Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс «Мы и биосфера»

Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Мы и биосфера» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6-7 классе. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке.  На внеурочную деятельность...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Курчатова


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ№5»

г.Курчатова

Е.Н. Лихошерстов

Приказ № 137

от_______________2013года

Утверждено решением

педагогического совета

Протокол №8

от_________________2013года

Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей биологии, химии, географии

Протокол №_1 от 28.08.2013г.

Руководитель:

Сюрина В.Н.

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии

5 класс

«Мы и биосфера»

68 часов, 2 часа в неделю

на 2013-2014 уч. год

Составлена на основе программы Министерства общего и профессионального образования РФ

Соответствует стандартам образования

Программу составила учитель биологии Матвеева И.М.

Пояснительная записка

Введение

Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Мы и биосфера» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них.

Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6-7 классе. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке.

На внеурочную деятельность отводится 68 часов, 2 час в неделю.

Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж.

Первый раздел «Из чего состоит растение» знакомит учащихся с понятием клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему они имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы.

Во втором разделе «Как живет растение» учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении, и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.

Третий раздел «Вырасти сам» предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.

Четвертый раздел «Многообразие организмов» знакомит учащихся с различиями между царствами растений и грибов, изучают учащиеся меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и грибами, роль в природе грибов и лишайников.

Пятый раздел «Растения - гениальные инженеры природы» знакомит учащихся с различными растениями, такими как: растения - потребители отходов, растения-химики, растения-архитекторы, строители, механики, растения-математики, растения-путешественники, растение-мастера гидравлики, растения-физики.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.


Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, со строением растений и основными биологическими процессами.

Основные задачи программы:

Образовательные

• Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

• Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

• Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

• Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

• Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

• Развитие навыков общение и коммуникации.

• Развитие творческих способностей ребенка.

• Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

• Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

• Воспитывать интерес к миру живых существ.

• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

• Условия реализации программы

• Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-12 лет.

• Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

• Количество часов - 2 учебных часа в неделю

• За год - 68 занятий.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • Сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение на частей и органоидов клетки, органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ведущие методы:

  • словесный ( объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций , видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • презентации уроков;

  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• клеточное строение растений;

• распознавать и описывать органы цветкового растения;

• функции органов цветкового растения

• описывать процессы, протекающие в растительном организме

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения за растениями;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку

• выращивать растение из семян

• ухаживать за растениями

• проводить пикировку, пересадку, полив растений.

• Высаживать рассаду в открытый грунт.

Раздел программы:

Раздел программы

Кол-во

часов

Введение

1

1

Из чего состоит растение

15

2

Как живет растение

10

3

Вырасти сам

9

4

Многообразие организмов

15

5

Растения - гениальные инженеры природы

18


Введение (1 час). Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, оборудованием для лабораторных работ.

I. Из чего состоит растение? (15 часов.)

Строение растительной клетки. (1 час)

Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня. (1часа)

Побег. Строение побега. Строение почек. Видоизменения побегов (2ч.)

Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением. Листопад.(2ч.)

Стебель. Строение стебля. Функции стебля (2ч.)

Цветок. Строение и значение цветка.(1ч.)

Плоды. Строение и значение. Способы распространения (1ч.)

Семя. Строение и состав семян (2ч.)

Лабораторные практические работы, опыты:

Лабораторная работа «Строение кожицы лука».

Лабораторная работа «Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа «Определение зоны роста корня»

Лабораторная работа «Строение почек»

Опыт «Выделение кислорода растением».

Опыт «Испарение воды листьями»

Практическая работа «Определение возраста ствола по спилу»

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю»

Лабораторная работа «Движение органических веществ по стеблю»

Лабораторная работа «Строение цветка, соцветия»

Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды»

Лабораторная работа «Строение семени фасоли»

Лабораторная работа «Состав семян»

10- лабораторных работ;

2- опыта;

1- практическая работа

II. Как живет растение? (10 часов)

Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений.(2 ч.). РАСТЕНИЯ САПРОФИТЫ. Плесневые грибы и дрожжи. (2 часа) Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений.(1ч.) Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений.(1ч.) Прищипка и пикировка.(1ч.)

Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.

Как двигается растение? Движение стебля и листьев.(1ч.)

Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян. (2ч.)

Лабораторные, практические работы, опыты:

Практическая работа «Образование органических веществ на свету»

Практическая работа «Влияние удобрений на рост растения»

Практическая работа «Прищипка главного корня»

Практическая работа «Развитие боковых побегов»

Практическая работа «Влияние фитогормонов на рост и развитие растений»

Лабораторная работа «Развитие проростков»

Опыт «Значение воздуха для роста и развития корней»

Опыт «Дыхание и размножение дрожжей»

Опыт «Дыхание семян»

Практическая работа «Движение стебля растения»

Практическая работа «Движение листьев»

Практическая работа «Влияние различных условий на прорастание семян»

Практическая работа «Определение всхожести семян»

1- лабораторная работа

9 - практических работ

3 - опыта

III. «Вырасти сам» (9 часов)

Применение полученных знаний на практике. Озеленение школьных клумб. Посадка и уход за растениями.(1ч.)

Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»(2ч.)

Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»(2ч.)

Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»(2ч.)

Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»(2ч.)

IV. Многообразие организмов (15часов)

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.(1ч)

Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.(2ч)

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение(2ч)

Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.(2ч) Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.(2ч)

Роль в природе грибов и лишайников. (1ч)

Царство растений. Особенности строения тканей и органов.(1ч)

Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.(2ч)

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений(2ч)

Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле(1ч)

V. Растения - гениальные инженеры природы (18часов)

Растения - потребители отходов Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.(1ч)

Растения-химики Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.(1ч)

Растения-архитекторы, строители, механики Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.(2ч)

Растения-математики С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.(1ч)

Растения-путешественники. Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.(2ч)

Растение-мастера гидравлики Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.(2ч)

Растения-физики Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.(2ч)

Как растения передают информацию Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.(2ч)

Paстения - биологические часы Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.(2ч)

Совершенство приспособления у растений Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств (2ч)

На что еще способны растения Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.(1ч)

VI. Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса по внеурочной деятельности

«Мы и биосфера»

Для реализации целей и задач по внеурочной деятельности данной программы используется УМК по биологии В.В. Пасечник. «Бактерии, грибы, растения» (Дрофа,2012).

Учебник «Биология. Обо всем живом» для 5 класса общеобразовательной школы. Авт. Коллектив: С.Н. Ловягин, А.С. Раутиан, А.А. Вахрушев.

Книга для учителя «Биология. Живой организм»/сост. И.В.Морзунова.- М.: Дрофа, 2010.

Лабораторные работы, задания для самостоятельных наблюдений - авторы И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2010.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях по внеурочной деятельности, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и лабораторное оборудование, интернет ресурсы.

ВАЖНЕЙШИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Зародыш

Корень

Лист

Опыление

Пестик

Плод

Побег

Почка

Пыльца

Семя

Семядоли

Стебель

Тычинки

Цветок

Хлорофилл

Двудольные

Однодольные

Цветковые (покрытосеменные) растения

Грибы

Дрожжи

Сапрофиты

Гетеротрофы




11

© 2010-2022