Рабочая программа по биологии (надомное обучение) 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/ Химина О.Ф./

Протокол № 1

«27» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52

__________/ Буряк Н.П./

«28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №52

_____________/ Рогатнева С.В./

Приказ № « 28» августа 2015г.







Рабочая программа по биологии

9 класс

( надомное обучение)




Учитель биологии, ВКК - Химина О. Ф.




2015 - 2016 уч.год

Г.Воронеж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа разработана в соответствии с авторской программой под рук. И.Н. Пономаревой (М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»: 9 класс. - М.: «Вентана-Граф».

Данная рабочая программа по биологии (9 класс) составлена с рекомендациями, указанными в Письме Минобразования РСФСР от 14.11.87 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии, рассчитана на 17 часов в год, т.е. 0,5 часа в неделю.

Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.

Цели:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методы познания живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и рисках; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.

  • формировать умения владения приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (текста, табличных данных, схем и т.д);

  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

Задачи: предоставить возможность ребёнку получить полноценную картину живого мира через усвоение основных разделов данного предмета; научиться работать с различными источниками информации, освоить правила работы с натуральными объектами и биологическими приборами;


«Основы общей биологии» - 9 класс.

Часов - 17 (0,5 ч/н); контрольных работ -3; лабораторных работ - 3.


ТЕМА

Кол-во часов

лабораторных

контрольных

1

Введение в общую биологию

1 ч.



2

Основы учения о клетке

3 ч.

1


3

Размножение и индивидуальное развитие организма

2 ч.



4

Основы учения о наследственности и изменчивости

4 ч.

1


5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

1 ч.



6

Происхождение жизни и развитие органического мира на Земле

2 ч.



7

Учение об эволюции

2 ч.

1


8

Происхождение человека

2 ч.



9

Заключение

1 ч.


1

Итого

17 ч.

3

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема. Содержание

Контроль

Кол-во

часов

Домашнее

задание


В ведение в общую биологию


1ч.


1.

Общие свойства живых организмов.


1

П. 2.


Основы учения о клетке


3 ч.

2.

Химический состав клетки.

1

3.

Строение клетки

Л.р. № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

1

4.

Жизнедеятельность клетки. Метаболизм.

Тестирование

1


Размножение и индивидуальное развитие организма


2 ч.

5.

Типы размножения. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

1

6.

Деление клетки - митоз. Образование половых клеток - мейоз.

Тестирование

1


Основы учения о наследственности и изменчивости


4 ч.

7.

Науку генетика. Основные понятия генетики.

1

& 17,18. Подготовить сообщение о

Г. Менделе.

8.

Генетические опыты Г. Менделя.

Биологический диктант

1

& 19, 20, 23.

9.

Генетическое определение пола. Решение генетических задач

Л.р. № 2: «Решение генетических задач».

1

& 24, 25.

10.

Изменчивость и её виды

Тестирование

1

Повторить главу IV


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов


1ч.

11.

Генетические основы селекции организмов.

Центры происхождения культурных растений.


1

& 27, 29. Подготовить сообщение о Н.И. Вавилове.


Происхождение жизни и развитие органического мира на Земле


2 ч.

12.

Представления о возникновении жизни на Земле.

1

& 32, 33.

13.

Этапы развития жизни на Земле.

Терминологический диктант

1

& 35.


Учение об эволюции


2 ч.

14.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1

& 37. Подготовить сообщение о

Ч. Дарвине

15.

Основные направления и закономерности эволюции.

Л.р. № 3: «Изучение изменчивости у организмов».


& 42, 43.


Происхождение человека


1 ч.

16.

Место человека в системе органического мира. Этапы развития Человека Разумного

1

& 46, 47.


Заключение

1 ч.

17.

Обобщение «Основы общей биологии». Контрольная работа

К.р. № 1.

1

Вопросы.


Планируемые результаты обучения «Биологии»:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:


  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

  • Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

  • С учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья - своего, а так же близких людей и окружающих.

  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:



  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять план решения проблемы.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:



  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

  • Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:



  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • Уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:


  • Знать признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.

  • Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

  • Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

  • Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

  • Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов.

  • Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

  • Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

  • Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

9-й класс ( 17ч.)

«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

Введение в основы общей биологии (1 ч)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Основы изучения о клетке (3 ч.).

Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.

Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

Обмен веществ в клетке ( метаболизм). Процессы пластического обмена: фотосинтез (поступление энергии в клетку из внешнего источника - энергия солнца и синтез первичных органических соединений из неорганических), Биосинтез белка, энергетический обмен (общие понятия).

Лабораторная работа № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 2 ч. )

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.

Основы учения о наследственности и изменчивости (4 ч)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики: ген, локус, аллельные гены, генотип, фенотип, гетерозиготный и гомозиготный организмы, доминантные и рецессивные признаки .

Законы наследования признаков И.-Г. Менделя: законы доминирования и независимого расщепления признаков.

Решение простейших генетических задач. Генетическое определение пола. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.

Лабораторная работа № 2: «Решение генетических задач»

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (1 ч)

Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Происхождение жизни и развитие органического мира (2 ч)

Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Учение об эволюции ( 2 ч )

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Лабораторная работа № 3: Изучение изменчивости у организмов.


Происхождение человека (1 ч )

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,

Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы, кроманьонцы.

УМК:

Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа России» (издательство «Вентана-Граф»).

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

2.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

3..Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012

4.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.

5.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2010

6. Н.Ф. Бодрова «Поурочное планирование» . ВОИПКРО, 2012 год

Список электронных учебно-методических комплектов:

1.Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2012 г.

2.Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.

3.Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2013

4.Происхождение человека. Табиев, -М.: ООО «Астель»

5.Развитие жизни на Земле. Табиев -М.: ООО»Астель»




© 2010-2022