- Преподавателю
- Биология
- Статья Система заданий для проверки планируемых результатов, 5 - 6 классы. ФГОС
Статья Система заданий для проверки планируемых результатов, 5 - 6 классы. ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Громенко Т.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел «Живые организмы»
Планируемый результат: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-
Различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, бактерий, грибов; организмов растений, животных, бактерий, грибов;
-
Различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, развитие, рост, выделение, транспорт веществ, размножение, регуляция жизнедеятельности);
-
Выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений, животных, грибов, бактерий;
-
Выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов.
Примеры заданий
Умение: различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, грибов, бактерий; организмов животных, растений, грибов, бактерий.
Задание 1 (базовый уровень)
Выберите из предложенного перечня существенный признак бактериальной клетки, отличающий её от представителей других царств живой природы.
1) наличие цитоплазмы
2) наследственный аппарат клетки расположен в цитоплазме
3) наличие жгутика, который обеспечивает движение клетки
4) оболочка бактериальной клетки защищает её содержимое
Правильный ответ: 2. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 2 (повышенный уровень)
Заполните таблицу, используя номера понятий.
Клетки и ткани
Органоиды и части растительной клетки
1 4 5 6 9
Органоиды животной клетки
4 5 6 9
Ткани растений
2 7 10
Ткани животных
3 8 11
Словарь: 1.Хлоропласт. 2. Механическая ткань. 3. Соединительная. 4.Ядро. 5. Клеточная мембрана. 6. Митохондрия. 7. Образовательная. 8. Нервная. 9. Цитоплазма. 10. Проводящая. 11. Мышечная.
Критерий достижения планируемого результата:
-
Правильно определены структуры: органоиды и части клетки, ткани.
-
Правильно определена принадлежность структур к клеткам и тканям растений и животных.
-
Использованы все слова из словаря.
-
Допустимы две ошибки.
Задание 3 (базовый уровень)
Прочитайте утверждения и выберите существенный признак, который характеризует все высшие растения (от мхов до покрытосеменных)
2) размножаются семенами
2) имеют органы и ткани
3) образуют споры в спорангиях на листьях
4) имеют корневища - видоизменённые подземные побеги
Правильный ответ: 2
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ
Задание 4 (повышенный уровень)
Прочитайте текст и укажите номера предложений, содержащие признаки кальмара как представителя царства Животные. Поясните свой выбор.
1. Кальмар обитает в морях и океанах. 2. Моллюск способен к быстрому передвижению. 3. В процессе дыхания он поглощает кислород, растворённый в воде, и выделяет углекислый газ. 4. Питается кальмар водными организмами, т.е. использует готовые органические вещества. 5. Размножение моллюска происходит в водной среде.
Правильный ответ: 2, 4
Даны пояснения: а) только животные способны активно передвигаться; б) животные по способу питания гетеротрофы, т.е. используют готовые органические вещества
Критерий достижения планируемого результата: 1.Указаны номера предложений, содержащие классификационные признаки кальмара как представителя царства Животные.
2. Отсутствуют ошибки при выборе утверждений.
3. Даны описания к выбранным ответам.
Умение: различать существенные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности).
Задание 5 (базовый уровень)
Установите существенный признак, характеризующий процесс дыхания растений
1) осуществляется днём с участием солнечного света
2) происходит только в клетках мякоти листа
3) окисляются вещества с освобождением энергии, и выделяется углекислый газ
4) образуются органические вещества из углекислого газа и воды.
Правильный ответ: 3. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 6 (повышенный уровень)
Установите существенные признаки процесса транспорта веществ в растительном организме. В чём его значение? Что собой представляет транспортная система низших и высших растений?
Описание правильного ответа:
1. Транспортная система растений соединяет различные части растений и способствует переносу веществ от одних частей к другим, обеспечивая целостность растения.
2. У низших растений - водорослей - нет тканей, и вещества передвигаются из одной клетки в другую.
3. У высших растений вода и минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (сосудам и ситовидным трубкам).
Критерий достижения планируемого результата:
-
Отсутствие биологических ошибок.
-
Приведены примеры по разным группам растений.
-
Обобщены анатомо - физиологические знания.
Умение: выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений, животных, грибов.
Задание 7 (базовый уровень)
Укажите, какие клетки способны образовывать органические вещества из неорганических с использованием энергии солнца
1) мякоть листа
2) кожа лягушки
3) шляпка гриба
4) бактерия гниения
Правильный ответ: 1. Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 8 (повышенный уровень)
Выберите три отличительных признак, характеризующих живую клетку организма как самостоятельную биологическую систему.
1) может существовать только как целостная система
2) может существовать в виде отдельных частей или органоидов
3) не имеет связи с окружающей средой или другими клетками
4) способна размножаться
5) способна к саморегуляции
6) не обладает устойчивостью
Правильный ответ: 1, 4, 5
Критерии достижения планируемого результата:
1.выбраны все правильные ответы.
2. Возможна одна ошибка.
Задание 9 (базовый уровень)
Установите, к каким организмам по способу питания относят бактерии молочнокислого брожения: автотрофам или гетеротрофам? Почему?
Правильный ответ: к гетеротрофам, так как они питаются готовыми органическими веществами.
Критерий достижения планируемого результата: дан правильный ответ. Возможны другие формулировки.
Задание 10 (повышенный уровень)
Укажите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.
признак
царство
А. Способ питания автотрофный
-
Растения
-
Животные
Б. Отсутствие клеточной стенки
В. Наличие в клетках пластид
Г. Способность к активному передвижению
Д. Наличие вакуолей с клеточным соком
Е. Ограниченный рост
Правильный ответ
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
1
2
1
2
Критерии достижения планируемого результата
1.Установлены правильные соответствия между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.
2. Допускается одна ошибка.
Умение: выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности)
Задание 11 (базовое)
Дополните текст о росте и развитии растений, используя словарь.
А. Проросток растёт, т.е. происходит деление и рост клеток …
Б. происходит развитие проростка, т.е. ….
Словарь: 1) появляются новые признаки; 2) увеличиваются размеры и масса растения.
А
Б
2
1
Критерий достижения планируемого результата: выбраны правильные ответы.
Задание 12 (базовый уровень)
По типу питания грибы являются организмами
-
Гетеротрофными
-
Автотрофными
-
Фотосинтезирующими
-
Хемосинтезирующими
Правильный ответ: 1
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ
Задание 13 (повышенный уровень)
Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу.
-
Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя.
-
Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы.
Критерий достижения планируемого результата:
-
Правильно определена сущность фотосинтеза, при котором в атмосферу выделяется кислород.
-
Приведённые формулировки не искажают смысл ответа.
Задание 14 (повышенный уровень)
Установите соответствие между особенностью питания и организмами, для которых она характерна.
Особенность питания
Организмы
А. Получают пищу путём фильтрации
-
Автотрофы
-
Гетеротрофы
Б. Синтез органических веществ из неорганических
В. Захватывают пищу путём фагоцитоза
Г. Используют энергию, заключённую в пище
Д. Используют энергию окисления неорганических веществ
Правильный ответ:
А
Б
В
Г
Д
2
1
2
2
1
Критерий достижения планируемого результата:
-
Установлены правильные соответствия.
-
Допускается одна ошибка.
Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Умение, характеризующее достижения этого результата: приводить факты, подтверждающие родство человека с млекопитающими животными.
Задание 15 (базовый уровень)
Установите признак, подтверждающий родство человека с млекопитающими животными
-
Наличие млечных желез
-
Дыхание атмосферным кислородом
-
Созревание яйцеклеток в половой системе
-
Формирование внутреннего костного скелета
Правильный ответ: 1
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 16 (повышенный уровень)
Родство человека с млекопитающими животными подтверждает строение системы кровообращения. Большой круг кровообращения в организме человека:
-
Начинается в левом желудочке
-
Берёт начало в правом желудочке
-
Доставляет кровь к альвеолам лёгких
-
Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами
-
Приносит кровь в правое предсердие
-
Завершается в левой половине сердца
Правильный ответ: 1, 4. 5
Критерий достижения планируемого результата:
1. Выбраны все правильные ответы;
2. Возможна одна ошибка
Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения профилактики заболеваний.
Умение, характеризующее достижения этого результата: обосновывать необходимость профилактики заболеваний, вызываемых живыми организмами.
Задание 17 (базовый уровень)
Для длительного хранения продукты питания стерилизуют, т.е подвергают термической обработке при температуре +100 С. Какие организмы обезвреживают таким способом?
Правильный ответ: при стерилизации погибают бактерии и их споры, которые могут вызвать заболевания человека.
Критерий достижения планируемого результата: дан правильный ответ.
Задание 18 (повышенный уровень)
Для предупреждения заболеваний, вызываемых живыми организмами, необходимо знать причины их возникновения. Установите соответствие между способом заражения организма человека и возникающими заболеваниями.
Способ заражения организма человека
Заболевание
А. Укус таёжного клеща
1. Пищевое отравление
Б. Употребление в пищу мяса, не прошедшего достаточную термическую обработку
2. Энцефалит
В. Употребление в пищу ядовитого гриба
3. Дизентерия
Г. Использование некипячёной воды из неизвестного источника.
4. Гельминтоз, или попадание паразитических червей в тело человека
Правильный ответ:
А
Б
В
Г
2
4
1
3
Критерий достижения планируемого результата:
-
Установлены правильные соответствия.
-
Показано владение биологической терминологией.
-
Допускается одна ошибка.
Планируемый результат: осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определённой систематической группе.
Умения, характеризующие достижение этого результата: определять признаки, определяющие принадлежность к определённой систематической группе живых организмов;
Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе растений, животных, грибов, бактерий.
Задание 19 (базовый уровень)
Выявите систематическую группу растений, которые имеют вегетативные органы (побеги, корни) и размножаются спорами
-
Цветковые растения
-
Папоротники
-
Многоклеточные водоросли
-
Голосеменные растения
Правильный ответ: 2
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 20 (повышенный уровень)
Выявите признаки, на основе которых грибы объединяют в отдельное царство
-
Образование органических веществ на свету
-
Питание готовыми органическими веществами
-
Неограниченный рост в течение жизни
-
Активное передвижение
-
Прикреплённый образ жизни
-
Размножение семенами
Правильный ответ: 2, 3. 5
Критерий достижения планируемого результата:
-
Выбраны все правильные ответы. 2. Возможна одна ошибка
Умения: Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе растений, животных, грибов, бактерий.
Задание 21 (базовый уровень)
Используя метод классификации, выберите животное, которое относится к систематической группе рыб.
-
Дельфин
-
Акула
-
Кит
-
Осьминог
Правильный ответ: 2
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.
Задание 22 (повышенный уровень)