• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии к флипчарту на тему Ч. Дарвин и его теория происхождения видов ( 9 класс)

Конспект урока по биологии к флипчарту на тему Ч. Дарвин и его теория происхождения видов ( 9 класс)

Дааный урок разработан по биологии к флипчарту на тему "Ч. Дарвин и его теория происхождения видов" для учащихся 9 класса, ночастично можно использовать и в 11 классе.                                Учащиеся работают в группах, в парах, индивидуально, фронтально. На разных этапах урока предлагаю выполнить школьникам задания разного характера, способствующие развитию познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Учащиеся оценивают свою  работу по следующим критериям:                       ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план Дата

Класс ____ 9

Урок 35 биологии_

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока: Ч. Дарвин и его теория происхождения видов (флипчарт, страница 1).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока стандартный

Цель: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции

Задачи:

Образовательная: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина;

Развивающая: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать толерантность учащихся; наблюдательность, внимательность при индивидуальной работе и работе в группе.

Методы: репродуктивные, частично - поисковые, проблемный

Оборудование: флипчарт

«Чем больше мы познаём неизменные законы

природы, тем всё более невероятными становятся

для нас чудеса»

Ч.Дарвин

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио--нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

II. Мотивация




III. Актуализация знаний.









IV.

Мотивация



V.

Изучение н/м





























VI. Закрепление




VII. Подведение итогов урока


VIII. Домашнее задание:

IX. Рефлексия

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём урок. Вы сегодня будете работать по группам и на разных этапах урока выполнять ряд заданий.

Свою работу на уроке вы будете оценивать согласно критериям (флипчарт, страница 2).

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

«Сегодня просто не мой день».

Оценка «3» - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».

Оценка «4» - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.

«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше»

Оценка «5» - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.

«Всё что мог, я сделал для нашей группы»

а). Устно (флипчарт, страница 3):

1. Что называется эволюцией?

2. Почему метафизическое мировоззрение тормозило развитие ботаники и зоологии?

3. Почему классификацию Линнея считают искусственной?

4. Каковы утверждения Линнея?

5. Каковы утверждения Ламарка?

6. Кто принял за единицу классификации вид?

7. Основатель первой эволюционной теории.

8. Ввел термин «биология».

9. Движущая сила эволюции по Ламарку.

10. 1000 терминов, 1200 родов, 8 000 видов.

11. Автор первого эволюционного учения.

12. Какой ученый ввел бинарную номенклатуру?

б). Работа со страницей 4 флипчарта по группам по заданию:

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какое отношение имеет это животное к теории эволюции?

(ученые биологи давали разные версии по происхождению длинной шеи жирафа).

Правильно. Тогда еще на несколько вопросов о жирафе группам.

1 группа:

Как появилась длинная шея у жирафа с точки зрения К. Линнея?

(жираф имел длинную шею изначально, то есть был создан с длинной шеей Творцом).

2 группа:

2. Как появилась длинная шея у жирафа с точки зрения Ж. Б. Ламарка?

(длинная шея жирафа сформировалась в результате упражнения и стремления к совершенству).

3 группа:

Объясните появление окраски у жирафа с точки зрения Ж. Б. Ламарка.

(Окраску жирафа объяснить невозможно, так как данный признак животное никак не мог упражнять).

4 группа:

Как вы думаете, можно ли придерживаясь, взглядов Ламарка о роли упражнения и не упражнения органов в эволюции объяснить происхождение такого сложного приспособления как покровительственная окраска у куропатки?

(покровительственную окраску у куропатки объяснить при помощи упражнения нельзя, так как она не может его окраску упражнять).

- Объясните слова Н. Зоболоцкого:

Природа хочет жить, и потому она

миллионы зёрен скармливает птицам.

Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

едва ли вырвется одна.

Проблема: Почему так происходит?

Ч. Дарвин утверждал, что в природе происходит накопление признаков, полезных для выживания вида. Поэтому этот процесс он назвал естественным отбором.

Цели урока (флипчарт, страница 4):

  • выявить причины изменения видов в природе.

  • распространяется ли действие отбора на человека.

Запись темы урока в тетради.

Мы разобьем материал урока на части, в каждой части необходимо будет выполнить ряд заданий, после чего сделать обобщающие выводы.

а). Работа с терминами (флипчарт, страница 6):

Наследственная изменчивость - свойство организмов, выражающееся в появлении новых

признаков у потомства.

Борьба за существование - стремление выжить в данных условиях.

Естественный отбор - выживание наиболее приспособленных к данным условиям организмов,

возможность оставить потомство и передать ему свои полезные признаки.

б). Давайте послушаем сообщение о биографии Ч.Дарвина (флипчарт, страница 7):

Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье врача. В университете он обучался сначала на медицинском, потом на богословском факультете и собирался стать священником. В то же время он проявлял большую склонность к естественным наукам, увлекался геологией, ботаникой и зоологией.

1831- 1836гг - кругосветное путешествие на корабле «Бигль».

1837 - 1859 гг. Работа над теорией происхождения видов.

1859г - книга "Происхождение видов путем естественного отбора".

Скончался 19 апреля 1882 г.

Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.

в). Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831- 1836гг) (флипчарт, страницы 8 -9):

Просмотр видеофрагмента «Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль», ответьте на ворос:

Какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов?

Наблюдения, сделанные Ч.Дарвином во время кругосветного путешествия.

(Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко).

г). А был ли Дарвин первым и единственным? (флипчарт, страница 10).

Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтверждаемых огромном количеством фактических положений. В 1858 году молодой английский ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи "О тенденции разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа". Эта статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного отбора.

д). Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина (флипчарт, страницы 11-16 ).

1. Каждый вид организма способен к неограниченному размножению. При этом признаки от родителей передаются потомкам (наследственность)

2. Потомки одних и тех же родителей разные (наследственная изменчивость) (флипчарт, страница 21).

3. Нехватка жизненных ресурсов приводит к борьбе за существование (флипчарт, страница 13).

Просмотр видеоролика

Работа по группам по заданию:

используя материал учебника на стр. 191- 192 под редакцией М.К. Гильманова изучите один из видов БЗС и выпишите их причины.

Виды борьбы за существование

1 группа

Внутривидовая (между особями одного вида) (флипчарт, страница 14):

2 группа

Межвидовая (между особями разных видов) (флипчарт, страница 15):

3 группа

Борьба с неблагоприятными условиями (высокие и низкие t, нехватка воды и пищи и т.д.) (флипчарт, страница 16):

4 группа

Решите биологические задачи:

1. Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление?

2. Луна - рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное время? Используйте для объяснения определенные положения эволюционной теории.

После выполнения работы, учащиеся каждой группы анализируют результаты.

У каждой группы получились свои результаты, можно ли опираясь на них сделать общий вывод? Обсуждение в группах.

В борьбе за существование выживает сильнейший.

  • Лев сильнее гиены, но это не значит, что он выживет.

  • Мы считаем, что выживает наиболее приспособленный.

  • В борьбе за существование побеждает тот, кто может конкурировать с особями своего вида и особями других видов.

Проблемный вопрос:

Как, по вашему мнению, какую форму борьбы за существование Ч.Дарвин считал наиболее острой и почему?

е). В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи (естественный отбор) (флипчарт, страниыа 17- 18):

Естественный отбор - процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению

более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными

признаками.

Результат - повышение приспособленности особей к условиям жизни и образование новых

видов

ж). Может ли отбор сохранять признаки невыгодные для отдельной особи?

Обсуждение в группах.

1.Если признак не выгоден для особи, значит, она погибнет и не оставит потомства. Значит, это не выгодно и для вида.

2.Самка паука поедает самца после спаривания, это не выгодно для самца, но выгодно для вида. 3. Многие самки погибают, защищая свое потомство. Значит, отбор закрепляет признак «сохранения потомства», хотя он и не выгоден отдельной особи.

4. Еще один пример: когда пчела жалит, она погибает, но выживает матка, которая дает потомство.

Виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Движущей силой изменения видов является естественный отбор

з). Значение теорииДарвина (флипчарт, страница 19):

Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем несвязанные, случайные, «Богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную

основу, установив изменяемость видов и преемственность между ними».

В.И. Ульянов

з). Синтетическая теория эволюции (СТЭ) - современная эволюционная теория, являющаяся синтезом генетики и дарвинизма и опирающаяся на палеонтологию, систематику и молекулярную биологию ( флипчарт, страницы 20 - 21):

Основные положения СТЭ:

  • единица эволюции - популяция.

  • элементарный материал эволюции -мутационная и рекомбинативная изменчивость.

  • элементарные факторы эволюции: естественный отбор, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция

  • элементарное эволюционное явление - стойкое направленное изменение генофонда популяции.

Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным. Понятие о естественном отборе существенно расширилось и углубилось благодаря развитию генетики, трудам И.И. Шмальгаузена и С.С. Четверикова.

а). Исправь ошибку (флипчарт, страница 22):

б). Определи форму борьбы за существование (флипчарт, страница 23)

в). При помощи ручки перетащите рисунки к виду борьбы за существование? (флипчарт, страница 24)

б). Распространяется ли действие отбора на человека (Применение знаний в нестандартной ситуации)?

Выводы урока (флипчарт, страница 23):

Основная движущая сила эволюции - естественный отбор на фоне борьбы за существование.

Материал для естественного отбора - наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная)

Результат эволюции органического мира - многообразие видов растений и животных,

приспособленных к условиям окружающей среды.

(флипчарт, страница 24):

Сегодня учение Дарвина признается многими учеными. Согласными ли вы с ними?

Какие положения теории эволюции вызывают у вас чувство бездоказательности, несогласия, сомнения? Как вы сами оцениваете причину такого своего отношения к данной теории?

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели теорию эволюции Ч. Дарвина, познакомились с основными положениями эволюционного учения, и на основании этого мы убедились, что эволюционный процесс применим не только к отдельной особи, но и ко всему органическому миру в целом.

(флипчарт, страница 25):

§ 39- 40 Напишите эссе на тему: «Существует ли естественный отбор у человека?»

(флипчарт, страница 26):

Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

Все ли получилось?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

Удовлетворены ли вы такой формой работы как сегодня?

Интернет - ресурсы:

1. videouroki.net Лазебник Н.К., ГУ средняя школа № 1 города Актобе Республика Казахстан

2. nashol.com›Разработка урока›Page-14.html

3.docme.ru›doc…uchenie…darvina…estestvennom-otbore…

4. tvorilife.com›darvinizm.html

5. uchportal.ru›Методические разработки› Презентация Соколова Е.М., учитель биологии МОУ «Осинская гимназия»

6. myshared.ru›Дарвин и происхождение видов

Р


















Р














ПП

НО





















Р

ПП













Р






ИП












НО

Р







Р







НО

ИП





Р

ЧП
































ПП

ИП










Р










Р






Р




Р





ПП



Р





Р










Р



Р




Коллект


















Фронтал














Работа в группах





















Коллект














Индивид






Индивид












Работа в парах







Коллект







Коллект






Работа в группах
































Работа в группах










Работа в группах









Коллект







Коллект














Индивид





Работа в группах


Коллект





Индивид










Индивид



Индивид

























+












+





























+





+










+







+





+





+



























+









+














+












+




















+











+


















+










+




+








+











+



+









+








+




+












+




+













© 2010-2022