- Преподавателю
- Биология
- Программа дополнительного образования «За страницами учебника биологии»
Программа дополнительного образования «За страницами учебника биологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бахтина Т.Т. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОНДРАТЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждено приказом директора МБОУ «Кондратьевская СОШ» №61/01-09 от 29.08.2013г.
Программа дополнительного образования.
«За страницами учебника биологии»
Возраст учащихся: 15-17 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Авторы программы: Бахтина Татьяна Тимофеевна
руководитель кружка « За страницами учебника биологии»
Одобрена и рекомендована методическим объединением учителей предметников
МОУ «Кондратьевская СОШ»
Протокол № от
п. Кондратьево
2013г.
Пояснительная записка
Программа кружка «За страницами учебника биологии» носит личностно-развивающий характер. Её цель - воспитание гуманного творческого социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Программа призвана дать учащимся необходимый уровень научных и практических знаний по биологии, создать условия для развития способностей и дарований школьников, помочь им сознательно, с учётом своих склонностей и потребностей общества выбрать профессию.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что в ней человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Актуальность дополнительной образовательной программы в её экологической направленности.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она побуждает учащихся к творческому поиску, практическому применению приобретённых знаний, к чтению научно-популярной литературы по биологии.
Цель способствовать расширению и углублению знаний и представлений учащихся по биологии.
Задачи
-
теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о её ценностях
-
приобретение учащимися опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений
-
овладение школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценки её результатов
-
создание условий для развития способностей и дарований школьников
-
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной среде
-
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира
-
ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы
Отличительные особенности настоящей программы заключается в следующем:
-
программа позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала, приобщает школьников к самостоятельной работе.
Возраст детей: программа ориентирована на детей 15-17 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 72 часа, продолжительность обучения два года.
Режим занятий: один час в неделю.
Форма обучения: очная, проводятся групповые занятия, занятия включают теоретическую и практическую часть.
Ожидаемые результаты и способы проверки:
Уметь:
-
объяснять простейшие экологические закономерности в жизни живых организмов;
-
объяснять связи и механизмы взаимодействия в популяциях и биоценозах; применять знания экологических закономерностей и принципов при знакомстве с сельскохозяйственной деятельностью и с воздействиями промышленных предприятий;
-
использовать простейшие методы измерения и анализа важнейших экологических факторов (инструментальные и биоиндикационные методы); правильно вести себя в природных экосистемах, устанавливать и описывать нарушения в них;
-
принимать меры по устранению нарушений в природных системах, сохранять растения и животных;
-
устанавливать источники загрязнения окружающей среды;
Знать:
-
понятие об экологии и прикладных областях экологии; понятия об окружающей среде, факторах и закономерностях их действия; понятие популяции, её признаки и закономерности функционирования; типы взаимоотношений между организмами; понятия растительного сообщества и биоценоза, закономерности их функционирования;
-
понятие экосистемы, особенности её функционирования, принципы её устойчивости и динамических процессов - сукцессий; биосферу как глобальную экосистему, понятие о живом веществе и его функциях;
-
экологическую историю человека и сущность современных отношений в системе общество - природа;
-
специфику использования природных ресурсов и их классификацию; современное состояние биосферы и глобальные экологические проблемы; региональные экологические проблемы;
-
об экологии как теоретической основе охраны природы и окружающей среды, о концепциях ноосферы и устойчивого развития; об организации и регулировании природоиспользования и охраны природы в России и в Ленинградской области.
Формы подведения итогов:
-
опрос;
-
выставка;
-
конкурс;
-
тест;
-
творческие работы.
Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника биологии»
Первый год обучения
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Кол-во часов
всего
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Основные среды жизни.
Приспособительные формы организмов. Ритм жизни.
Законы и следствия пищевых отношений.
Популяции. Демографическая структура популяций. Численность популяций.
Биоценоз и его устойчивость.
Законы организации экосистем.
Саморазвитие экосистем. Сукцессии.
Биосфера. Учение Вернадского.
Потенциальные возможности организмов.
Что такое жизнь? Из чего мы состоим?
Сообщества организмов. Взаимосвязь между ними.
Колебания в экосистемах.
Как человек пишет Красную книгу.
Хорошо ли, что климат теплеет?
Что такое пестициды и гербициды?
Почему скупой платит дважды?
История развития экологических связей.
Социально-экологические особенности демографии человека.
Рост численности человечества. Демографические перспективы.
Современные проблемы охраны природы.
Современное состояние и охрана атмосферы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Использование и охрана недр.
Почвенные ресурсы. Их использование и охрана.
Современное состояние и охрана растительного мира.
Рациональное использование и охрана животных.
Экскурсия. Многообразие растений и животных нашего края.
Царь ли природы человек?
Экологический аукцион. (Деловая игра по экологии)
Шум как экологический фактор.
О золотом веке, гармонии и прогрессе с точки зрения эколога.
Понятие о ноосфере.
Экологический менеджмент. Игровое шоу.
Экскурсия. Биогеоценоз леса.
Подведение итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0
1
0
1
1
1
0
0
1
0
0
0
0,5
0,5
0
0
0
0,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,5
0,5
0
0
0,5
0,5
1
0
1
0
0
0
1
2
0
Итого
36
27,5
8,5
Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника биологии»
Второй год обучения
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Кол-во часов
Всего
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Основные свойства живой материи.
Уровни организации жизни.
История представления о возникновении жизни.
Вещества входящие в состав клетки.
Метаболизм - основа существования жизни.
Прокариоты и эукариоты.
Особенности строения растительной и животной клетки.
Физиология клетки.
Биосинтез белка.
Деление клеток.
Неклеточные формы жизни - вирусы.
Болезни, вызываемые вирусами и болезнями.
Половое и бесполое размножение.
Онтогенез. (Краткие исторические сведения)
Эмбриональное развитие организмов.
Законы Менделя.
Решение генетических задач.
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.
Изменчивость. Виды, значение.
Виды мутаций.
Методы исследования генетики человека.
Генетика и здоровье. Генетическая безопасность.
Развитие эволюционного учения Дарвина.
Вид. Его критерии. Популяции. Их характеристика.
Факторы эволюции.
Микро и макроэволюции.
Главные направления эволюции.
Основные методы селекции.
Методы селекции растений. Достижения, перспективы.
Методы селекции животных. Достижения, перспективы.
Положение человека в системе органического мира.
Основные стадии антропогенеза.
Подведение итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
3
0
0,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Итого
36
31,5
4,5
Содержание программы:
I Первый год обучения
Теория:
Понятие об экологии как науке. Природа и окружающая среда. Экологические факторы, их классификация. Понятие о популяции. Признаки популяции как конкретной формы существования вида. Численность популяций, её динамика. Механизмы регуляции. Сообщества организмов. Понятие о растительном сообществе. Биоценозы. Понятие об экосистеме. Основные компоненты экосистемы, её структура. Закономерности функционирования. Понятие о сукцессиях. Закономерности сукцессионного процесса. Биосфера. Понятие о биосфере как глобальной экосистеме планеты. Понятие о живом веществе и его свойствах. Человек в экосистемах. Биосоциальная специфика человека. Особенности его экологической истории. Современное состояние биосферы. Важнейшие загрязнители и их экологическая значимость. Глобальные экологические проблемы. Проблемы экологии человека и его здоровья. Региональные экологические проблемы. Понятие о региональных проблемах. Важнейшие источники загрязнений. Состояние атмосферы, водных объектов, почв и биоты. Охрана окружающей среды и природы. Экология как теоретическая основа охраны природы. Представление о ноосфере. Социально-демографические и экономические процессы. Организация охраны природы и окружающей среды в Ленинградской области. Особая роль формирования экологического сознания и грамотности.
Практика:
Наблюдение за простейшими экологическими закономерностями в жизни живых организмов. Применение знаний экологических закономерностей и принципов при знакомстве с сельскохозяйственной деятельностью и с воздействиями промышленных предприятий. Использование простейших методов измерения и анализа важнейших экологических факторов. Правила поведения в природных экосистемах, установление и описание нарушений в них. Установление источников загрязнения окружающей среды.
II Второй год обучения
Теория:
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина). Учение В.И.Вернадского о биосфере. Сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости. Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура). Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистмах и биосфере. Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.
Практика:
Решение элементарных биологических задач. Составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Описание особей видов по морфологическому критерию. Сравнение биологических объектов, процессов. Изучение изменений в экосистемах на биологических моделях.
Методическое обеспечение программы
№ П/П
Раздел
Форма занятий
Приёмы и методы проведения занятий
Дидактические материалы, ТСО
Форма подведения итогов
1
Первый год обучения
Беседа, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, экскурсия, игры, конкурсы, викторины, тесты.
Наглядный, практический, комбинированный, словесный
Гербарии, таблицы, карты растений, демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, фильмы, микроскоп, штативная лупа
Опрос, беседа, творческая работа, викторина, конкурс, тест
2
Второй год обучения
Беседа, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, экскурсия, игры, конкурсы, викторины, тест.
Наглядный, практический, комбинированный, словесный
Таблицы, карты животного мира, влажные препараты, микропрепараты, чучела животных, микроскоп, демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал,
Опрос, беседа, творческая работа, викторина, конкурс, тест, праздник, семинар.
Список литературы:
-
И.В.Костинская «Исследователи природы» Изд. «Просвещение»
-
А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина «Экологическое образование школьников во внеклассной работе» Изд. «Просвещение»
-
3 С.В. Рянжин «Экологический букварь» Изд. «Питал»
-
А,А.Плешаков «От Земли до Неба» Изд. «Просвещение»
-
Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак «Сборник задач и упражнений по биологии. Изд. «Мнемозина»
-
Д.И. Трайтак «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии» Изд. «Просвещение».
-
А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». Изд. «Просвещение».
-
В. Заика «Человек и природа» Изд. «Знание».
-
Журнал «Биология в школе». Изд. «Педагогика»