Статья Система заданий для проверки планируемых результатов, 5 - 6 классы. ФГОС

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел «Живые организмы»

Планируемый результат: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • Различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, бактерий, грибов; организмов растений, животных, бактерий, грибов;

  • Различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, развитие, рост, выделение, транспорт веществ, размножение, регуляция жизнедеятельности);

  • Выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений, животных, грибов, бактерий;

  • Выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов.

Примеры заданий



Умение: различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, грибов, бактерий; организмов животных, растений, грибов, бактерий.

Задание 1 (базовый уровень)

Выберите из предложенного перечня существенный признак бактериальной клетки, отличающий её от представителей других царств живой природы.

1) наличие цитоплазмы

2) наследственный аппарат клетки расположен в цитоплазме

3) наличие жгутика, который обеспечивает движение клетки

4) оболочка бактериальной клетки защищает её содержимое

Правильный ответ: 2. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 2 (повышенный уровень)

Заполните таблицу, используя номера понятий.

Клетки и ткани

Органоиды и части растительной клетки

1 4 5 6 9

Органоиды животной клетки

4 5 6 9

Ткани растений

2 7 10

Ткани животных

3 8 11

Словарь: 1.Хлоропласт. 2. Механическая ткань. 3. Соединительная. 4.Ядро. 5. Клеточная мембрана. 6. Митохондрия. 7. Образовательная. 8. Нервная. 9. Цитоплазма. 10. Проводящая. 11. Мышечная.

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определены структуры: органоиды и части клетки, ткани.

  2. Правильно определена принадлежность структур к клеткам и тканям растений и животных.

  3. Использованы все слова из словаря.

  4. Допустимы две ошибки.

Задание 3 (базовый уровень)

Прочитайте утверждения и выберите существенный признак, который характеризует все высшие растения (от мхов до покрытосеменных)

2) размножаются семенами

2) имеют органы и ткани

3) образуют споры в спорангиях на листьях

4) имеют корневища - видоизменённые подземные побеги

Правильный ответ: 2

Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ

Задание 4 (повышенный уровень)

Прочитайте текст и укажите номера предложений, содержащие признаки кальмара как представителя царства Животные. Поясните свой выбор.

1. Кальмар обитает в морях и океанах. 2. Моллюск способен к быстрому передвижению. 3. В процессе дыхания он поглощает кислород, растворённый в воде, и выделяет углекислый газ. 4. Питается кальмар водными организмами, т.е. использует готовые органические вещества. 5. Размножение моллюска происходит в водной среде.

Правильный ответ: 2, 4

Даны пояснения: а) только животные способны активно передвигаться; б) животные по способу питания гетеротрофы, т.е. используют готовые органические вещества

Критерий достижения планируемого результата: 1.Указаны номера предложений, содержащие классификационные признаки кальмара как представителя царства Животные.

2. Отсутствуют ошибки при выборе утверждений.

3. Даны описания к выбранным ответам.

Умение: различать существенные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности).

Задание 5 (базовый уровень)

Установите существенный признак, характеризующий процесс дыхания растений

1) осуществляется днём с участием солнечного света

2) происходит только в клетках мякоти листа

3) окисляются вещества с освобождением энергии, и выделяется углекислый газ

4) образуются органические вещества из углекислого газа и воды.

Правильный ответ: 3. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 6 (повышенный уровень)

Установите существенные признаки процесса транспорта веществ в растительном организме. В чём его значение? Что собой представляет транспортная система низших и высших растений?

Описание правильного ответа:

1. Транспортная система растений соединяет различные части растений и способствует переносу веществ от одних частей к другим, обеспечивая целостность растения.

2. У низших растений - водорослей - нет тканей, и вещества передвигаются из одной клетки в другую.

3. У высших растений вода и минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (сосудам и ситовидным трубкам).

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Отсутствие биологических ошибок.

  2. Приведены примеры по разным группам растений.

  3. Обобщены анатомо - физиологические знания.

Умение: выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений, животных, грибов.

Задание 7 (базовый уровень)

Укажите, какие клетки способны образовывать органические вещества из неорганических с использованием энергии солнца

1) мякоть листа

2) кожа лягушки

3) шляпка гриба

4) бактерия гниения

Правильный ответ: 1. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 8 (повышенный уровень)

Выберите три отличительных признак, характеризующих живую клетку организма как самостоятельную биологическую систему.

1) может существовать только как целостная система

2) может существовать в виде отдельных частей или органоидов

3) не имеет связи с окружающей средой или другими клетками

4) способна размножаться

5) способна к саморегуляции

6) не обладает устойчивостью

Правильный ответ: 1, 4, 5

Критерии достижения планируемого результата:

1.выбраны все правильные ответы.

2. Возможна одна ошибка.

Задание 9 (базовый уровень)

Установите, к каким организмам по способу питания относят бактерии молочнокислого брожения: автотрофам или гетеротрофам? Почему?

Правильный ответ: к гетеротрофам, так как они питаются готовыми органическими веществами.

Критерий достижения планируемого результата: дан правильный ответ. Возможны другие формулировки.

Задание 10 (повышенный уровень)

Укажите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

признак

царство

А. Способ питания автотрофный



  1. Растения



  1. Животные

Б. Отсутствие клеточной стенки

В. Наличие в клетках пластид

Г. Способность к активному передвижению

Д. Наличие вакуолей с клеточным соком

Е. Ограниченный рост

Правильный ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

Критерии достижения планируемого результата

1.Установлены правильные соответствия между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

2. Допускается одна ошибка.

Умение: выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности)

Задание 11 (базовое)

Дополните текст о росте и развитии растений, используя словарь.

А. Проросток растёт, т.е. происходит деление и рост клеток …

Б. происходит развитие проростка, т.е. ….

Словарь: 1) появляются новые признаки; 2) увеличиваются размеры и масса растения.

А

Б

2

1

Критерий достижения планируемого результата: выбраны правильные ответы.

Задание 12 (базовый уровень)

По типу питания грибы являются организмами

  1. Гетеротрофными

  2. Автотрофными

  3. Фотосинтезирующими

  4. Хемосинтезирующими

Правильный ответ: 1

Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ

Задание 13 (повышенный уровень)

Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу.

  1. Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя.

  2. Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы.

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определена сущность фотосинтеза, при котором в атмосферу выделяется кислород.

  2. Приведённые формулировки не искажают смысл ответа.

Задание 14 (повышенный уровень)

Установите соответствие между особенностью питания и организмами, для которых она характерна.

Особенность питания

Организмы

А. Получают пищу путём фильтрации



  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

Б. Синтез органических веществ из неорганических

В. Захватывают пищу путём фагоцитоза

Г. Используют энергию, заключённую в пище

Д. Используют энергию окисления неорганических веществ

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

1

2

2

1

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Установлены правильные соответствия.

  2. Допускается одна ошибка.

Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Умение, характеризующее достижения этого результата: приводить факты, подтверждающие родство человека с млекопитающими животными.

Задание 15 (базовый уровень)

Установите признак, подтверждающий родство человека с млекопитающими животными

  1. Наличие млечных желез

  2. Дыхание атмосферным кислородом

  3. Созревание яйцеклеток в половой системе

  4. Формирование внутреннего костного скелета

Правильный ответ: 1

Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 16 (повышенный уровень)

Родство человека с млекопитающими животными подтверждает строение системы кровообращения. Большой круг кровообращения в организме человека:

  1. Начинается в левом желудочке

  2. Берёт начало в правом желудочке

  3. Доставляет кровь к альвеолам лёгких

  4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

  5. Приносит кровь в правое предсердие

  6. Завершается в левой половине сердца

Правильный ответ: 1, 4. 5

Критерий достижения планируемого результата:

1. Выбраны все правильные ответы;

2. Возможна одна ошибка

Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения профилактики заболеваний.

Умение, характеризующее достижения этого результата: обосновывать необходимость профилактики заболеваний, вызываемых живыми организмами.

Задание 17 (базовый уровень)

Для длительного хранения продукты питания стерилизуют, т.е подвергают термической обработке при температуре +100 С. Какие организмы обезвреживают таким способом?

Правильный ответ: при стерилизации погибают бактерии и их споры, которые могут вызвать заболевания человека.

Критерий достижения планируемого результата: дан правильный ответ.

Задание 18 (повышенный уровень)

Для предупреждения заболеваний, вызываемых живыми организмами, необходимо знать причины их возникновения. Установите соответствие между способом заражения организма человека и возникающими заболеваниями.

Способ заражения организма человека

Заболевание

А. Укус таёжного клеща

1. Пищевое отравление

Б. Употребление в пищу мяса, не прошедшего достаточную термическую обработку

2. Энцефалит

В. Употребление в пищу ядовитого гриба

3. Дизентерия

Г. Использование некипячёной воды из неизвестного источника.

4. Гельминтоз, или попадание паразитических червей в тело человека

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

2

4

1

3

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Установлены правильные соответствия.

  2. Показано владение биологической терминологией.

  3. Допускается одна ошибка.

Планируемый результат: осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определённой систематической группе.

Умения, характеризующие достижение этого результата: определять признаки, определяющие принадлежность к определённой систематической группе живых организмов;

Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе растений, животных, грибов, бактерий.

Задание 19 (базовый уровень)

Выявите систематическую группу растений, которые имеют вегетативные органы (побеги, корни) и размножаются спорами

  1. Цветковые растения

  2. Папоротники

  3. Многоклеточные водоросли

  4. Голосеменные растения

Правильный ответ: 2

Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 20 (повышенный уровень)

Выявите признаки, на основе которых грибы объединяют в отдельное царство

  1. Образование органических веществ на свету

  2. Питание готовыми органическими веществами

  3. Неограниченный рост в течение жизни

  4. Активное передвижение

  5. Прикреплённый образ жизни

  6. Размножение семенами

Правильный ответ: 2, 3. 5

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Выбраны все правильные ответы. 2. Возможна одна ошибка

Умения: Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе растений, животных, грибов, бактерий.

Задание 21 (базовый уровень)

Используя метод классификации, выберите животное, которое относится к систематической группе рыб.

  1. Дельфин

  2. Акула

  3. Кит

  4. Осьминог

Правильный ответ: 2

Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 22 (повышенный уровень)



© 2010-2022