Статья Работа с текстами на уроках биологии. ФГОС

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с текстами как средство формирования метапредметных действий»

Громенко Т.В.

МБОУ «Городская гимназия №1»


Актуальность представленных материалов связана с изменениями стандарта общего образования, модернизации российского образования через обновление его содержания. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, личностных, но и метапредметных результатов. В основе нового Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общие умения коммуникации являются одним из главных компонентов содержания современного образования. Эти умения формируются за счёт специальных видов работ в процессе прохождения всех учебных предметов и внеурочной деятельности [1].

Рассмотрим основные требования Стандарта к формированию общих умений коммуникации.

Умения общей коммуникации должны:

- специально планироваться учителем и учеником при составлении его индивидуальной образовательной программы, а затем рефлектироваться (аспект 1);

- быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом в учебном процессе (аспект 2);

- проверяться и учитываться (аспект3);

- контролироваться в ходе промежуточной и итоговой аттестации (аспект 4);

- обеспечиваться соответствующими учебными средствами (аспект 5) [1, 4].

Опираясь на понятие умений коммуникации, уточним специфику их формирования. Сущность процесса формирования умений коммуникации заключается в целенаправленном последовательном обеспечении:

- регулярной, распределённой по времени деятельной включённости учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса;

- регулярной рефлексии деятельности учащегося в ситуациях коммуникации;

-постановки в соответствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации учащегося - в совместном обсуждении результатов учащегося с учителем [3].

Под умениями общей коммуникации понимаются способы деятельности, которые позволяют школьнику оформлять свои мысли в тексты и понимать содержание чужих текстов:

- умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений;

- умение оформить свои мысли в письменный текст;

- умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

По форме все задания можно разделить на тексты - инструкции, задания в тестовой форме, алгоритмы и деформированные тексты. Текст - инструкция состоит из двух частей: непосредственно текста и перечня заданий, которые необходимо выполнить по мере его изучения

Второй тип заданий - это задания в тестовой форме открытого и закрытого типов. Особенность этих заданий в том, что в вопросы заложены действия, которые необходимо освоить для овладения определённым умением:

- выделять ключевые слова;

- определять смысл использованных понятий;

-определять главные и дополнительные мысли;

- подбирать примеры;

- находить верные утверждения;

-озаглавливать части текста;

- схематизировать текст.

К третьему типу заданий относятся алгоритмы и памятки, инструкции по выполнению практических работ. Важно, чтобы в алгоритмах раскрывался способ выполнения задания.

Ещё один тип заданий - деформированные тексты. Это могут быть задания, ориентирующие на поиск ошибок, составление связанного текста из предложений или дополнение отдельных частей предложений.

При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:

1) количество предложений должно быть небольшим;

2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений [3].

На уроках биологии имеются большие возможности для использования всех типов заданий для работы с текстами.

Задания, направленные на формирование

умений работать с письменными текстами


Осознанное беглое

чтение различных текстов

Адекватное восприятие письменной речи

Создание письменных высказываний, адекватно передающих прочитанную информацию

Составление планов, тезисов, конспектов

- пользуясь учебником, найдите …

- обратитесь к тексту учебника и обозначьте цифрами последовательность…

-используя текст, сравните…

-определите взаимосвязь…

-рассмотрите рисунок и объясните …

- используя схему учебника, составьте рассказ о …

- используя рисунок в учебнике, кратко заполните пропуски в тексте …

- опишите …

- обратитесь к тексту и обозначьте цифрами последовательность…

- по каким признакам можно разделить …

- заполните таблицу …

- заполните схему …

- пользуясь рисунком …, выделите признаки …

- свои наблюдения запишите в тетрадь;

- оформите наблюдения в виде отчёта;

- используя схему в учебнике, составьте краткий рассказ о …

- используя рисунок в учебнике, кратко опишите…

- заполните пропуски в тексте …

- для описания … используйте план;

- предложите методику опыта..

-заполните таблицу..

-заполните схему...

-составьте план текста

-составьте рассказ...

Задания, направленные на формирование

умений работать с устным текстом


Адекватное восприятие устной речи

Приведение примеров, формулирование выводов, подбор аргументов

Умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Умение перефразировать мысль, использовать выразительные средства

Владение монологической и диалогической речью

-выясните, какие растения в нашем регионе подлежат охране

- на основании, каких данных можно утверждать…

-какой опыт доказывает, что…

-приведите примеры …

-назовите изображённые объекты …

- какой опыт доказывает, что …

-по каким признакам можно разделить …

- рассмотрите рисунок … и объясните …

- пользуясь рисунком, выделите признаки …

- охарактеризуйте предмет (явление, процесс)…

- составьте краткий рассказ о …

- напишите кратко, в чём заключается …

- объясните, почему необходимо …

- какое значение имеют …

- опишите растение, животное …

- подготовьте рассказ …

- расскажите о …

- используя схему, расскажите о строении …(проведите наблюдение за …)

- подготовьте рассказ;

- оформите наблюдение в виде отчёта;

- используя схему, расскажите

Тема «Побег»

Прочитайте текст.

Одни побеги у растений состоят только из стебля, листьев и почек, их называют вегетативными. Другие побеги помимо вегетативных частей имеют цветки и называются генеративными.

1. Как вы понимаете слово «побег», можно ли его заменить другим словом, близким по смыслу?

2. Дайте определение понятиям «вегетативный побег», «генеративный побег».

3. Сделайте схемы вегетативных и генеративных побегов.

4. Перескажите текст своими словами.

Задания в тестовой форме

Прочитайте текст.

Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, а запасов его в организме нет. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия. Энергия необходима для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов.

Обведите правильные ответы.

1) Главная мысль абзаца:

А. Дыхание - это одна из функций организма.

Б. В процессе дыхания потребляется кислород.

В. Процесс дыхания обеспечивает жизнедеятельность организма.

Г. Дыхание - это потребление кислорода и выделение углекислого газа.

2) Примеры, подтверждающие главную мысль:

А. В результате выделяется энергия, необходимая для роста, движения, питания, размножения…

Б. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ.

В. Дышат все организмы.

Г. Запасов кислорода в организме нет.


Тема «Листопад»

Листопад - это естественное отделение листьев от стебля. В листьях накапливаются ненужные, и даже вредные вещества. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев. А нужные вещества оттекают в другие органы, где используются или накапливаются в запасающих тканях. Перед листопадом листья теряют зелёный цвет, так как хлорофилл разрушается, и становятся видны другие красящие вещества - пигменты жёлтого, красного т оранжевого цвета. Вот почему осенью деревья и кустарники багряно - красные.

1. Найдите цитату, подтверждающую причины листопада.

Литература

1.Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:scool.edu.ru|dok_edu.asp.-(Российский общеобразовательный портал).

2.Граник Г.Г. Как учить школьников работать с учебником [Текст] / Г.Г.Граник, С.Б.Бондаренко, Л.А.Концевая. - М.: Знание, 1987.

3.Горленко Н.М. Формирование информационно - коммуникативных умений при освоении предметного материала [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2010. - №6. - с.203 - 209.

4.Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся [Текст]: методическое пособие/ О.В.Запятая. - Красноярск, 2007.

5.Запятая О.В.Диагностика сформированности коммуникативных учебных действия у учащихся 5 - 7 классов / О.В. Запятая. - Волгоград: Учитель, 2014.- 71 с.


© 2010-2022