Рабочая программа 7 класс биология

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Воронежа









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовой Е. В.


I квалификационная категория


по учебному курсу


«Биология»


7 класс





Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Животные» Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарёва И.Н.

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы курса «Животные» для общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2005). Использовала планирование Н.Ф. Бодровой.

Рабочая программа по биологии опирается на учебник - В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:«Вентана - Граф», 2010. И рассчитана на 70 учебных часов.

Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (3), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, практические работы.

Лабораторные работы (11):

1. Строение и передвижение инфузории туфельки.

2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость

3. Внутреннее строение дождевого червя.

4 . Строение беззубки

5. Внешнее строение насекомого

6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

7. Особенность внешнего строения лягушки и её передвижение.

8. Внешнее строение птицы. Строение перьев

9. Строение скелета птицы

10.Изучение внешнего строения млекопитающего

11Строение скелета млекопитающих

Форма итоговой аттестации: срезовая работа

Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей

Цель программ:

  • Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Обучающие цели:

  • усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;

  • формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

  • развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.

  • духовно - нравственное воспитание

При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.

Программа. Животные 7 класс. - В.М.Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. Биология 7 класс. 2005.

Учебник. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:«Вентана - Граф», 2010.

Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Поурочное планирование. Книга для учителя. Бодрова Н.Ф. 2000

Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Лабораторные работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.

Формы контроля различны, кроме лабораторных работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в животном мире путём логического рассуждения.

Учебно - тематический план


Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Тема1 Общие сведения о многообразии животных и их жизни

6


Тема 2 Простейшие, или одноклеточные

4

1

Тема3.Тип Кишечнополостные

2


Тема 4.Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви

6

2

Тема 5 Тип Моллюски

4

1

Тема 6.Тип Членистоногие

8

1

Тема 7.Тип Хордовые

33

6

Тема 8.Развитие животного мира на Земле

1


Заключение

1


Резервное время

5



Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • значение видового многообразия животного мира;

  • роль животных в природе и жизни человека;

  • связи животных со средой обитания;

  • особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп (на примере типичных объектов);

  • отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;

  • основные систематические категории изучаемых животных;

  • экологические факторы, влияющие на животных;

  • роль животных в пищевых цепях в биоценозах;

  • влияние деятельности человека на животный мир;

  • редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;

  • правила и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения за животными;

  • ухаживать за животными уголка живой природы;

  • пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;

  • определять виды наиболее распространенных животных родного края (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);

  • составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;

  • владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;

  • проводить просветительскую работу но охране животных.

Календарно - тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

фактически

Тема 1. Общие сведения о многообразии животных и их жизни (6ч)

1

3.09.15

Животные - особое царство живых организма

ИНМ

2

4.09

Общий обзор строения организма животного

К

3

10.09

Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе

К

4

11.09

Место и роль животных в природных сообществах

К

5

17.09

Влияние человека на животных

К

6

18.09

Краткая история развития зоологии. Систематика животных

ОСЗ

тест

Тема 2. Простейшие, или одноклеточные (4 ч)

1/7

24.09

Общая характеристика простейших. Обыкновенная амёба как одноклеточный организм

ИНМ

2/8

25.09

Эвглена зелёная: растение или животное? Вольвокс - колониальный жгутиконосец.

К

3/9

1.10

Инфузория - туфелька как представитель наиболее сложно организованных простейших Л.Р.Строение и передвижение инфузории туфельки.

К

Л.Р

4/10

2.10

Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека

ОСЗ

тест

Тема3.Тип Кишечнополостные (2ч)

1/11

8.10

Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра.

ИНМ

2/12

9.10

Многообразие кишечнополостных Их значение в природе и жизни человека

К

с.р

Тема4.Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (6ч)

1/13

15.10

Общая характеристика плоских червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей

ИНМ

2/14

16.10

Свиной (или бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей

К

3/15

22.10

Общая характеристика круглых червей. Человеческая аскарида

К

4/16

23.10

Общая характеристика кольчатые червей, их многообразие и значение

Л.Р.Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость

К

Л.Р.

5/17

29.10

Внутреннее строение дождевого червя. Л.Р. Внутреннее строение дождевого червя.

К

Л.Р.

6/18

30.10

Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей. Их значение и место в эволюции животного мира

ОСЗ

тест

Тема 5 Тип Моллюски (4ч)

1/19

12.11

Общая характеристика моллюсков Класс Брюхоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности

ИНМ

2/20

13.11

Класс Двустворчатые моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности Л.Р. Строение беззубки

СЗУН

Л.Р.

3/21

19.11

Класс Головоногие моллюски: особенности строения и процессов жизнедеятельности

К

4/22

20.11

Многообразие моллюсков и их значение в природе и жизни человека

ОСЗ

Тема 6.Тип Членистоногие (8ч)

1/23

26.11

Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака.

ИНМ

2/24

27.11

Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика ракообразных

К

3/25

3.12

Паукообразные: особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере паука - крестовика

К

4/26

4.12

Многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных

К

5/27

10.12

Насекомые: особенности строения и процессов жизнедеятельности Л.Р. Внешнее строение насекомого.

СЗУН

ЛР.

6/28

11.12

Важнейшие отряды насекомых.

К

7/29

17.12

Общая характеристика насекомых. Их значение в природе и жизни человека

К

8/30

18.12

Беспозвоночные животные : от простейших до членистоногих

ОСЗ

Тема 7.Тип Хордовые (33ч)

1/31

24.12

Общая характеристика типа Хордовые

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

ИНМ


2/32

25.12

Подтип Позвоночные. Общая характеристика

ИНМ

3/33

Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде Л.Р. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

К

ЛР

4/34

Особенность внутреннего строения рыбы

К

5/35

Особенность поведения рыб. Их размножение и развития

К

6/36

Основные систематические группы рыб

К

7/37

Значение рыб в природе охрана рыбных богатств

К

8/38

Рыбы - водные обитатели.

СЗУН

тест


9/39

Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки в связи со средой обитания. Л.Р. Особенность внешнего строения лягушки и её передвижение.

ИНМ

ЛР

10/40

Внутреннее строение лягушки

К

11/41

Годовой цикл жизни земноводных

К

12/42

Многообразие, значение и охрана земноводных

К

тест

13/43

Класс Пресмыкающиеся Общая характеристика пресмыкающихся. Особенности строения и процессов их жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы

ИНМ

14/44

Многообразие, значение охрана пресмыкающихся

К

15/45

Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту. Л.Р. Внешнее строение птицы. Строение перьев

СЗУН

Л.Р.

16/46

Особенность опорно - двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полёту

Л.Р. Строение скелета птицы

СЗУН

ЛР

17/47

Внутреннее строение птиц

К

18/48

Размножение и развитие птиц

К

19/49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

К

20/50

Систематические группы птиц

К

тест

21/51

Экологические группы птиц

К

22/52

Значение птиц и их охрана

К

СР

23/53

Птицы - обитатели воздушных пространств

СЗУН

24/54

Класс Млекопитающие Общая характеристика. Особенности внешнего строения млекопитающих. Л.Р. Изучение внешнего строения млекопитающего

ИНМ

ЛР

25/55

Внутреннее строение млекопитающих Л.Р. Строение скелета млекопитающих

К

Л.Р.

26/56

Размножение и развитие млекопитающих

К

27/57

Годовой жизненный цикл млекопитающих

К

28/58

Основные отряды млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные

К

тест

29/59

Основные отряды млекопитающих: ластоногие, китообразные, парнокопытне, непарнокопытне, хоботные, приматы.

К

30/60

Экологические группы млекопитающих.

ИНМ

31/61

Значение млекопитающих и их охрана

К

32/62

Млекопитающие - высокоорганизованные теплокровные животные

К

тест

33/63

Хордовые: от ланцетника до человека.

ОСЗ

Тема 8.Развитие животного мира на Земле (1)

1/64

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

ИНМ

Заключение (1ч)

1/65

Прощай зоология

ЗУН

66

Резервное время

67

Резервное время

68

Резервное время

69

Резервное время

70

Резервное время

Учебно - методическое обеспечение и литература

Программа. Животные. 7 класс. В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва.2005

Учебник. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. 2010

Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Вентана- Граф, 2010

Изучение курса «Зоология». Книга для учителя/ авт. Бодрова Н.Ф.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2000

Основная.

  • Демьянков Е.Н Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

  • М.В. Оданович Биология.7-8 классы: Тесты - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Лернер, Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Г.И.Лернер Контрольные и самостоятельные работы - М.: Эксмо, 2007.

  • Сухова Т.С Тесты по биологии. 6 -7 кл.: Учебно - метод. пособие/ авт.-М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная.

  • Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ООО Метода.2014

  • Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя./ авт.Демьянков Е.Н. - М.:Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

  • Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007.

  • Никишов А.И.Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии. - М.: Просвещение, 1994.

  • М.В. Оданович Биология.7-8 классы: Тесты - Волгоград: Учитель, 2007

  • Г.Н. Панина,Г.А. Павлова. Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008

  • Пугал идр.Биология 9(8): Человек. Практикум по гигиене.- М.:АРКТИ, 2002.

  • Реймерс Н.Ф. основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997

  • Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007

  • Суматохин С.В. Животные. 7 класс: метод. Пособие.- М.: Мнемозина,2011.

  • Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые.- М.: Просвещение, 1982.

  • Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Беспозвоночные.- М.: Просвещение, 1982.

© 2010-2022