Технологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС.  Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения Тип урока:расширение и углубление Основная технология: проблемно – диалогическая (образовательная система «Школа 2100») Тема урока: Лишайники Цель:выяснить отличительные особенности лишайников от других организмов Предметные результаты: формировать умение выделять существенные признаки строения и питания лишайников, как симбиотических организмов; сформировать ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения

Тип урока: расширение и углубление

Основная технология: проблемно - диалогическая (образовательная система «Школа 2100»)

Тема урока: Лишайники

Цель: выяснить отличительные особенности лишайников от других организмов

Предметные результаты:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения и питания лишайников, как симбиотических организмов;

  • сформировать умение понимать смысл биологического термина: лишайник

  • формировать умение характеризовать экологическую роль и хозяйственное значение лишайников, а также их многообразие;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Сформировать умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  4. Сформировать умение владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию, т. е. (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

  5. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.)

  6. Сформировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

  7. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  8. Сформировать умение осуществлять рефлексию, давать оценку процессу и результатам деятельности.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  3. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные:

  1. Самоопределение.

  2. Смыслообразование.

Методы обучения:

  1. Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог

  2. Метод поиска решения: подводящий от проблемы диалог

Оборудование: карточки с названием царств органического мира, лихенологии, лишайник; натуральный объект - ветка дерева с лишайником; презентация «Лишайники»; ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA&tg= ; карточки для самоконтроля; алгоритм самооценки; набор на парту из нескольких фотографий лишайников и названий групп по слоевищу.

Учебник: Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.





Этапы урока

(примерное время)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Доска

и оборудование

Универсальные учебные действия

I.Орг. момент

(1 мин.)

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку


Личностные: самоопределение.

II. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний

(5-7мин.)

- Кто знает, что такое лихенология? Ваши предположения.

Учитель показывает лишайник: «Кто знает, что это?»

Это лишайники. Лихенология - это наука о лишайниках.

Мы уже знаем, что все живые организмы ученые разделили на 4 царства.

Предлагает задание: обсудить в группе, к какому из царств органического мира относятся лишайники и привести аргументы.

Проверка задания.


На самом деле, лишайники невозможно отнести к какому-то одному царству. Это совершенно особая группа живых организмов.

-А можете ли вы сейчас объяснить, в чем заключаются отличительные особенности лишайников от других организмов?

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

- Сформулируйте тему урока

-Что мы можем узнать о лишайниках?

Отвечают на вопрос

Предлагают свои версии



Работают в группе, обсуждают задание

Один человек от группы размещает карточку

лишайник

в соответствующем царстве и приводит аргументы



Формулируют цель и тему занятия, записывают их в тетрадь


Вывешивается карточка

лихенология

Показ ветки дерева с лишайником


Составляется таблица «Царства органического мира»

бактерии

грибы

растения

животные






Возможные варианты:

Тема: Лишайники

Цель: выяснить отличительные особенности лишайников от других организмов

Составляется план:

1.Строение

2. Питание

3. Размножение

4. Многообразие

5. Значение

Регулятивные: 1. формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. формировать умение составлять план решения проблемы.

Коммуникативные: 1.планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 2.формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: 1.формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

2. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).





IV.Открытие нового знания (20-25 мин.)

Работа с презентацией «Лишайники»

Предлагает задание: объяснить смысл стихотворения о лишайнике.

Предлагает проверить догадки с помощью учебника: прочитать пункт «Лишайники состоят» на стр. 125

Предлагает задание: преобразовать текстовую информацию в схему. Задает наводящие вопросы.



- На какие пункты плана мы получили информацию?

-Используя свои новые знания, сделайте вывод, какие особенности строения и питания характерны для лишайников?

- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки.

Предлагает задание: посмотреть видеосюжет о многообразии лишайников и ответить на вопросы:

- Как называется тело лишайников?

-По какому признаку

лишайники отличаются друг от друга?

Работа с презентацией «Лишайники»

По форме слоевища выделяют 3 группы лишайников: накипные, листоватые, кустистые

Предлагает задание в парах: соотнести фотографии разных лишайников с соответствующей группой

Предлагает проверку с помощью презентации «Лишайники»

- На какой пункт плана мы нашли ответ?

-Используя свои новые знания, сделайте вывод о многообразии лишайников.

- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки.

Лишайники можно увидеть практически повсюду.

- Как вы думаете, каковы причины столь широкого распространения?

Предлагает задание: посмотреть видеосюжет и назвать три причины

широкого распространения лишайников.

- На какой пункт плана мы нашли ответ?

Значение лишайников в природе велико, их даже называют «пионерами растительности»

- Как вы думаете, почему?

Предлагает задание: прочитать текст учебника на стр.126 и составить схему «Значение лишайников»

Проверка задания

- На какой пункт плана мы нашли ответ?

-Используя свои новые знания, сделайте вывод о значении лишайников.

- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки.

Читают, отвечают



Выполняют задание и составляют схему в тетради и 1чел. на доске



Отвечают

Предлагают свое обобщение, используя опорную схему

Оценивают свой ответ

Смотрят. Отвечают на вопросы



Записывают в тетрадь схему многообразия лишайников со слайда

Работают в парах, выполняют задание на классификацию

Смотрят и проверяют задание по слайду №4 презентации

Отвечают

Предлагают свое обобщение, используя опорную схему

Оценивают свой ответ

Отвечают на вопрос

Предлагают свои версии

Смотрят. Отвечают на вопрос


Отвечают


Выполняют задание и составляют схему «Значение лишайников»

в тетради.

1чел. записывает схему на доске

Отвечают

Предлагают свое обобщение, используя опорную схему

Оценивают свой ответ

Презентация «Лишайники», слайд №2



Составляется опорная схема

лишайник

гриб

водоросльТехнологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)

водаТехнологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)Технологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)Технологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)

органические веществаТехнологическая карта урока на тему Лишайники (5 класс)

симбиоз




Алгоритм самооценки

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9dfec-0a01-022a-01d7-a42411211b52/%5BBIO6_08-55%5D_%5BMV_02%5D.WMV


Презентация «Лишайники», слайд №3


Набор на парту из нескольких фотографий лишайников и названий групп по слоевищу

Презентация «Лишайники», слайд №4


Алгоритм самооценки


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000354-1000-4ddd-2d22-060046bb2fd2/0081.swf



Составляется схема «Значение лишайников»



Алгоритм самооценки

Регулятивные: 1.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

2.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: 1.формировать

умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

2. формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

3.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.формировать умение владеть смысловым чтением;

5.формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

6. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).

7.формировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: 1.формировать умение самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в группе (паре);

2. формировать умение слушать и понимать речь других людей.







V.Применение нового знания

(5-10 мин.)

Предлагает задание в группе: используя свои новые знания, проанализировать расположение лишайников в таблице «Царства органического мира» и, если надо, его изменить. Предлагает прокомментировать свои действия

Предлагает задание: сформулировать определение, что такое лишайник.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на цель урока, записанную на доске)

- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки

Обсуждают. Изменяют положение карточки

лишайник

в таблице «Царства органического мира»

Комментируют свои

действия

Отвечают, дополняют друг друга и самостоятельно фиксируют в тетради свое понимание термина

Предлагают свое обобщение, используя опорные схемы

Оценивают свой ответ

Таблица «Царства органического мира»

бактерии

грибы

растения

животные





Алгоритм самооценки

Регулятивные: 1.контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 2.формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно

выработанные критерии оценки;

3.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: 1.формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Личностные: самоопределение.

VI.Домашнее задание

(2 мин.)

Поясняет дифференцированное домашнее задание:

1.Базовый уровень - §23 в.1-4 устно, знать и объяснять опорные схемы;

2.Уровень применения знаний - §23 в.5 или 7 (на выбор)

3.Творческий уровень - §23 в.6 или кроссворд по теме.

Слушают и записывают дифференцированное домашнее задание

Личностные: смыслообразование

VII.Рефлексия

(2 мин.)

- Какой была тема нашего урока? На какой вопрос мы искали ответ, нашли ли мы его?

Оцените свою работу на уроке в карточке самооценки

Отвечают на вопросы и делают вывод по уроку

Заполняют карточки самооценки и их сдают


Карточки самооценки

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия, оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные: смыслообразование



© 2010-2022