная кость", презентации учащихся в программе Power Point, пробирки с витамином С, раствором слюны, крахмалом, йодом, соком, коллекция упаковок от витаминных препаратов, вазочка с драже витамина С, система голосования Mimio, документ-камера Mimio.
Ход урока:
-
Вызов.
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
-
Актуализация знаний.
Слайд Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.
-
Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).
-
Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).
-
Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм - это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).
-
Слайд Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).
-
Слайд Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).
-
Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).
-
В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).
-
Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).
-
Осмысление.
Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.
-
Вы, конечно же догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
-
Постановка проблемы.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больным вместе с запасом провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали "Кюрасао", по-португальски это означает "оздоравливающий".
-
Что же спасло моряков от гибели?
-
Открытие нового знания.
Слайд. Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть. Об истории открытия витаминов расскажет Викулина Марина. Ваша задача - записать определение витаминов в рабочей тетради на странице 7, кто и когда их открыл.
Слайд. Витамины - низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г. (Запись в тетрадь)
Чтобы выяснить, почему полезны витамины проводим эксперимент. Проследите в какой пробирке реакция будет идти интенсивнее?
В две пробирки с раствором крахмала, окрашенным йодом, одновременно налейте: в первую, разведённую слюну в 20 раз, а во вторую разведённую слюну с витамином С.
- Почему исчезает окраска?
- В какой пробирке интенсивнее?
- Что содержится в слюне?
- Что такое фермент?
- Какой вывод можно сделать о влиянии витамина?
- Чем важны витамины?
СЛАЙД. Вывод: Витамины активизируют ферменты или входят в их состав. (Продолжите определение в тетради).
При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
-
Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).
При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья - заболевания.
-
Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.
-
Слайд Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)
Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом - бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.
Слайд В настоящее время по различным данным известно 30-50 витаминов. Не исключено, что будут открыты новые витамины.
Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: ретинол - A, кальциферол - D, токоферол - E , аскорбиновая кислота - C. Сходным витаминам тиамину - B1, рибофлавину - B2, пиридоксину - B6, фолиевой кислоте - B9 названия давались по мере их открытия.
Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
-
Составление алгоритмов.
Слайд Прочитайте текст учебника § 38 на странице 155, а затем информацию на карточках. Дополните таблицу в рабочей тетради на странице 7.
-
Слайд Почему апельсиновый сок можно пить в чистом виде, а морковь следует употреблять с добавлением растительного масла или сметаны? (Витамин С - водорастворимый, а витамин А - жирорастворимый). Слайд Отметьте в таблице водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Какие факты о нарушении работы организма при недостатке витаминов известны? Прочитайте в схеме «Фиш-боун».
-
Каковы причины проявления данных фактов? Заполните схему «Фиш-боун» на индивидуальных листах, пользуясь учебником.
Что бы в холодное время противостоять простудным заболеваниям необходим витамин С. Бобровская Соня проводила исследование соков разных торговых марок на предмет содержания в них витамина С. О том какие результаты она получила мы сейчас узнаем. (Презентация проекта).
Фармацевтическая промышленность выпускает огромный ассортимент витаминных препаратов. Некоторые из них представлены на нашей выставке. В таком разнообразии не мудрено и растеряться. При выборе витаминного препарата следует проконсультироваться с лечащим врачом. А при приёме синтетических витаминов следует строго соблюдать дозировку.
С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них
МИФ 1. Гиповитаминоз - сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. (Витамины нужны постоянно).
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты - всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).
МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. (Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики - витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов. Нутрицевтики - это БАД, дополнительные источники белка и аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон и других пищевых веществ.)
При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины расскажет Седых Дарья.
-
Первичное закрепление.
- Что такое витамины? - Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?
- Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок?
- Как помочь больным рахитом не используя витамин D?
- Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?
- В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
Домашнее задание: § 38, составить синквейн «ВИТАМИНЫ»
III. Рефлексия: Самоконтроль. Выполнение тестовых заданий быстрым тестированием при помощи пультов.
-
Синтезируется в коже при солнечном свете?
-
Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
-
Недостаток какого витамина вызывает судороги и параличи?
-
При недостатке какого витамина развивается ломкость костей?
-
Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Проверка теста на экране и выставление оценок за тест.
-
Собственно рефлексия.
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи шести шляп. Некоторые шляпы я раздам, а некоторые вы можете выбрать сами.
Рассказать присутствующим:
под Белой шляпой - факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой - каковы идеи по применению полученных знаний;
под Желтой шляпой - плюсы, позитивные моменты урока;
под Черной шляпой - трудности, с которыми столкнулся на уроке, какие появились вопросы; недостатки урока;
под Красной шляпой - свое эмоциональное отношение к уроку вцелом;
под Синей шляпой - обобщение и выводы к уроку;
Я благодарю вас за работу на уроке. (Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С (раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!