- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа УД Биология
Рабочая программа УД Биология
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устюгова Н.Г. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ __
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«сЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
09.02.03 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Составитель: Устюгова Нина Григорьевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория
Рекомендована ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «СТАЭТ»
Протокол заседания ПЦК №1 от 11.09.2015г.
Председатель ПЦК __________ Устюгова И.Н.
Заместитель директора по УМР ____________ Юревич Т.Л.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
При получении специальности технического профиля обучающиеся изучают биологию как базовый учебный предмет в объеме 54 часов. Тематическое планирование в рабочей программе содержит разделы из курса биологии в объёме 36 обязательных часов.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
* получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
* овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
* воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
* использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является учебным предметом по выбору входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
-способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
-способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
-способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
-способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
3
практические занятия
15
контрольные работы
2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
реферат
-
сообщение
-
заполнение сравнительной таблицы
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11. «Биология»
Наименование разделов и тем.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов.
Уровень освоения.
1
2
3
4
1
Введение.
1
1
Раздел 1.Учение о клетке
Содержание учебного материала
7-2-5 (3)
2
Химическая организация клетки.
1
1,2
3
Лабораторная работа
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
1
2,3
4
Лабораторная работа.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
1
2,3
5
Лабораторная работа.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
1
6
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщение, реферат).
-
Био и макроэлементы , их роль в жизни растения.
-
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
-
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
-
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние
2
3
Раздел 2. Организм.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
4-0-4 (1)
7,8
Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов.
2
1,2
9
Индивидуальное развитие организма.
1
10
Практическая работа.
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
1
2
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа (сообщения, рефераты).
0
Раздел 3.
Основы генетики и селекции.
Содержание учебного материала
10-2-8 (6)
11
Основы учения о наследственности и изменчивости.
1
1,2
12
Практическая работа.
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания
1
2
13,14
Практическая работа.
Решение генетических задач.
2
2
15,16
Практическая работа
Анализ фенотипической изменчивости.
2
2
17
Практическая работа
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
1
2
18
Контрольная работа по темам 1,2,3
1
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты, сравнительная таблица).
1.Работа с учебной литературой. .Драматические страницы в истории развития генетики.
2.Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
2
2
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.
Эволюционное учение
Содержание учебного материала
10-2-8 (3)
19,20
Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. История развития эволюционных идей.
2
1,2
21,22
Микроэволюция. Макроэволюция.
2
23
Биологический прогресс и биологический регресс.
1
24
Практические занятия.
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
1
25
Практические занятия
Приспособление организмов к разным средам обитания
1
26
Практические занятия.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
1
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты)..
1. Работа с учебной литературой . История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
2. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
3. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
4. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
5. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции
2
2
Раздел 5.Происхождение человека.
Содержание учебного материала
5-2-3 (1)
27,28
Современные гипотезы о происхождении человека.
2
1,2
29
Практические занятия.
Анализ и оценка различных гипотез о происхождения человека.
1
2
Контрольная работа
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты).
1.Современные представления о зарождении жизни.
2.Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
3.Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
2
2
Раздел 6. Основы экологии.
Содержание учебного материала
16-10-6(4)
1,2
30
Экология -наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
1
1,2
31
Практические занятия.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).
1
2
32
Практические занятия.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
1
2
33
Практические занятия. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса).
1
2
34
Практические занятия.
Решение экологических задач.
1
2
35
Контрольная работа по разделу 4,5,6.
1
2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты, заполнение таблицы).
Работа с учебной литературой. 1.Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
2.Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
3.Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
4.Сукцессии и их формы.
5.Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
6.Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
7.Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
8.Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
9.Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
10.Устойчивое развитие природы и общества.
11.Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
12.Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
13.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
14.Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
15.Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
16.Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
10
2
Раздел 7. Бионика.
Содержание учебного материала
36
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Дифференцированный зачет.
1
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Всего
54-18-36 (18)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 122 «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
комплект дидактических материалов;
-
комплект контрольно-измерительных материалов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.1. Общая биология. 10 - 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2010.
-
Гуменюк М. М. Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И.- Волгоград: Учитель, 2009.
-
Гаврилова А.Ю. Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Беляева Д. К., Бородина П.М., Воронцова Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2009.
-
Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Айрис-Пресс, 2009.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В. С. Кучменко.- М.: Дрофа, 2010.
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2010.
-
Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах. - СПб.: Тригон, 2008.
-
Чередникова Г.В. Биология. 11 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника. - Волгоград.: Учитель, 2009.
-
Чередникова Г.В. Биология. 9 класс: Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. - Волгоград.: Учитель, 2009.
2. Дополнительная литература
-
Общая биология. 10 - 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Ю.И. Полянский. - М.: Просвещение, 2005.
-
Дудкина О.П. Основы экологии. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Черновой Н.М., Галушина В. М., Константинова В. М. - Волгоград.: Учитель, 2007.
-
Высоцкая М.В. Биология. 10-11 класс. Рефераты.- Волгоград.: Учитель, 2007.
-
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. - М.: Просвещение, 2006.
-
Берг Р.Л., Давиденков С.Н. Наследственность и наследственные заболевания человека.- Ленинград.: Наука, 2006.
-
Средства обеспечения дисциплины
-
Таблицы:
-
Возникновение жизни на Земле;
-
Развитие жизни на Земле (эры);
-
Распространение жизни на Земле;
-
Строение молекулы белка;
-
Биосинтез белка;
-
Репликация;
-
Редупликация ДНК;
-
Синтез РНК;
-
Энергетический обмен;
-
Энергообеспечение клетки;
-
Фотосинтез;
-
Клетка;
-
Строение растительной и животной клетки;
-
Митотическое деление клетки;
-
Мейоз, митоз, оплодотворение;
-
Двойное оплодотворение;
-
Сперматогенез. Овогенез;
-
Вирусы;
-
Поведение хромосом при делении клетки;
-
Индивидуальное развитие хордовых;
-
Моногибридное скрещивание;
-
Дигибридное скрещивание;
-
Анализирующее скрещивание;
-
Хромосомный механизм определения пола;
-
Мутационная изменчивость;
-
Модификационная изменчивость;
-
Центры происхождения сортов;
-
Методы работы И.В. Мичурина;
-
Полиплоидия;
-
Главные направления эволюции;
-
Конвергенция;
-
Микроэволюция;
-
Видообразование;
-
Географическое видообразование;
-
Формы естественного отбора;
-
Искусственный отбор;
-
Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами;
-
Ископаемые люди;
-
Предшественники человека;
-
Происхождение человека;
-
Биоценоз водоёма;
-
Биогеоценоз растительного яруса;
-
Дубравы;
-
Экосистемная организация живой природы;
-
Биосфера;
-
Контроль питания растений.
-
-
-
Тесты:
-
Нуклеиновые кислоты;
-
Уровни организации живой материи;
-
Химический состав клетки;
-
Размножение организмов;
-
Эволюционное учение;
-
Происхождение человека;
-
Среда жизни и экологические факторы;
-
Экологические взаимодействия;
-
Биосфера и человек.
-
3.3. Контрольные работы:
3.3.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле;
3.3.2. Клетка;
3.3.3. Биосфера.
3.4. Карточки:
3.4.1. Химический состав клетки;
3.4.2. Органоиды клетки и их функции;
3.4.3. Обмен веществ;
3.4.4. Размножение организмов;
3.4.5. Генетика;
3.4.6. Изменчивость;
3.4.7. Формы естественного отбора;
3.4.8. Искусственный и естественный отбор;
3.4.9. Макроэволюция;
3.4.10. Среды жизни;
3.4.11. Экологические задачи;
3.4.12. Типы взаимодействий;
3.4.13. Пищевые цепи;
3.4.14. Генетические задачи для лабораторной работы;
3.4.15. Алгоритм по решению генетических задач.
1. Тематический контроль по биологии.
2. Методические указания к практическим работам по биологии
3. Организация самостоятельной работы студентов.
4. методические рекомендации по решению задач по генетике.
5. Лабораторный практикум.
6.Методические рекомендации для выполнения контрольных работ.
7. Методические рекомендации к выполнению практических и контрольных работ по биологии для обучающихся (повышенный уровень).
8. Лабораторные работы по курсу «Общая биология» как способ закрепления полученных знаний.
II. Оборудование
4. 1. Гербарии культурных растений;
4.2. Муляжи грибов;
4.3. Коллекция минеральных удобрений;
4.4. Известняки;
4.5. Коллекция волокон;
4.6. Коллекция целлюлозы;
4.7. Торф и продукты его получения;
4. 8. Микроскоп.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
окружающей среды, эволюционное учение, нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
Письменная работа по карточкам: Экологические задачи;
Типы взаимодействий;
Пищевые цепи;
Наблюдение за выполнением работы.
Решать элементарные биологические задачи. Схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Решение биологических задач. Составление схем в экосистемах.
Описание вида по морфологическому критерию. Наблюдение, собеседование по составленным схемам.
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Практическая работа по теме: Приспособленность организмов к разным средам обитания.
Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6. Собеседование.
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5. Решение экологических задач.
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 7. Сообщения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в окружающей среде.
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3. Сообщения учащихся.
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5. Сообщения.
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Контрольная работа по теме: Биосфера.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
Контрольная работа по теме: Клетка;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Письменная работа по темам:
Химический состав клетки;
Органоиды клетки и их функции;
Обмен веществ;
Размножение организмов;
Итоговое тестирование.
Дифференцированный зачет.
биологическую терминологию и символику.
8