Технологическая карта урока по биологии. Органы кровообращения. Кровь»

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 45-46 от__ и___ дата.

Тема урока: « Органы кровообращения. Кровь».

Цели урока: сформировать у учащихся понятия органах кровообращения и внутриклеточной жидкости кровь; познакомить с особенностями строения органов кровообращения разных групп животных.

Задачи:

Образовательная: Определить основные органы кровеносной системы различных типов животных. Выявить основные особенности процесса кровообращения у наземных позвоночных животных в связи с образом жизни. Проследить эволюцию органов кровообращения у многоклеточных организмов.

Развивающая: Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы . Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке

Развить умение конкретизировать особенности усложнения органов кровеносной системы в процессе эволюции. Устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и особенностями строения органов кровообращения у животных. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной работы.

Воспитательная: Формирование естественнонаучного мировоззрения об усложнении в процессе эволюции. Воспитание культуры умственного труда. Привить навыки коммуникативного общения.

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.

Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД : Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Основные понятия: органы кровообращения. Кровь.

Межпредметные связи: история, география, экология.

Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал, таблицы "Схема кровообращения позвоночных животных", "Сердце", изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.

Организация пространства: индивидуальная, групповая.

Технология проведения

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося

Самоопределение к деятельности

Организационный этап

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.

  1. Диффузия - процесс: а) выравнивания концентрации кислорода внутри организма и в окружающей его среде; б) поступления кислорода в организм; в) газообмена.

2. Всей поверхностью тела дышат: а) рыбы; б) моллюски; в) простейшие.

3. Рыбы дышат: а) жабрами; б) кожей; в) легкими и жабрами.

4. У каких организмов впервые появляются специальные органы дыхания:

а) круглых червей; б) членистоногих; в) морских кольчатых червей.

5. Что такое жабры: а) выросты кожи; б) часть пищеварительной системы; в) часть скелета.

6. Личинки земноводных дышат: а) жабрами; б) кожей; в) легкими.

7. Что такое диафрагма:

а) перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости;

б) орган дыхания; в) орган пищеварения.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку Ответ на вопросы теста

(индивидуально)

Проверка по эталону

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности. Презентация + элементы беседы.

Проблемный вопрос:

- Что такое кров? И из каких элементов она состоит? У всех ли организмов она есть?

Тема урока, цель, задачи.

Беседа Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

Проговаривают название следующего этапа

Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания»

Организует подводящий диалог.

Организует повторение и систематизацию изученного материала

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера "Тайны анатомии" и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли."…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан - в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд. Аорта! - взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений. Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

О какой системе идет речь?

Что такое кровообращение? Ученик: Кровообращение - это процесс непрерывного движения крови в организме.

Кровь это удивительная ткань. И именно ее, философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»

Почему же кровь носительница жизни? Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет? Сегодня на уроке мы изучим строение и функции кровеносной системы и крови животных. Проследим, как в эволюции менялось их строение

Слайд 1 (тема)Учитель: работая с учебником (стр. 218, 219) и дополнительным материалом, который лежит у вас на столах ИЗУЧИТЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ И ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

Технологическая карта урока по биологии .Органы кровообращения. Кровь».

Учитель:Что же такое кровь?

Ученик: Кровь - это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.

В процессе эволюции изменялся состав и функции крови. У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции. Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?

Функции крови:

  1. Транспортная:

  • перенос кислорода

  • доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела

  • удаление из тканей конечных продуктов обмена

2. Защитная

  • защита организма от инфекций и чужеродных тел

  • защита от кровопотери

  1. Регуляторная - регуляция температуры тела.

Где находится кровь в организме животных? (В кровеносной системе) Из чего состоит кровеносная система? Задание. Изучив по слайдам строение КС животных

Слайд 3 (строение КС)

Ученик: КС состоит из сердца и сосудов, которые представлены артериями, венами и капиллярами.

Слайд 3 (строение КС) Артерии- это сосуды, несущие кровь от сердца.

Слайд 4 (артерии) Вены- это сосуды, несущие кровь к сердцу

Слайд 5 (вены) Капилляры- тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.

Слайд 6(капилляры) Технологическая карта урока по биологии .Органы кровообращения. Кровь».

Все ли организмы имеют кровеносную систему? (Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения ( газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.)Рассмотрите предложенные иллюстрации животных и вспомните, у кого впервые в процессе эволюции появилась кровеносная система? Назовите систематическую группу этих животных

Слайд Ученик: У кольчатых червей.

Слайд 7 (дождевой червь)

Учитель: Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

Ученик: Рассказ про КС червей.

Учитель: Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?

Ученик: Рассказ про КС моллюсков. назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков

Слайд 8 (моллюски)

Учитель: Какие типы КС вам известны? (Замкнутая и незамкнутая)

Учитель: У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, КС устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца, которое состоит из камер- предсердий и желудочков.

У всех ли позвоночных одинаковое число камер?

У вас на столах лежат конверты с пазлами. Ваша задача, собрать и назвать к какой систематической группе организмов относят данное сердце.

Разместите сердца в порядке развития на ступенях.

Ступени

Учитель: А я разместила таким образом. Кто из нас прав? Докажите.

Слайд 9 (строение сердца)

Учитель: Если изменяется строение сердца в ходе эволюции, меняется ли и строение кровеносной системы?

Видеослайд (рыба)

Учитель: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.

Видеослайд (заяц).

Учитель: Как вы думаете с чем связано усложнение КС. (Наземный образ жизни приводит к образованию легких -органа обеспечивающего газообмен между кровью и воздухом)

Учитель: Действительно ли кровь является носительницей жизни?

Слайд 13 (вывод)

Вывод:

  • Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной КС, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.

  • В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.

Закрепление

Систематическое положение

Кровеносная система

Тип Простейшие

Нет.

Тип Кишечнополостные

Нет.

Тип Плоские черви

Нет.

Тип Круглые черви

Нет.

Тип Кольчатые черви

Замкнутая кровеносная система, продольные, кольцевые сосуды, «сердца».

Тип Членистоногие

Незамкнутая кровеносная система, сердце, кровеносные сосуды.

Тип Моллюски

Незамкнутая кровеносная система, двухкамерное сердце.

Тип Хордовые

Замкнутая.

Холоднокровные

Класс Ланцетники

1 круг кровообращения, сердца нет.

Класс Рыбы

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце.

Класс Земноводные

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, без перегородки.

Класс Пресмыкающиеся

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, с неполной перегородкой.

Теплокровные

Класс Птицы

2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце.

Класс Млекопитающие

2 круга кровообращения, четырехкамерное сердце.

Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопросы

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.


Работают в тетради





Отвечают на вопросы

Находят ответы в учебнике


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Оцените свою деятельность на уроке

- Д/з п. с 41-42пересказ

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку







Приложение к уроку № 45-46

Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.

  1. Диффузия - процесс: а) выравнивания концентрации кислорода внутри организма и в окружающей его среде; б) поступления кислорода в организм; в) газообмена.

2. Всей поверхностью тела дышат: а) рыбы; б) моллюски; в) простейшие.

3. Рыбы дышат: а) жабрами; б) кожей; в) легкими и жабрами.

4. У каких организмов впервые появляются специальные органы дыхания:

а) круглых червей; б) членистоногих; в) морских кольчатых червей.

5. Что такое жабры: а) выросты кожи; б) часть пищеварительной системы; в) часть скелета.

6. Личинки земноводных дышат: а) жабрами; б) кожей; в) легкими.

7. Что такое диафрагма:

а) перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости; б) орган дыхания; в) орган пищеварения.

Систематическое положение

Кровеносная система

Тип Простейшие

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Тип Членистоногие

Тип Моллюски

Тип Хордовые

Холоднокровные

Класс Ланцетники

Класс Рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Теплокровные

Класс Птицы

Класс Млекопитающие



7


© 2010-2022