- Преподавателю
- Биология
- Урок Транспортные системы организма человека. Органы кровообращения, их строение и функции
Урок Транспортные системы организма человека. Органы кровообращения, их строение и функции
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медкова Е.Н. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
Название работы: Урок по биологии для 8 класса «Транспортные системы организма человека. Органы кровообращения, их строение и функции». Автор работы: Медкова Елена Николаевна, Место выполнения работы: МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» |
Урок 1(20)
Цель урока:8 класс
Транспортные системы организма человека. Органы кровообращения, их строение и функции.
сформировать понятие о транспортных системах в
организме человека - кровеносной и лимфатической
системах, изучить их строение и функции;
продолжить формирование материалистического мировоззрения на основе изучения биологической закономерности: строение органов зависит от выполняемой функции; научить обосновывать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органов кровообращения; продолжить формирование навыков по работе с текстом и рисунками учебника и самостоятельной работе с учебником.
Оборудование: мультимедийные средства, таблицы «Кровеносная система человека», « Кровеносная система млекопитающих», схемы заполнения таблицы «Взаимосвязь строения сосудов с выполняемой функцией», тесты по теме «Органы кровообращения, строение и функции»
Ведущие понятия: кровеносная и лимфатическая системы - системы, осуществляющие транспорт веществ в организме человека, артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические сосуды и капилляры, лимфатические узлы, сердце, кармановидные клапаны.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
-
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
Учитель: цели сегодняшнего урока - выяснить, какие системы в нашем организме являются транспортными и почему они так названы; изучить особенности строения и функции кровеносных сосудов, рассмотреть строение и функции лимфатической системы.
-
Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная беседа:
-
Вспомните, что мы изучили на предыдущих уроках?
( состав и функции крови, иммунитет)
Уч-ль: Для того чтобы рассмотреть новый материал, нам необходимо вспомнить некоторые понятия.
Вопросы для учащихся:
-
Что называется внутренней средой организма?
-
Что представляет собой кровь? ( Кровь - это жидкая соединительная ткань, красного цвета, вязкая по консистенции, в состав которой входит плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).
-
Какие функции выполняет кровь?( Транспортную, защитную, теплорегуляторную, гуморальную).
-
Что представляет собой лимфа?( Лимфа - это жидкая соединительная ткань, состоящая из воды, белков и солей, образующейся из тканевой жидкости , переходящей в лимфатические капилляры).
-
Чем отличается лимфа от крови? (По составу, в лимфе нет эритроцитов, тромбоцитов, кол-во белков ниже, большое кол-во лимфоцитов).
Учитель: Эти составляющие внутренней среды являются также частью транспортных систем, т.к. циркулируют в них.
Запись темы урока.
-
Изучение нового материала.
-
Значение транспортных систем: кровеносной и лимфатической.
-
История изучения кровеносной системы. Исторический рассказ. Запись данных в тетрадь.
-
Строение кровеносной системы. Особенности строения кровеносных сосудов. Объяснение, заполнение таблицы.
-
Строение и значение лимфатической системы в организме человека. Объяснение, самостоятельная работа по составлению схемы « Строение и функции транспортных систем в организме человека», проверка правильности схемы.
-
Закрепление изученного материала.
Вопросы: 1. Какие системы в организме человека называются транспортными и почему?
-
Из каких органов состоит кровеносная система?
-
Что называется кровообращением?
-
Почему артерии, вены и капилляры имеют различное строение стенок?
-
Какие ученые изучали строение кровеносной системы?
-
Кто из ученых древности дал название главному кровеносному сосуду?
-
Каково строение лимфатической системы?
-
Какие функции выполняет лимфатическая система?
V. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Уч-ль: 1. Кровеносная и лимфатическая системы являются
неотъемлемой частью организма человека и связывают все
части тела и органы в единое целое.
-
Кровеносная и лимфатическая системы имеют определенное строение в связи с выполняемыми ими функциями.
-
Эти системы тесно взаимосвязаны в организме человека.
-
Кровеносная и лимфатическая системы имеют огромное значение в обмене веществ и поддержании гомеостаза
( постоянства внутренней среды организма).
-
Знания о строении и функциях кровеносной и лимфатической систем имеют важное значение в понимании процессов жизнедеятельности в организме человека.
-
Контроль и самопроверка .
Выявление качества и уровня знаний учащихся. (Тестовая работа)
-
Ответы на вопросы теста ( 5-7 мин.)
-
Проверка по парам ( учитель дает правильные ответы), оценивание работ ( выборочно):
10 отв.- «5», 7-9 отв.- «4»,
5-6 отв.- «3», менее 5 отв.-«2».
-
Выявление типичных ошибок и их ликвидация.
-
Подведение итогов урока.
Учитель: 1. Поставленные задачи на уроке выполнены.
Знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, очень важны и являются основой для дальнейшего изучения темы «Кровообращение».
Многие из вас хорошо усвоили новый материал.
2. Выставление оценок за урок.
-
Рефлексия.
Уч-ся оценивают свои действия и поведение на уроке.
Учитель: Молодцы, хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу на уроке.
-
Информация о дом. задании:
параграф 17 ( выучить) на стр. 79-81, п. 18 на стр. 84, ответить на вопросы 1,5 на стр. 83 и вопр. 1,2 на стр. 85, выполнить в раб. тетради работы № 48, 60, 65.
Конспект отдельных этапов урока.
Объяснение нового материала.
Учитель: Клетки человека, как и клетки любого организма, нуждаются в поступлении из внешней среды питательных веществ и кислорода и удалении ненужных веществ. Но клетки многоклеточного организма, к которым относится и человек в том числе, удалены от внешней среды, и только клетки кожи и слизистых контактируют с ней.
Вопрос: Так как же человек, как многоклеточный организм, может получить необходимые ему вещества и удалить ненужные?
Ответ уч-ся: Нужны системы доставки.
Учитель: Правильно, также как, например, в городе существует системы различных коммуникаций, так и в человеческом организме есть специализированные системы доставки.
Вопрос: Какие?
Уч-ся: Нет ответа.
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить из курса «Животные» какие были системы органов у животных или вспомнить уже изученный материал ( см. параграф 5 в учебнике).
Учащиеся вспоминают, что такие системы - кровеносная и дыхательная системы.
Учитель: Правильно! Эти системы занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Но говорить мы будем на уроке о кровеносной системе в рамках темы «Кровообращение» и менее вам известной лимфатической системе, которая также занимается транспортом веществ в организме.
Делаем вывод:
-
Каждая клетка нашего организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются через кровь, которая циркулирует в кровеносной системе. Поэтому главной транспортной системой в организме человека является кровеносная система. К транспортным системам также относятся лимфатическая и дыхательная системы.
-
Кровь в нашем организме движется строго в определенном направлении по замкнутой системе сосудов, также как и у всех позвоночных животных (в том числе и у млекопитающих). Это непрерывное движение крови называется кровообращением. Оно является важнейшим условием для жизнедеятельности организма и зависит от работы сердца, которое служит основным двигателем крови.
-
Учитель: Рассмотрим, из чего состоит кровеносная система.
Система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров. Вытолкнутая сердцем кровь попадает в артерии. Самая крупная артерия - аорта. Она разветвляется на артерии, несущие кровь к различным органам верхней и нижней части тела человека. Артерии многократно ветвятся на более мелкие сосуды и образуют кровеносные капилляры, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями организма.
Капилляры, в свою очередь, сливаются в вены - сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены собираются в более крупные: нижнюю и верхнюю полые вены. Многие вены располагаются неглубоко под кожей и поэтому хорошо видны на теле в виде синих жилок.
Учащиеся задают вопрос: Почему так много разных сосудов у человека?
Учитель предлагает им ответить на этот вопрос самим.
Уч-ся отвечают: Разные сосуды выполняют разные функции.
Учитель: Правильно! существующие сосуды в организме человека выполняют разные задачи или функции. И строение сосудов зависит от выполняемой ими функции. Рассмотрим строение сосудов.
Стенки сосудов имеют особенности в своем строении. За исключением самых мелких сосудов - капилляров, стенки артерий и вен состоят из трех слоев. Внутренняя поверхность сосудов покрыта тонким слоем плоских эпителиальных клеток.
Вопрос: Зачем как вы думаете?
Уч-ся не могут сразу ответить. Предлагается уч-ся провести языком по внутренней стороне своей щеки и сказать, какие ощущения у них возникли?
Ответы: Щека внутри удивительно гладкая.
Учитель: Щека внутри ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, состоящей из эпителиальных клеток. Такой слой увеличивает скольжение и уменьшает трение. Аналогично и в сосудах: этот слой гладкий и уменьшает сопротивление и способствует беспрепятственному движению крови.
Средний слой толще внутреннего. Он состоит из эластических волокон и клеток гладкой мышечной ткани. Благодаря сокращению мышечных клеток может меняться просвет кровеносных сосудов. Наружный слой образован рыхлой соединительной тканью. В этом слое проходят нервы, которые управляют просветом сосудов.
Учитель: Следующим этапом в работе будет заполнение таблицы «Взаимосвязь строения сосудов с выполняемой функцией». Первое, что мы с вами запишем - это название кровеносных сосудов. Перечислите их!
Уч-ся перечисляют артерии, вены и капилляры.
Начнем с артерий. Стенки артерий очень толстые.
Вопрос: Почему?
Ответить уч-ся затрудняются.
Учитель: Всем клеткам организма одновременно и быстро нужны вещества. Как это сделать?
Организовать мощный поток крови в кровеносном русле, т.е. вбросить в него определенный объём крови. Это осуществляет сердце своими сокращениями. Кровь из сердца выбрасывается мощным сокращением под большим давлением. Но такое давление на стенки сосудов требует от них колоссальной прочности. Что и достигается толщиной и упругостью среднего слоя артерий. Эластичный слой артерий не позволяет им растягиваться и помогает выдержать давление.
Предлагается уч-ся сделать вывод и записать его в таблицу в колонку «строение стенок сосудов» ( см. таблицу)
Функция артерий состоит в том, чтобы быстро доставить к органам определенный объём крови и не растерять по дороге большую часть питательных веществ и кислорода. Поэтому кровь выталкивается из сердца под большим давлением и с высокой скоростью.
Учитель: На нашей планете на все объекты и тела действует сила всемирного тяготения. Она же действует на кровь в сосудах, кровь по ним течёт и устремляется вниз с большой скоростью, а вот возвращение крови в сердце, которое находится выше, будет в принципе невозможно, т.к. это противоречит действующей силе тяжести. И ещё надо учесть тот факт, что в ногах нет такого же насоса как сердце.
Вопрос: Как же тогда кровь возвращается обратно в сердце? Как кровь заставить двигаться наверх?
Ответы: Нужны приспособления или механизмы.
Если уч-ся не отвечают, то можно привести пример, когда человек хочет подняться на верхний этаж в доме, не используя лестницу как более тяжелый и трудоемкий способ подъёма, а использует лифт, который быстро и легко поднимает человека наверх.
Учитель: В стенках вен нижних конечностей есть особое приспособление, которое помогает поднимать кровь наверх - карманные клапаны. Этому же способствует и закономерность, чем ниже площадь поперечного сечения сосудов, тем выше скорость крови в сосудах. Кровь с трудом, но поднимается наверх.
Однако всех этих приспособлений недостаточно для того, чтобы быстро доставить кровь обратно к сердцу и поэтому в венах скапливается очень много крови - 67 % от общего объёма. Отсюда возникает проблема - как удержать весь этот объём крови в сосудах, чтобы они не лопались.
Энергия движения, сообщенная работой сердца, в области перехода капилляров в вены очень мала. Поэтому стенки вен имеют мало мышечных и эластичных волокон, что позволяет им растягиваться и доставлять к сердцу большой объём крови. Скорость движения крови низкая, в два раза меньше, чем в артериях, а давление самое низкое в системе - от 0 до 10 мм рт. ст., поэтому в венах есть дополнительные приспособления, которые помогают проталкивать кровь к сердцу. Это кармановидные клапаны ( полулунные) и работа окружающих вены скелетных мышц. Скелетные мышцы, сокращаясь, сдавливают стенки вен, одновременно открываются клапаны и кровь поднимается выше по сосуду против действия силы тяжести. Это позволяет крови течь только в одном направлении к сердцу.
Запишите сведения о венах в таблицу.
Последний тип сосудов - капилляры. Это самый многочисленные сосуды. Капилляры - мельчайшие сосуды, они в 50 раз тоньше человеческого волоса. Стенки капилляров состоят из одного слоя эпителиальных клеток, мембраны которых имеют множество отверстий.
Вопрос: Почему стенки капилляров состоят из одного слоя клеток? Зачем нужны отверстия в стенках капилляров?
Чтобы помочь уч-ся ответить на вопрос, можно напомнить о функции кровеносной системы в целом - транспортной функции и о необходимости получения всеми клетками веществ.
Уч-ся на первый вопрос не могут ответить сразу.
Уч-ся: Наверно эти отверстия пропускают вещества из крови в ткани
Учитель: Да, верно! Эти отверстия облегчают прохождение через стенку различных веществ. А вот многослойный эпителий бы затруднял бы прохождение веществ из сосудов в ткани и межклеточную жидкость.
Для того чтобы обмен веществ был эффективен, скорость кровотока снижена до минимума - от 0,5 до 1 мм/с (0,1- 0,08 см/с) Таким образом, строение кровеносных сосудов непосредственно связано с выполняемыми ими функциями.
Учитель: Делаем вывод и записываем в таблицу.
4. Выполните самостоятельную работу по учебнику. Прочитайте текст в учебнике на стр. 84 и ответьте на вопросы: 1) Какие органы входят в состав лимфатической системы? 2) Какие функции она выполняет?
Результатом работы должна стать схема или таблица.
-
Исторический рассказ.
Если обратиться к истории изучения тела человека и его жизненно важных органов - сердца и сосудов, то откроются следующие факты: ещё в XIII веке дамасский врач Ибн Нафиз верно описал переход крови между желудочками сердца, но это открытие очень скоро забыли, т. к. оно отличалось от позиции церкви в этом вопросе.
В XVI веке предпринял попытку донести до мира описание малого круга кровообращения богослов Мигель Сервет в своей книге, опубликованной в 1553 году. Но так как книга затрагивала основы христианской религии, автора книги и саму книгу сожгли на костре.
И только лишь в XVII веке науке удалось отбросить авторитет священного писания и начать выполнять новые задачи молодого буржуазного общества.
В 1628 году англ. врач Уильям Гарвей ( 1578- 1657 гг.) сделал величайшее открытие: обнаружил движение крови по замкнутой системе, которое было названо кровообращением. У. Гарвей дал ясную и точную картину большого круга кровообращения в организме человека. Он впервые установил тот путь, по которому кровь движется от сердца по артериям к органам тела, а от них по венам поступает обратно в сердце. О существовании более мелких сосудов и капиллярной сети как о важнейшей части кровеносной системы У. Гарвей ещё не знал.
И только лишь спустя 4 года после смерти У. Гарвея в 1661 году итальянский ученый Марчелло Мальпиги открыл капилляры.
В 1696 году голландец Антон ван Левенгук с помощью микроскопа наблюдал движение крови по сосудам. Он описал свои наблюдения « как чрезвычайно приятное зрелище». По другим сведениям, А. Левенгук демонстрировал в своей лаборатории русскому царю Петру I тончайшие «волосные» сосуды в хвостовом отделе головастика или в плавнике рыбы.
А вот название главному кровеносному сосуду - аорта - дал великий ученый, «отец всех наук» - Аристотель.
Таким образом, в создании полной картины о кровообращении и о строении кровеносной системы участвовало много ученых и врачей разных столетий, но все лавры принадлежат, в основном, одному ученому -
У. Гарвею.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Шаблон таблицы. Взаимосвязь строения сосудов с выполняемой функцией. Задание: заполни таблицу в тетради
№
Название
сосуда,
рисунок
Строение
стенок
сосудов
Функции
сосудов
Особенности движения крови по сосудам
скорость
давление
объём
1.
2.
3.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Заполненная таблица для проверки .
Взаимосвязь строения сосудов с выполняемой функцией.
№
Название сосуда, рисунок
Строение стенок сосудов
Функции
сосудов
Особенности движения крови по сосудам
скорость
давление
объём
1.
Артерия
просвет
Наружный слой- рыхл. соед. ткань, коллаген, сред, сл.-самый большой эластич. волок, кл. глад. мышечной тк., внутрен. слой- эпителиал. клет.
Доставка крови к органам от сердца, т.к. кровь течет быстро, под высоким давлением, это обуславливает наличие эластичный сред. слоя, выдерживать давление.
в
артериях:
40
см/с,
в аорте: 50 см/с
самое высокое, 140 мм рт. ст.
17% от всего объёма крови
2.
Вены
просвет больше
Наружный и внутренний слои по строению такие же, средний слой - мало мышечных и эластичных волокон есть кармановидные клапаны, препятствуют обрат, току крови
Доставка крови от органов к сердцу, т.к. в них находится большая часть крови, стенки вен хорошо растяжимы и менее упруги, чем у артерий
25см/с
самое низкое в системе, от 0 до 10 мм рт. ст.
67 %
3.
Капилляры эпител. клетки
один слой эпителиальных клеток, мембраны клеток имеют многочислен. отверстия
Участвуют в обмене в-в между кровью и клетками тканей, отверстия в стенках капилляров - для прохождения веществ
самая низкая, в500- 600 раз ниже, чем в аорте,
0,1-0,08см
выше, чем в венах 15-30 мм рт. ст.
16%
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Рисунки сосудов для демонстрации на уроке или для подготовки презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Ответы на тестовые вопросы:
1) Г; 2) Б; 3) А; 4) В; 5) Г; 6) А; 7) В; 8) Б; 9) Г; 10) А.
Тест по теме «Органы кровообращения, их строение и функции».
-
К транспортным системам в организме человека относятся:
а) опорно-двигательная; б) кровеносная; в) дыхательная; г) лимфатическая и кровеносная.
-
Сосуды, несущие кровь к сердцу называются:
а) артерии; б) вены; в) капилляры; г) лимфатические сосуды.
-
Сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток, называются: а) капилляры;- б) артерии; в) вены; г) аорта.
-
Сосуды, несущие кровь от сердца, называются:
а) вены; б) капилляры; в) артерии; г) лимфатические сосуды.
-
Наиболее быстрый ток крови в :
а) венах; б) капиллярах; в) артериолах; г) аорте.
-
Наиболее низкое кровяное давление в:
а) крупных венах; б) капиллярах; в) артериях; г) аорте.
-
67% от всего объёма крови находится в сосудах:
а) аорте; б) капиллярах; в) венах; г) артериях.
-
Сосуды, в которых кровь течет с самой низкой скоростью:
а) артерии; б) капиллярах; в) венах; г) аорте.
-
В состав лимфатической системы входят:
а) лимфоузлы; б) лимфатические сосуды и капилляры; в) грудной проток; г) все верно.
-
Лимфатическая система не выполняет функцию:
а) доставка кислорода и питательных веществ к тканям и органам;
б) создание иммунитета; в) возвращение в кровь белков, воды, солей, г) участвует во всасывании жиров из кишечника.