Рабочие программы по биологии 8кл. по программе Пономарёвой И. Н

Рабочая программа по биологии в 8 классе.Количество часов в неделю – 2 часа федерального компонента  учебного плана.Количество часов в год – 68 часов,  в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.Уровень изучения учебного материала – базовый.  Рабочая программа составлена на основе:·               Федерального компонента государственного образовательного стандарта  основного общего образования по биологии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федер...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 8 классе.

Количество часов в неделю - 2 часа федерального компонента учебного плана.

Количество часов в год - 68 часов, в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.

Уровень изучения учебного материала - базовый.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»);

  • Примерной программы основного общего образования по биологии: Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. - М., Вентана - Граф, 2010;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253);

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011. Федерального перечня учебников на 2014/2015 уч. год).

Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа курса рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: 5 лабораторных работ.



Тема

Кол-во часов

Компоненты требований

ФГООС

Лабораторные работы

1

«Введение.

Организм человека:

общий обзор»


4


Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


Л.Р. - 1.


2

«Нервная система. Органы чувств»


5

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Нервная система.


3

«Опорно-двигательная система»


8


Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: гиподинамия.

Проведение простых биологических исследований: распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Л.Р. - 2.

3

«Кровь. Кровообра-щение»

9


Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение кровяного давления, частоты пульса)

Л.Р. - 3

4

«Дыхание»

6


Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение частоты дыхания)


5

«Пищеваре-ние»


7

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.


Л.Р. - 4

6

«Обмен веществ и энергии»


3

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Проведение простых биологических исследований: определение норм рационального питания

7

«Выделение. Кожа»


5


Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Укрепление здоровья: закаливание

Факторы риска: переохлаждение.


8

«Эндокринная система»


2


Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны

9


Анализаторы.Органы чувств»


5

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика


Л.Р. - 5

10

«Поведение и психика»


7

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Укрепление здоровья: аутотренинг.

Факторы риска: стрессы, переутомление

11

«Индивиду-альное развитие организма»


5


Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.


12

Обобщение изученного

в разделе «Человек и его здоровье»

2

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.



ИТОГО:

66 +2ч. резерв


5



Перечень лабораторных работ


Тема

1.

Лабораторная работа№ 1. Действие каталазы на Н2О2

2.

Лабораторная работа № 2. Изучение свойств костей

3.

Лабораторная работа № 3. Строение микроскопического строения крови человека и лягушки

4.

Лабораторная работа № 4. Действие слюны на крахмал

5.

Лабораторная работа № 5. Слепое пятно































Тематическое планирование биология 8 кл.

Программа под рук. И.Н.Пономаревой 2010

Учебник «Биология. 8 кл. Человек» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. М.: Вентана-Граф, 2011, 2013.

68 часов (2 часа в неделю)

Четверть.

Неделя.

№ урока.

Тема урока

§

1






















II.





сентябрь

1

1.

Организм человека общий обзор - 4ч.


Науки об организме человека. Место человека в живой природе

1, 2

2.

Клетка. Л/р № 1 «действие каталазы на H2O2»

3

2.

3.

Ткани

4

4.

Системы органов. Регуляция деятельности организма

5

3


Нервная система - 5ч.


3

5

Строение нервной системы

46

4

6

Вегетативная НС

47

4

7

Нейрогуморальная регуляция

48


8

Спинной мозг

49

1

9

Головной мозг

50

Октябрь

1.

10.

Опорно-Двигательная система - 8ч.


Скелет. Кости. Л/р № 2 «Исследование свойств кости»

6

11.

Скелет головы и туловища

7

2.

12.

Скелет конечностей

8

13.

Первая помощь при повреждениях скелета

9

3

14.

Мышцы

10

15.

Работа мышц

11

4.

16.

Нарушение осанки и плоскостопия

12

17.

Развитие опорно-двигательной системы

13

Ноябрь

1.

18.

Кровеносная система - 9ч.


Внутренняя среда. Кровь и ее состав. Л/р № 3 «Сравнение крови человека и крови лягушки»

14

19.

Иммунитет

15

2

20.

Тканевая совместимость и переливание крови

16

21.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

17

3

22.

Движение лимфы

18

23.

Движение крови по сосудам

19


Декабрь

1.

24.

Регуляция работы сердца

20

25.

Профилактика заболеваний сердца и кровеносных сосудов

21

2.

26.

Первая помощь при кровотечениях

22

27.

Дыхательная система - 6ч.


Значение дыхания. Органы дыхания

23

3

28.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

24

29.

Дыхательные движения

25

4.

30.

Регуляция дыхания

26

31.

Профилактика заболеваний органов дыхания

27

январь1.

32.

Первая помощь при повреждениях органов дыхания

28

33.

Пищеварительная система - 7ч.


Значение пищи и ее состав

29

2.

34.

Органы пищеварения

30

35.

Зубы

31

3.

36.

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л/р № 4 «действие слюны на крахмал»

32

37.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

33

Февраль

1.

38.

Регуляция пищеварения

34

39.

Заболевания органов пищеварения

35

4.

2

40.

Обмен веществ и энергии - 3ч.


Обменные процессы в организме

36

41.

Нормы питания

37

3.

42.

Витамины

38

43.

Мочевыделительная система - 2ч.


Строение и функции почек

39

4.

44.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

40

45.

Кожа - 3ч.


Значение кожи и ее строение

41

Март

1.

46.

Нарушения кожных покровов

42

47.

Терморегуляция. Закаливание. Первая помощь при тепловом ударе

43

2

48.

Эндокринная система - 2 ч.


Железы

44

49.

Гормоны

45

50.

Анализаторы - 5ч.


Действие органов чувств и анализаторов

51

3.

51.

Глаз и зрительный анализатор. Л/р № 5 «Слепое пятно»

52

52.

Заболевания и повреждения глаз

53

Апрель1.

53.

Органы слуха и равновесия

54

54.

Органы осязания, обоняния и вкуса

55

2

55.

Поведение и психика - 7ч.


Врожденные формы поведения

56

56.

Приобретенные формы поведения

57

3.

57.

Закономерности работы головного мозга

58

58.

Биологические ритмы. Сон и его значение

59

4.

59.

Особенности ВНД. Познавательные процессы

60

60.

Воля и эмоции. Внимание

61

май

1.

61.

Работоспособность. Режим дня

62

62.

Индивидуальное развитие - 5 ч.


Половая система человека

63

2

63

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

64

64

Внутриутробное развитие организма. Развитее после рождения

65

3

65

Вред наркогенных веществ

66

66

Психологические особенности личности

67

4

67-68

Резервные уроки










Требования к результатам освоения программы

В результате изучения биологии в 8 классе - раздела «Человек и его здоровье» - на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • признаки биологических объектов: организма человека

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература

для учащихся:

  • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011.

  • Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.

  • Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.

для учителя:

  • Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.

  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.

  • Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.

  • Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.

  • Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.

  • Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.

  • Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.

  • Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.

  • Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

  • Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.

Интрнет - сайты:

  • Анатомия в картинках: anatomya.com/index. html

  • Биология: электронный учебник: ebio.ru/

  • Бесплатные обучающие программы по биологии: informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/

  • Вся биология: biology.asvu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/



© 2010-2022