- Преподавателю
- Биология
- Рабочие программы по биологии 8кл. по программе Пономарёвой И. Н
Рабочие программы по биологии 8кл. по программе Пономарёвой И. Н
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сафонова Н.Н. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 8 классе.
Количество часов в неделю - 2 часа федерального компонента учебного плана.
Количество часов в год - 68 часов, в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.
Уровень изучения учебного материала - базовый.
Рабочая программа составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»);
-
Примерной программы основного общего образования по биологии: Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. - М., Вентана - Граф, 2010;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253);
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011. Федерального перечня учебников на 2014/2015 уч. год).
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа курса рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: 5 лабораторных работ.
№
Тема
Кол-во часов
Компоненты требований
ФГООС
Лабораторные работы
1
«Введение.
Организм человека:
общий обзор»
4
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Л.Р. - 1.
2
«Нервная система. Органы чувств»
5
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система.
3
«Опорно-двигательная система»
8
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Укрепление здоровья: двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: гиподинамия.
Проведение простых биологических исследований: распознавание на таблицах органов и систем органов человека
Л.Р. - 2.
3
«Кровь. Кровообра-щение»
9
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение кровяного давления, частоты пульса)
Л.Р. - 3
4
«Дыхание»
6
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение частоты дыхания)
5
«Пищеваре-ние»
7
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Л.Р. - 4
6
«Обмен веществ и энергии»
3
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Проведение простых биологических исследований: определение норм рационального питания
7
«Выделение. Кожа»
5
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика
Укрепление здоровья: закаливание
Факторы риска: переохлаждение.
8
«Эндокринная система»
2
Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны
9
Анализаторы.Органы чувств»
5
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика
Л.Р. - 5
10
«Поведение и психика»
7
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Укрепление здоровья: аутотренинг.
Факторы риска: стрессы, переутомление
11
«Индивиду-альное развитие организма»
5
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
12
Обобщение изученного
в разделе «Человек и его здоровье»
2
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
ИТОГО:
66 +2ч. резерв
5
Перечень лабораторных работ
№
Тема
1.
Лабораторная работа№ 1. Действие каталазы на Н2О2
2.
Лабораторная работа № 2. Изучение свойств костей
3.
Лабораторная работа № 3. Строение микроскопического строения крови человека и лягушки
4.
Лабораторная работа № 4. Действие слюны на крахмал
5.
Лабораторная работа № 5. Слепое пятно
Тематическое планирование биология 8 кл.
Программа под рук. И.Н.Пономаревой 2010
Учебник «Биология. 8 кл. Человек» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. М.: Вентана-Граф, 2011, 2013.
68 часов (2 часа в неделю)
Четверть.
Неделя.
№ урока.
Тема урока
§
1
II.
сентябрь
1
1.
Организм человека общий обзор - 4ч.
Науки об организме человека. Место человека в живой природе
1, 2
2.
Клетка. Л/р № 1 «действие каталазы на H2O2»
3
2.
3.
Ткани
4
4.
Системы органов. Регуляция деятельности организма
5
3
Нервная система - 5ч.
3
5
Строение нервной системы
46
4
6
Вегетативная НС
47
4
7
Нейрогуморальная регуляция
48
8
Спинной мозг
49
1
9
Головной мозг
50
Октябрь
1.
10.
Опорно-Двигательная система - 8ч.
Скелет. Кости. Л/р № 2 «Исследование свойств кости»
6
11.
Скелет головы и туловища
7
2.
12.
Скелет конечностей
8
13.
Первая помощь при повреждениях скелета
9
3
14.
Мышцы
10
15.
Работа мышц
11
4.
16.
Нарушение осанки и плоскостопия
12
17.
Развитие опорно-двигательной системы
13
Ноябрь
1.
18.
Кровеносная система - 9ч.
Внутренняя среда. Кровь и ее состав. Л/р № 3 «Сравнение крови человека и крови лягушки»
14
19.
Иммунитет
15
2
20.
Тканевая совместимость и переливание крови
16
21.
Строение и работа сердца. Круги кровообращения
17
3
22.
Движение лимфы
18
23.
Движение крови по сосудам
19
Декабрь
1.
24.
Регуляция работы сердца
20
25.
Профилактика заболеваний сердца и кровеносных сосудов
21
2.
26.
Первая помощь при кровотечениях
22
27.
Дыхательная система - 6ч.
Значение дыхания. Органы дыхания
23
3
28.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях
24
29.
Дыхательные движения
25
4.
30.
Регуляция дыхания
26
31.
Профилактика заболеваний органов дыхания
27
январь1.
32.
Первая помощь при повреждениях органов дыхания
28
33.
Пищеварительная система - 7ч.
Значение пищи и ее состав
29
2.
34.
Органы пищеварения
30
35.
Зубы
31
3.
36.
Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л/р № 4 «действие слюны на крахмал»
32
37.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ
33
Февраль
1.
38.
Регуляция пищеварения
34
39.
Заболевания органов пищеварения
35
4.
2
40.
Обмен веществ и энергии - 3ч.
Обменные процессы в организме
36
41.
Нормы питания
37
3.
42.
Витамины
38
43.
Мочевыделительная система - 2ч.
Строение и функции почек
39
4.
44.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим
40
45.
Кожа - 3ч.
Значение кожи и ее строение
41
Март
1.
46.
Нарушения кожных покровов
42
47.
Терморегуляция. Закаливание. Первая помощь при тепловом ударе
43
2
48.
Эндокринная система - 2 ч.
Железы
44
49.
Гормоны
45
50.
Анализаторы - 5ч.
Действие органов чувств и анализаторов
51
3.
51.
Глаз и зрительный анализатор. Л/р № 5 «Слепое пятно»
52
52.
Заболевания и повреждения глаз
53
Апрель1.
53.
Органы слуха и равновесия
54
54.
Органы осязания, обоняния и вкуса
55
2
55.
Поведение и психика - 7ч.
Врожденные формы поведения
56
56.
Приобретенные формы поведения
57
3.
57.
Закономерности работы головного мозга
58
58.
Биологические ритмы. Сон и его значение
59
4.
59.
Особенности ВНД. Познавательные процессы
60
60.
Воля и эмоции. Внимание
61
май
1.
61.
Работоспособность. Режим дня
62
62.
Индивидуальное развитие - 5 ч.
Половая система человека
63
2
63
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем
64
64
Внутриутробное развитие организма. Развитее после рождения
65
3
65
Вред наркогенных веществ
66
66
Психологические особенности личности
67
4
67-68
Резервные уроки
Требования к результатам освоения программы
В результате изучения биологии в 8 классе - раздела «Человек и его здоровье» - на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: организма человека
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература
для учащихся:
-
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011.
-
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.
-
Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.
для учителя:
-
Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.
-
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.
-
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.
-
Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.
-
Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.
-
Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.
-
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
-
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.
-
Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
-
Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.
Интрнет - сайты:
-
Анатомия в картинках: anatomya.com/index. html
-
Биология: электронный учебник: ebio.ru/
-
Бесплатные обучающие программы по биологии: informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
-
Вся биология: biology.asvu.ru/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/