- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 7 класс биология
Рабочая программа 7 класс биология
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Е.В. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Воронежа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Биология»
7 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Животные» Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарёва И.Н.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы курса «Животные» для общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2005). Использовала планирование Н.Ф. Бодровой.
Рабочая программа по биологии опирается на учебник - В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:«Вентана - Граф», 2010. И рассчитана на 70 учебных часов.
Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (3), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, практические работы.
Лабораторные работы (11):
1. Строение и передвижение инфузории туфельки.
2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость
3. Внутреннее строение дождевого червя.
4 . Строение беззубки
5. Внешнее строение насекомого
6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
7. Особенность внешнего строения лягушки и её передвижение.
8. Внешнее строение птицы. Строение перьев
9. Строение скелета птицы
10.Изучение внешнего строения млекопитающего
11Строение скелета млекопитающих
Форма итоговой аттестации: срезовая работа
Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей
Цель программ:
-
Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Обучающие цели:
-
усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
-
формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
-
развитие знаний об основных методах биологической науки;
-
овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
-
воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
-
развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.
-
духовно - нравственное воспитание
При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.
Программа. Животные 7 класс. - В.М.Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. Биология 7 класс. 2005.
Учебник. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:«Вентана - Граф», 2010.
Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Поурочное планирование. Книга для учителя. Бодрова Н.Ф. 2000
Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Лабораторные работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.
Формы контроля различны, кроме лабораторных работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в животном мире путём логического рассуждения.
Учебно - тематический план
Название темы
Количество часов
Лабораторные и практические работы
Тема1 Общие сведения о многообразии животных и их жизни
6
Тема 2 Простейшие, или одноклеточные
4
1
Тема3.Тип Кишечнополостные
2
Тема 4.Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви
6
2
Тема 5 Тип Моллюски
4
1
Тема 6.Тип Членистоногие
8
1
Тема 7.Тип Хордовые
33
6
Тема 8.Развитие животного мира на Земле
1
Заключение
1
Резервное время
5
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
значение видового многообразия животного мира;
-
роль животных в природе и жизни человека;
-
связи животных со средой обитания;
-
особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп (на примере типичных объектов);
-
отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;
-
основные систематические категории изучаемых животных;
-
экологические факторы, влияющие на животных;
-
роль животных в пищевых цепях в биоценозах;
-
влияние деятельности человека на животный мир;
-
редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;
-
правила и нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
-
проводить наблюдения за животными;
-
ухаживать за животными уголка живой природы;
-
пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;
-
определять виды наиболее распространенных животных родного края (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);
-
составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;
-
владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;
-
проводить просветительскую работу но охране животных.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
по плану
фактически
Тема 1. Общие сведения о многообразии животных и их жизни (6ч)
1
3.09.15
Животные - особое царство живых организма
ИНМ
2
4.09
Общий обзор строения организма животного
К
3
10.09
Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе
К
4
11.09
Место и роль животных в природных сообществах
К
5
17.09
Влияние человека на животных
К
6
18.09
Краткая история развития зоологии. Систематика животных
ОСЗ
тест
Тема 2. Простейшие, или одноклеточные (4 ч)
1/7
24.09
Общая характеристика простейших. Обыкновенная амёба как одноклеточный организм
ИНМ
2/8
25.09
Эвглена зелёная: растение или животное? Вольвокс - колониальный жгутиконосец.
К
3/9
1.10
Инфузория - туфелька как представитель наиболее сложно организованных простейших Л.Р.Строение и передвижение инфузории туфельки.
К
Л.Р
4/10
2.10
Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека
ОСЗ
тест
Тема3.Тип Кишечнополостные (2ч)
1/11
8.10
Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра.
ИНМ
2/12
9.10
Многообразие кишечнополостных Их значение в природе и жизни человека
К
с.р
Тема4.Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (6ч)
1/13
15.10
Общая характеристика плоских червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей
ИНМ
2/14
16.10
Свиной (или бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей
К
3/15
22.10
Общая характеристика круглых червей. Человеческая аскарида
К
4/16
23.10
Общая характеристика кольчатые червей, их многообразие и значение
Л.Р.Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость
К
Л.Р.
5/17
29.10
Внутреннее строение дождевого червя. Л.Р. Внутреннее строение дождевого червя.
К
Л.Р.
6/18
30.10
Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей. Их значение и место в эволюции животного мира
ОСЗ
тест
Тема 5 Тип Моллюски (4ч)
1/19
12.11
Общая характеристика моллюсков Класс Брюхоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности
ИНМ
2/20
13.11
Класс Двустворчатые моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности Л.Р. Строение беззубки
СЗУН
Л.Р.
3/21
19.11
Класс Головоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности
К
4/22
20.11
Многообразие моллюсков и их значение в природе и жизни человека
ОСЗ
Тема 6.Тип Членистоногие (8ч)
1/23
26.11
Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака.
ИНМ
2/24
27.11
Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика ракообразных
К
3/25
3.12
Паукообразные: особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере паука - крестовика
К
4/26
4.12
Многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных
К
5/27
10.12
Насекомые: особенности строения и процессов жизнедеятельности Л.Р. Внешнее строение насекомого.
СЗУН
ЛР.
6/28
11.12
Важнейшие отряды насекомых.
К
7/29
17.12
Общая характеристика насекомых. Их значение в природе и жизни человека
К
8/30
18.12
Беспозвоночные животные : от простейших до членистоногих
ОСЗ
Тема 7.Тип Хордовые (33ч)
1/31
24.12
Общая характеристика типа Хордовые
Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники
ИНМ
2/32
25.12
Подтип Позвоночные. Общая характеристика
ИНМ
3/33
Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде Л.Р. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
К
ЛР
4/34
Особенность внутреннего строения рыбы
К
5/35
Особенность поведения рыб. Их размножение и развития
К
6/36
Основные систематические группы рыб
К
7/37
Значение рыб в природе охрана рыбных богатств
К
8/38
Рыбы - водные обитатели.
СЗУН
тест
9/39
Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки в связи со средой обитания. Л.Р. Особенность внешнего строения лягушки и её передвижение.
ИНМ
ЛР
10/40
Внутреннее строение лягушки
К
11/41
Годовой цикл жизни земноводных
К
12/42
Многообразие, значение и охрана земноводных
К
тест
13/43
Класс Пресмыкающиеся Общая характеристика пресмыкающихся. Особенности строения и процессов их жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы
ИНМ
14/44
Многообразие, значение охрана пресмыкающихся
К
15/45
Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту. Л.Р. Внешнее строение птицы. Строение перьев
СЗУН
Л.Р.
16/46
Особенность опорно - двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полёту
Л.Р. Строение скелета птицы
СЗУН
ЛР
17/47
Внутреннее строение птиц
К
18/48
Размножение и развитие птиц
К
19/49
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц
К
20/50
Систематические группы птиц
К
тест
21/51
Экологические группы птиц
К
22/52
Значение птиц и их охрана
К
СР
23/53
Птицы - обитатели воздушных пространств
СЗУН
24/54
Класс Млекопитающие Общая характеристика. Особенности внешнего строения млекопитающих. Л.Р. Изучение внешнего строения млекопитающего
ИНМ
ЛР
25/55
Внутреннее строение млекопитающих Л.Р. Строение скелета млекопитающих
К
Л.Р.
26/56
Размножение и развитие млекопитающих
К
27/57
Годовой жизненный цикл млекопитающих
К
28/58
Основные отряды млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные
К
тест
29/59
Основные отряды млекопитающих: ластоногие, китообразные, парнокопытне, непарнокопытне, хоботные, приматы.
К
30/60
Экологические группы млекопитающих.
ИНМ
31/61
Значение млекопитающих и их охрана
К
32/62
Млекопитающие - высокоорганизованные теплокровные животные
К
тест
33/63
Хордовые: от ланцетника до человека.
ОСЗ
Тема 8.Развитие животного мира на Земле (1)
1/64
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
ИНМ
Заключение (1ч)
1/65
Прощай зоология
ЗУН
66
Резервное время
67
Резервное время
68
Резервное время
69
Резервное время
70
Резервное время
Учебно - методическое обеспечение и литература
Программа. Животные. 7 класс. В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва.2005
Учебник. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. 2010
Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Вентана- Граф, 2010
Изучение курса «Зоология». Книга для учителя/ авт. Бодрова Н.Ф.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2000
Основная.
-
Демьянков Е.Н Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
-
М.В. Оданович Биология.7-8 классы: Тесты - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Лернер, Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Г.И.Лернер Контрольные и самостоятельные работы - М.: Эксмо, 2007.
-
Сухова Т.С Тесты по биологии. 6 -7 кл.: Учебно - метод. пособие/ авт.-М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная.
-
Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ООО Метода.2014
-
Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя./ авт.Демьянков Е.Н. - М.:Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
-
Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007.
-
Никишов А.И.Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии. - М.: Просвещение, 1994.
-
М.В. Оданович Биология.7-8 классы: Тесты - Волгоград: Учитель, 2007
-
Г.Н. Панина,Г.А. Павлова. Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008
-
Пугал идр.Биология 9(8): Человек. Практикум по гигиене.- М.:АРКТИ, 2002.
-
Реймерс Н.Ф. основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997
-
Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007
-
Суматохин С.В. Животные. 7 класс: метод. Пособие.- М.: Мнемозина,2011.
-
Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые.- М.: Просвещение, 1982.
-
Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Беспозвоночные.- М.: Просвещение, 1982.