Рабочая тетрадь по экологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по экологии


Контрольные вопросы

1. Что такое экология?

2. Что означает термин «экология» ?

2. Кто впервые применил термин «экология» ?

3. Каковы задачи биоэкологии ?

4. Что является предметом изучения экологии ?

5. Назовите разделы экологии.

6. С какими науками связана современная экология ?

7. Перечислите методы исследования экологии.


Биосфера

Рабочая тетрадь по экологии

Укажи границы биосферы:

В литосфере _________________

В гидросфере _________________

В атмосфере _________________

Продолжи фразы:

Основные массы пресной воды находятся в … __________________________________

Земная кора в основном состоит из …__________________________________________

В атмосфере Земли основным является газ - …__________________________________

Живое вещество - это … ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Косное вещество - это … ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Биогенное вещество - … ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Биокосное вещество - … ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Составь таблицу свойств живого вещества:

Свойство живого вещества

примеры

1_________________________

_________________________

_________________________

2_________________________

_________________________

_________________________

3_________________________

_________________________

_________________________

4_________________________

_________________________

_________________________

5_________________________

_________________________

_________________________

6_________________________

_________________________

_________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Контрольные вопросы

1. Назови и охарактеризуй структурные оболочки Земли.

2. Что такое биосфера

3. Кто из учёных создал учение о биосфере?

4. Назови границы биосферы.

5. Какие факторы ограничивают распространение жизни за пределы биосферы?

6. В каких частях биосферы наблюдается максимальная плотность жизни?

7. Кто из учёных создал учение о биосфере?

8. Что такое озоновый экран? В чём состоит его значение для биосферы?

9. Какие типы веществ выделил Вернадский?

10. Охарактеризуйте основные свойства живого вещества.

11. Перечисли функции живого вещества.

Круговорот веществ в природе

Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидро­сферой и живыми организмами.

Большой круговорот веществ происходит при взаимодействии солнечной энергии с глу­бинной энергией Земли и осуществляет перераспределение ве­щества между биосферой и более глубокими горизонтами Зем­ли.

Закончи фразу:

Атмосфера в основном состоит из … _____________________________________

Фосфор поступает в атмосферу … _______________________________________

Газ, количество которого в современной атмосфере постепенно увеличивается … ________________________________________________________________________

Атмосферный азот образуется в основном …______________________________

В результате жизнедеятельности микроорганизмов на Земле образовались залежи … _________________________________________________________________

Растения используют его в процессе фотосинтеза из атмосферы для образования органических соединений … _________________________________________________

Все растения выделяют его в процессе фотосинтеза … ______________________

Газ, являющийся причиной выпадения кислотных осадков __________________

В круговороте какого вещества участвуют хемосинтезирующие и денитрифицирующие бактерии? ______________________________________________

Этот газ, поглощаясь водой океана соединяется с кальцием и образует мощные толщи карбонатных пород. ___________________________________________________

Где вырабатывается основная часть кислорода, на суше или в Мировом океана? __________________________________________________________________________

Большая часть углекислого газа современной атмосферы выделяется … __________________________________________________________________________

Газ, количество которого в современной атмосфере постепенно уменьшается … __________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь по экологии


Впиши данные организмы в таблицу: гусеница, растение, дождевые черви, мышь, лось, муравьи, клён, орёл, злак, шакал.

Продуценты

консументы

редуценты

эврифаги











У консументов римской цифрой отметь порядок.

Самостоятельно заполни последнюю графу.

Законы биологической про­дуктивности

Покажите передачу энергии в пищевой цепи:

растения - землеройка - дождевой червь - листовой опад - лисица.

______________________________________________________________________

Белый медведь живёт только там, где имеются три условия: холодная вода, пища, дрейфующие льды. Какова будет пищевая цепь с его участием?

______________________________________________________________________

Составьте цепи питания, в которых участвуют домашние животные.

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Составьте схему, которая показывает связь между водными и наземными экосистемами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте пищевую сеть, имеющую место в смешанном лесу:

Сосна, глухарь, белка, куница, сосновый пилильщик, дуб, кабан, комар, дождевой червь, маслёнок, дятел, синица, зяблик.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте пищевую сеть, имеющую место в лиственном лесу:

Берёза, дождевой червь, личинка майского жука, синица, подберёзовик, бабочка, сова, слизень, летучая мышь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Свинка - крестьянская копилка».

«Корова на дворе - еда на столе».

Понятие экологического равновесия

Рабочая тетрадь по экологии

Ярусность - обычно следствие межвидовой конкуренции за свет и воду у растений и за пищу у животных. Это обеспечивает более полное использование среды и более высокую продуктивность.

Каждый ярус населён определёнными насекомыми, птицами, зверями. Например, на верхнем ярусе охотится большая синица, ниже - дятел и королёк, ещё ниже - пищуха, и в самом нижнем над почвой - мухоловка. На разной высоте расположены и гнёзда птиц. Корневые системы разных растений также расположены «этажами».

1. Составьте «этаж леса» из предложенных организмов: грибница, берёза, подберёзовик, лишайники, орешник, ландыш, корни растений, рябина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Составьте схему первичной и вторичной сукцессии природных сообществ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


  1. Поясните, почему на вырубке улучшаются рост и состояние подроста, причиной чего являются:

А) затемнение и конкуренция корней взрослых деревьев

Б) усиление конкуренции корней со взрослыми деревьями

В) осветление и ослабление конкуренции корней со взрослыми деревьями

Рабочая тетрадь по экологии

Контрольные вопросы


  1. Что такое экологическое равновесие?

  2. Назовите биотические части экосистем

  3. Назовите абиотические компоненты экосистем

  4. Какие бывают изменения в экосистеме?

  5. Что такое сукцессии?

  6. Когда и почему они происходят?

  7. Как классифицируют сукцессии?

  8. Чем вызвана вторичная сукцессия?

  9. Как долго происходят сукцессии?

  10. Какое сообщество называют климаксным?

  11. Что такое эвтрофикация?

  12. Что значит рациональное природопользование?

  13. Какие взаимоотношения между организмами бывают?

  14. Что такое конкуренция? Приведите примеры

  15. За что конкурируют растения? Животные?

  16. Что происходит со слабой особью?

  17. Что такое хищничество? Примеры.

  18. Перечислите сигнальные взаимоотношения.

  19. Что такое феромоны?

  20. Что такое аллелопатия?

  21. Какие сигнальные взаимоотношения используют птицы? Рыбы? Животные?

Лягушки?



Среды жизни и экологические факторы

Заполни таблицу «экологические факторы»: животные, температура, автомагистраль, растения, почва, завод, таракан, дождь, теплица, лес, иней, атмосфера, загрязнение гидросферы, облака, горы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Абиотические

биотические

антропогенные






Допишите свои примеры

Вопрос с короткими ответами

Выберите признаки, характерные для специфи­ческих условий жизни в определенной среде.

Ответы:

Наземно-воздушная среда - _________________________________________________

Водная среда - _________________________________________________

Живой организм - _________________________________________________

Коды ответов:

1) мягкий температурный режим

2) достаточно высокая плотность среды

3) сравнительно малая плотность среды

4) ограниченность кислорода

5) резкие изменения температуры

6) различный солевой состав

7) практически неограниченный запас пищи

8) относительная стабильность условий

9) практически полное отсутствие кислорода

10) активное сопротивление среды обитания

11) относительно постоянное количество кисло­рода

Абиотические факторы среды

1. К абиотическим компонентам экосистемы относят

  1. продуцентов 1) компоненты живой природы

  2. консументов 2) все факторы, связанные с деятельностью человека

  3. воздух в почве 3) компоненты неживой природы

4) редуцентов 4) факторы живой и неживой природы

2. Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане:

  1. минералы

  2. свет

  3. азот

  4. кислород

Выбери правильный ответ:

Тепловыми являются:_______________________________________________________

Какие лучи убивают болезнетворные бактерии:_________________________________

Какие лучи не воспринимаются человеческим глазом_____________________________

Белый свет - это:__________________________________________________________

Какие лучи способствуют образованию в организме витамина Д___________________

Какие лучи регулируют суточную активность большинства живых организмов?_____

1) ультрафиолетовые лучи

2) лучи видимого света

3) инфракрасные лучи

4) ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

Выбери правильный ответ:

Обитатели мест недостаточного увлажнения:________________________________

Растения и животные, обитающие в местах повышенного увлажнения:____________

Обитатели мест умеренного увлажнения:_____________________________________

1) гигрофиты

2) мезофиты

3) ксерофиты

4) гетеротрофы

Выбери правильный ответ:

Холоднокровные:___________________________________________________________

Теплокровные:_____________________________________________________________

  1. животные, температура тела которых постоянна

  2. беспозвоночные животные и земноводные

  3. организмы с непостоянной температурой тела

  4. птицы и млекопитающие

  5. рыбы и пресмыкающиеся

Биотические взаимоотношения между организмами

Тип межвидовых

взаимодействий

Вид А

Вид В

Пример

1. Нейтрализм

2. Конкуренция

3. Мутуализм

(симбиоз)

4. Сотрудничество

5. Комменсализм

6. Аменсализм

7. Хищничество

8. Паразитизм


Вопрос с короткими ответами

Выберите признаки, характеризующие соответ­ственно хищника, паразита и паразитоида.

Ответы:

Хищник - ________________________________________________________________

Паразит - ________________________________________________________________

Коды ответов:

1) в течение своей жизни нападает на одну, ино­гда на несколько особей

3) поедает только часть вещества своей жертвы

5) приводит свою жертву к гибели

6) наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели

9) нападает на жертву и сам ею питается

Продолжи:

Отношения водоросли и гриба в лишайнике называются …_______________________

Отношения между видами, использующими одни и те же ресурсы…_______________

Взаимоотношения синицы и мыши, живущих в одном лесу…_____________________

Взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи…___________________________________________________________________

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы… _____________________________________

Популяция в экосистеме

деятельность

последствия

результат

Беспокойство (шум, хождение по лесу)

Изменение поведения особей и их состояния


Вытаптывание (человеком, животными)

Уплотнение почвы, гибельособей


Вырубка

Изменение микроклимата, осветление


Расселение

Появление популяции нового вида в сообществе


Загрязнение (химическое, физическое, биологическое)

Изменение химического и физического состояния воды, воздуха, почвы

Урбанизация

Изменение природных ландшафтов


Контрольные вопросы


  1. Что такое популяция? Вид? Ареал?

2. Как их классифицируют?

3. В чём отличие статических и динамических показателей популяции?

4. Охарактеризуйте статические показатели популяции.

5. Охарактеризуйте динамические показатели популяции

6. Что такое выживаемость?

7. Нарисуйте кривые выживания.

8. Может ли человек изменить свою кривую выживания?

9. Как обеспечивается выживаемость особей при высокой рождаемости?

10. При высокой смертности?

11. Какие группировки образуют животные внутри популяций?

12. Что такое иерархия?

13. Какое значение она имеет в сохранении численности популяции?

14. Подумайте, проявляется ли и в какой форме иерархия в человеческих группах.

15. Почему в природе никогда не наблюдается бесконечный рост численности организмов?


Значение лесных экосистем


  1. Охарактеризуй роль растительности в жизни биосферы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечисли значение лесов в жизни человека

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Укажи основные причины сокращения лесных ресурсов мира.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назови последствия вырубки лесов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение животных

Сгубить легко, на душе каково?

Изображения диких животных входят в государственный герб ряда стран. Назови их.

Многие города России имеют на своих старинных гербах изображения диких животных: например, Бузулук, Елец, Нижний Новгород, Ростов - оленя, Верхнеуральск - горностая, Вольск - медведя, Саранск - лисицу, Уфа - куницу, Уржум - дикого гуся.


  1. Укажи значение животных в биосфере

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В таблице перечисли положительное и отрицательное значение животных для человека и его деятельности

« - »

« + »

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Приведите примеры влияния человека на животных

Прямое воздействие

Косвенное воздействие

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

4. Приведи примеры охраняемых животных родного края

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Экологическая викторина для любознательных

1. Из какого дерева делают спички?

2. Какое дерево применяют для изготовления лыж?

3. Какое дерево цветёт первым?

4. Какое дерево цветёт последним?

5. У каких деревьев осенью листья красные?

6. Из какого дерева делают пианино?

7. Какие дрова самые жаркие?

8. Какое дерево чаще всего высаживают в городах?

9. Что можно получать из хвои сосны?

10. Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая?

11. Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему?

12. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок?

13. Из чего получают пробку?

14. Лиственное дерево с белой корой?

15. Весной или летом цветёт сирень?

16. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

17. Древесина какого дерева используется в кораблестроении?

18. Что можно использовать в лесу для заварки чая?

19. Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

20. Почему ночные цветки белые?

21. Почему после дождя воздух чище?

22. Почему после дождя темнеет пыль на дороге и доски на заборе?

23. Можно ли назвать паука насекомым?

24. Какие жуки носят название месяца, в котором они появились на свет?

25. Какие растения раскрывают цветы только ночью?

26. У каких овощей в еду идут только листья?

27. У каких овощей едят корни и клубни?

28. У каких овощей едят плоды?

29. У каких овощей едят семена?

30. С каких овощей срезают кожицу?

31. Какие овощи не чистят, а только моют в чистой воде?

32. Названия каких цветов напоминают об именах людей?



Викторина о лесных жителях

1. Почему весной не убивают пушных зверей?

2. У какого зверя осенью в листопад рождаются детёныши?

3. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Кто это?

4. След, какого хищника похож на человеческий?

5. Тощим или жирным ложиться медведь в берлогу на зиму и почему?

6. Слепыми или зрячими рождаются зайчата?

7. Какая птица выводит птенцов зимой?

8. Какой хищник любит малину?

9. У кого детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание?

10. Какие звери летают?

11. Что птицам страшнее холод или голод?

12. Кого из зверей называют «косым»?

13. - - - - «косолапым» ?

14. - - - - «серым» ?

15. - - - «сохатым» ?

16. Каких ты знаешь водоплавающих птиц?

17. Каких ты знаешь хищных птиц?

18. В воде купался, а сух остался. О ком это?

19. На шесте дворец, во дворце певец. Кто?

20. Вестник весны

21. Кто строит свои гнёзда по обрывам речных берегов?

22. Кого из птиц называют певцом полей?

23. Птица, для встречи с которой люди строят домики?

© 2010-2022