Программа дополнительного образования «За страницами учебника биологии»

Программа кружка «За страницами учебника биологии» носит личностно-развивающий характер. Её цель – воспитание гуманного творческого социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Программа призвана дать учащимся необходимый уровень научных и практических знаний по биологии, создать условия для развития способностей и дарований школьников, помочь им сознательно, с учётом своих склонностей и потребностей... Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что в ней человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Актуальность дополнительной образовательной программы в её экологической направленности. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она побуждает учащихся к творческому поиску, практическому применению приобретённых знаний, к чтению научно-популярной литературы по биологии. Цель способствовать расширению и углублению знаний и представлений учащихся по биологии. Задачи теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о её ценностях приобретение учащимися опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений овладение школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценки её результатов создание условий для развития способностей и дарований школьников формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной среде развитие инт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОНДРАТЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждено приказом директора МБОУ «Кондратьевская СОШ» №61/01-09 от 29.08.2013г.















Программа дополнительного образования.

«За страницами учебника биологии»



Возраст учащихся: 15-17 лет.

Срок реализации программы: 2 года.





Авторы программы: Бахтина Татьяна Тимофеевна

руководитель кружка « За страницами учебника биологии»





Одобрена и рекомендована методическим объединением учителей предметников

МОУ «Кондратьевская СОШ»

Протокол № от









п. Кондратьево

2013г.


Пояснительная записка

Программа кружка «За страницами учебника биологии» носит личностно-развивающий характер. Её цель - воспитание гуманного творческого социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Программа призвана дать учащимся необходимый уровень научных и практических знаний по биологии, создать условия для развития способностей и дарований школьников, помочь им сознательно, с учётом своих склонностей и потребностей общества выбрать профессию.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что в ней человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Актуальность дополнительной образовательной программы в её экологической направленности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она побуждает учащихся к творческому поиску, практическому применению приобретённых знаний, к чтению научно-популярной литературы по биологии.

Цель способствовать расширению и углублению знаний и представлений учащихся по биологии.

Задачи

  • теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о её ценностях

  • приобретение учащимися опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений

  • овладение школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценки её результатов

  • создание условий для развития способностей и дарований школьников

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной среде

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира

  • ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы

Отличительные особенности настоящей программы заключается в следующем:

  • программа позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала, приобщает школьников к самостоятельной работе.

Возраст детей: программа ориентирована на детей 15-17 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 72 часа, продолжительность обучения два года.

Режим занятий: один час в неделю.

Форма обучения: очная, проводятся групповые занятия, занятия включают теоретическую и практическую часть.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

Уметь:

  • объяснять простейшие экологические закономерности в жизни живых организмов;

  • объяснять связи и механизмы взаимодействия в популяциях и биоценозах; применять знания экологических закономерностей и принципов при знакомстве с сельскохозяйственной деятельностью и с воздействиями промышленных предприятий;

  • использовать простейшие методы измерения и анализа важнейших экологических факторов (инструментальные и биоиндикационные методы); правильно вести себя в природных экосистемах, устанавливать и описывать нарушения в них;

  • принимать меры по устранению нарушений в природных системах, сохранять растения и животных;

  • устанавливать источники загрязнения окружающей среды;

Знать:

  • понятие об экологии и прикладных областях экологии; понятия об окружающей среде, факторах и закономерностях их действия; понятие популяции, её признаки и закономерности функционирования; типы взаимоотношений между организмами; понятия растительного сообщества и биоценоза, закономерности их функционирования;

  • понятие экосистемы, особенности её функционирования, принципы её устойчивости и динамических процессов - сукцессий; биосферу как глобальную экосистему, понятие о живом веществе и его функциях;

  • экологическую историю человека и сущность современных отношений в системе общество - природа;

  • специфику использования природных ресурсов и их классификацию; современное состояние биосферы и глобальные экологические проблемы; региональные экологические проблемы;

  • об экологии как теоретической основе охраны природы и окружающей среды, о концепциях ноосферы и устойчивого развития; об организации и регулировании природоиспользования и охраны природы в России и в Ленинградской области.

Формы подведения итогов:


  • опрос;

  • выставка;

  • конкурс;

  • тест;

  • творческие работы.



Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника биологии»

Первый год обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1


2

3

4


5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


19


20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35

Основные среды жизни.

Приспособительные формы организмов. Ритм жизни.

Законы и следствия пищевых отношений.

Популяции. Демографическая структура популяций. Численность популяций.

Биоценоз и его устойчивость.

Законы организации экосистем.

Саморазвитие экосистем. Сукцессии.

Биосфера. Учение Вернадского.

Потенциальные возможности организмов.

Что такое жизнь? Из чего мы состоим?

Сообщества организмов. Взаимосвязь между ними.

Колебания в экосистемах.

Как человек пишет Красную книгу.

Хорошо ли, что климат теплеет?

Что такое пестициды и гербициды?

Почему скупой платит дважды?

История развития экологических связей.

Социально-экологические особенности демографии человека.

Рост численности человечества. Демографические перспективы.

Современные проблемы охраны природы.

Современное состояние и охрана атмосферы.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Использование и охрана недр.

Почвенные ресурсы. Их использование и охрана.

Современное состояние и охрана растительного мира.

Рациональное использование и охрана животных.

Экскурсия. Многообразие растений и животных нашего края.

Царь ли природы человек?

Экологический аукцион. (Деловая игра по экологии)

Шум как экологический фактор.

О золотом веке, гармонии и прогрессе с точки зрения эколога.

Понятие о ноосфере.

Экологический менеджмент. Игровое шоу.

Экскурсия. Биогеоценоз леса.

Подведение итогов.


1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

2

1

1


1

1

0,5


0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0


1

0

1

1


1

0

0

1


0


0

0

0,5


0,5

0

0

0

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0


0


0

0,5

0,5

0

0

0,5

0,5

1


0

1

0

0


0

1

2

0


Итого

36

27,5

8,5

Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника биологии»

Второй год обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Основные свойства живой материи.

Уровни организации жизни.

История представления о возникновении жизни.

Вещества входящие в состав клетки.

Метаболизм - основа существования жизни.

Прокариоты и эукариоты.

Особенности строения растительной и животной клетки.

Физиология клетки.

Биосинтез белка.

Деление клеток.

Неклеточные формы жизни - вирусы.

Болезни, вызываемые вирусами и болезнями.

Половое и бесполое размножение.

Онтогенез. (Краткие исторические сведения)

Эмбриональное развитие организмов.

Законы Менделя.

Решение генетических задач.

Хромосомная теория наследственности.

Генетика пола.

Изменчивость. Виды, значение.

Виды мутаций.

Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье. Генетическая безопасность.

Развитие эволюционного учения Дарвина.

Вид. Его критерии. Популяции. Их характеристика.

Факторы эволюции.

Микро и макроэволюции.

Главные направления эволюции.

Основные методы селекции.

Методы селекции растений. Достижения, перспективы.

Методы селекции животных. Достижения, перспективы.

Положение человека в системе органического мира.

Основные стадии антропогенеза.

Подведение итогов.


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0


Итого

36

31,5

4,5



Содержание программы:

I Первый год обучения

Теория:

Понятие об экологии как науке. Природа и окружающая среда. Экологические факторы, их классификация. Понятие о популяции. Признаки популяции как конкретной формы существования вида. Численность популяций, её динамика. Механизмы регуляции. Сообщества организмов. Понятие о растительном сообществе. Биоценозы. Понятие об экосистеме. Основные компоненты экосистемы, её структура. Закономерности функционирования. Понятие о сукцессиях. Закономерности сукцессионного процесса. Биосфера. Понятие о биосфере как глобальной экосистеме планеты. Понятие о живом веществе и его свойствах. Человек в экосистемах. Биосоциальная специфика человека. Особенности его экологической истории. Современное состояние биосферы. Важнейшие загрязнители и их экологическая значимость. Глобальные экологические проблемы. Проблемы экологии человека и его здоровья. Региональные экологические проблемы. Понятие о региональных проблемах. Важнейшие источники загрязнений. Состояние атмосферы, водных объектов, почв и биоты. Охрана окружающей среды и природы. Экология как теоретическая основа охраны природы. Представление о ноосфере. Социально-демографические и экономические процессы. Организация охраны природы и окружающей среды в Ленинградской области. Особая роль формирования экологического сознания и грамотности.

Практика:

Наблюдение за простейшими экологическими закономерностями в жизни живых организмов. Применение знаний экологических закономерностей и принципов при знакомстве с сельскохозяйственной деятельностью и с воздействиями промышленных предприятий. Использование простейших методов измерения и анализа важнейших экологических факторов. Правила поведения в природных экосистемах, установление и описание нарушений в них. Установление источников загрязнения окружающей среды.

II Второй год обучения

Теория:

Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина). Учение В.И.Вернадского о биосфере. Сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости. Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура). Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистмах и биосфере. Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.

Практика:

Решение элементарных биологических задач. Составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Описание особей видов по морфологическому критерию. Сравнение биологических объектов, процессов. Изучение изменений в экосистемах на биологических моделях.


Методическое обеспечение программы

№ П/П

Раздел

Форма занятий

Приёмы и методы проведения занятий

Дидактические материалы, ТСО

Форма подведения итогов

1

Первый год обучения

Беседа, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, экскурсия, игры, конкурсы, викторины, тесты.

Наглядный, практический, комбинированный, словесный

Гербарии, таблицы, карты растений, демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, фильмы, микроскоп, штативная лупа

Опрос, беседа, творческая работа, викторина, конкурс, тест

2

Второй год обучения

Беседа, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, экскурсия, игры, конкурсы, викторины, тест.

Наглядный, практический, комбинированный, словесный

Таблицы, карты животного мира, влажные препараты, микропрепараты, чучела животных, микроскоп, демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал,

Опрос, беседа, творческая работа, викторина, конкурс, тест, праздник, семинар.

Список литературы:

  1. И.В.Костинская «Исследователи природы» Изд. «Просвещение»

  2. А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина «Экологическое образование школьников во внеклассной работе» Изд. «Просвещение»

  3. 3 С.В. Рянжин «Экологический букварь» Изд. «Питал»

  4. А,А.Плешаков «От Земли до Неба» Изд. «Просвещение»

  5. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак «Сборник задач и упражнений по биологии. Изд. «Мнемозина»

  6. Д.И. Трайтак «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии» Изд. «Просвещение».

  7. А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». Изд. «Просвещение».

  8. В. Заика «Человек и природа» Изд. «Знание».

  9. Журнал «Биология в школе». Изд. «Педагогика»



© 2010-2022