РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

     Данная рабочая программа составлена с учётом: -  Федерального Государственного стандарта средней (полной школы), приказ №1089 от 05.03.2004.г  -  Примерной программы  среднего (полного) общего образования по биологии 2004 года (базовый уровень). - Годового  календарного учебного графика МБОУ ОстровянскаяСОШ на 2014 – 2015 уч. год. - Программы для общеобразовательных учреждений  по биологии В.В. Пасечника.  М. «Дрофа»,3 издание 2011 г. - Рабочая программа  ориентирована на использование уче...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

БИОЛОГИЯ 8 кл



Данная рабочая программа составлена с учётом:

- Федерального Государственного стандарта средней (полной школы), приказ №1089 от 05.03.2004.г

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии 2004 года (базовый уровень).

- Годового календарного учебного графика МБОУ ОстровянскаяСОШ на 2014 - 2015 уч. год.

- Программы для общеобразовательных учреждений по биологии В.В. Пасечника. М. «Дрофа»,3 издание 2011 г.

- Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Колесов Д.В. Биология. Человек 8 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреж./ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. 10е изд. Стереотип.- М.: Дрофа, 2012г;, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рекомендованный МО и науки Российской Федерации и входящий в федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ от 19.12. 2012 г. № 1067на 2014-2015 учебный год.

На изучение предмета «Человек и его здоровье» отводится 70 часов, 2 часа в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учетом годового календарного учебного графика, расписания занятий, согласованного с ТО Управления Роспотребнадзора в Орловском районе, рабочая программа будет реализована в полном объёме 70 час, за счет объединения уроков: №70 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды» и № 69«Обобщение» (1 час) Фактически 69 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены. Приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека , наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей , а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы , предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний» , сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.



























Перечень основных федеральных нормативных правовых документов,

обеспечивающих реализацию программы



Федеральные законы:

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011 год).

Федеральные постановления:

- постановление правительства от 19.03.2001 № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 № 1058, от 20.07.2007 № 459. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Федеральные письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

Региональные приказы:

- приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2013 - 2014 учебный год»

Методические рекомендации: ГБОУ ДПО РО «»Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Методические рекомендации по реализации примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих основные общеобразовательные программы.



















Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение

следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мерпрофилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.

Задачи раздела «Человек» (8 класс )

обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.





































Структура курса.



№ п\п

Название радела

Кол-во час.

по плану

фактически

1.

Введение.

2

2

2.

Происхождение человека.

3

3

3.

Строение организма.

5

5

4.

Опорно-двигательная система.

8

8

5.

Внутренняя среда организма.

3

3

6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

6


Дыхательная система.

5

5

7.

Пищеварительная система.

5

5

8.

Обмен веществ и энергии.

4

4

9.

Покровные органы. Терморегуляция.

4

4

10.

Нервная система.

5

5

11.

Анализаторы.

5

5

12.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

4

4

13.

Эндокринная система.

3

3

14.

Индивидуальное развитие организма.

7

6


ВСЕГО:

70

69







Контрольные работы.

Биология 8 класс

№ п/п

Тема

Дата

1.

« Строение организма человека»

03.10

2.

«Опорно-двигательная система»

07.11

3.

» Внутренняя среда организма. Кровеносная система»

10.12

4.

«Дыхательная система

26.12

5.

«Пищеварение. Обмен веществ»

11.02

6.

«Нервная система»

13.03

7.

«ВНД»

08.05





































Перечень лабораторных работ.

Биология 8 класс.

Тема

Дата

.

Лаб. раб.№1 « Распознавание на табл. Органов и систем органов человека»

19.09

Лабораторная работа №2» Изучение микроскопического строения ткани.

26.09

Лабораторная работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

08.10

Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего вида отдельных конечностей»

15.10

Лабораторная работа №5 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

22.10

Лабораторная работа №6. «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

12.11

Лабораторная работа №7 « Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

28.11

Лабораторная работа №8» Измерение кровяного давления»

03.12

Лабораторная работа №9 «Изучение приемов остановки капиллярного . артериального и венозного кровотечений»

05.12

Лабораторная работа № 10 «Определение частоты дыхания»

24.12

Лабораторная работа №11 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал»

16.01

Лабораторная работа №12 «Определение норм рационального питания»

30.01

Лабораторная работа №13 «Изучение строения головного мозга по муляжам»

04.03

Лабораторная работа №14 «Изучение изменения размера зрачка»

20.03

Лабораторная работа №15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

20.05













Календарно-тематическое планирование

Биология: «Человек и его здоровье» 8 класс.



№ урока

Дата

Раздел. Тема.

Кол-во ч.

Контроль

по плану

Факти

чески


Л.р.

П.р.

К.р.




Введение

2




1.

1

03.09

Биологическая и социальная природа человека. Наука об организме человека.




2.

2

05.09

Становление наук о человеке.




Происхождение человека.

3




3.

3

10.09

Систематическое положение человека.




4.

4

12.09

Историческое прошлое людей.




5.

5

17.09

Расы человека.




Клеточное строение организма. Ткани.

5




6.

6

19.09

Общий обзор организма человека.

Лабораторная работа №1

+



7.

7

24.09

Клеточное строение организма.




8.

8

26.09

Ткани. Лабораторная работа №2


+




9.

9

01.10

Рефлекторная регуляция




10.

10

03.10

Контрольная работа « Строение организма человека»



+

Опорно-двигательная система.

8




11.

11

08.10

Значение опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №3

+



12.

12

10.10

Скелет человека. Основной скелет.




13.

13

15.10

Скелет поясов и свободных конечностей. Лабораторная работа №4 .

+



14.

14

17.10

Строение мышц.




15.

15

22.10

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №5

+



16.

16

24.10

Осанка. Предупреждение плоскостопия.




17.

17

05.11

Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы.




18.

18

07.11

Контрольная работа №2. «Опорно-двигательная система»



+

Внутренняя среда организма.

3




19.

19

12.11

Кровь и компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа №6.

+



20.

20

14.11

Борьба организма и инфекцией. Иммунитет.




21.

21

19.11

Иммунология на службе здоровья.




Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6




22.

22

21.11

Транспортные системы организма.




23.

23

26.11

Круги кровообращения




24.

24

28.11

Строение и работа сердца.

Лабораторная работа №7.

+



25.

25

03.12

Движение крови по сосудам.

Лабораторная работа №8

+



26.

26

05.12

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа №9

+



27.

27

10.12

Контрольная работа №3.» Внутренняя среда организма. Кровеносная система»



+

Дыхательная система

5




28

28

12.12

Значение дыхания. Органы дыхания. Заболевания дыхательных путей.




29.

29

17.12

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.




30.

30

19.12

Механизмы вдоха и выдоха.

Регуляция дыхания.




31.

31

24.12

Функциональные возможности дыхательной системы.

Лабораторная работа №10

+



32.

32

26.12

Контрольная работа №4 «Дыхательная система»



+

Пищеварительная система.

5




33.

33

14.01

Пищеварение.




34.

34

16.01

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа №11.

+



35.

35

21.01

Пищеварение в тонкой полости кишечника. Барьерная роль печени.




36.

36

23.01

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.




37.

37

28.01

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения.




Обмен веществ и энергии.

4




38.

38

30.01

Обмен веществ и энергии. Лабораторная работа № 12.

+



39.

39

04.02

Витамины, их роль в обмене веществ.




40.

40

06.02

Энерготраты человека в пищевой рацион.




41.

41

11.02

Контрольная работа №5 «Пищеварение. Обмен веществ»



+

Покровные органы. Терморегуляция.

4




42.

42

13.02

Кожа-наружный покровный орган.




43.

43

18.02

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.




44.

44

20.02

Терморегуляция организма. Закаливание.




45.

45

25.02

Значение органов выделения.




Нервная система.

5




46.

46

27.02

Значение нервной системы. Спинной мозг.




47.

47

04.03

Строение головного мозга. Лабораторная работа № 13.

+



48.

48

06.03

Функции переднего мозга.




49.

49

11.03

Соматический и автономный отдел нервной системы.




50

50

13.03

Контрольная работа №:6 «Нервная система»



+

Анализаторы.

5




51.

51

18.03

Анализаторы. Строение и функции.




52.

52

20.03

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №14

+



53.

53

01.04

Предупреждение глазных болезней. Гигиена зрения.




54.

54

03.03

Слуховой анализатор. Строение.




55.

55

08.04

Орган вкуса. Обоняние.




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

4




56.

56

10.04

Вклад отечественных ученых в разработку о ВНД.




57.

57

15.04

Врожденные и приобретенные программы поведения.




58.

58

17.04

Сон и сновидения. Биологические ритмы.




59.

59

22.04

Особенности ВНД. Речь и мышление.




60.

60

24.04

Воля, эмоции, внимание.




Эндокринная система

3




61.

61

29.04

Роль эндокринной регуляции.




62.

62

06.05

Строение и функции желез внутренней секреции.




63.

63

08.05

Контрольная работа №7.



+

Индивидуальное развитие организма.

7




64.

64

13.05

Жизненные циклы. Размножение.




65.

65

15.05

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.




66.

66

20.05

Наследственные и врожденные заболевания.Лабораторная работа № 15.

+



67.

67

22.05

Развитие ребенка после рождения.




68.

68

27.05

Интересы, склонности, способности.




69.

69

29.05

Обобщение.




70.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды.






Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии наорганизм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

Уметь:

- распознавать органы и их топографию, системы органов;

- объяснять связь между строением и функциями органов;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.



















Информационно-методическое обеспечение

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) - СПб.: Паритет, 2006г.

Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;

Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

^ 7. MULTIMEDIA - ПОДДЕРЖКА КУРСА:

«Анатомия в картинках», 2005;

«Анатомия в игровой форме», 2005г.,

«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

«Уроки биологии в 8 классе».

«Анатомический атлас», 2005









Критерии оценивания

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.































































































































© 2010-2022