Урок биологии по теме Организм -единое целое

Данный урок проведён в рамках районного семинара учителей биологии. Урок содержит задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности. Задания составлены согласно требованиям международного исследования программы PISA. К уроку имеется флипчарт, презентации. Составлены критерии оценивания работы учащихся. Применяется формативное оценивание (самооценка, взаимооценка) и суммативное оценивание - итоговая оценка за урок с учётом занесения своих ответов в оценочный лист.В ходе урока п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Леонидовская СШ»

Учитель биологии высшей

квалификационной категории

Закревская Ирина Владимировна

Тема «Организм - единое целое»

(урок биологии в девятом классе)



ЦЕЛЬ: формирование естественнонаучной грамотности при изучении живых организмов, их строении, функциях и взаимодействии с окружающей средой.

ЗАДАЧИ:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся о живом организме как единой биологической системе.

2. Развивать умения анализировать, сопоставлять научные факты, делать выводы.

3. Способствовать: повышению мотивации к учению; активизации познавательной деятельности; воспитанию самостоятельности и ответственности при работе в группе;

ТИП УРОКА:

Обобщение, систематизация и закрепление изученного материала по разделу.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

Работа в группе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Словесно-наглядные, проблемно-поисковые.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

1.Учебник «Биология» для 9 класса общеобразовательных школ, Ж.Б. Шилдебаев, Ж.Ж. Кожантаев, Л.Е. Аманжолова. - Алматы: Мектеп, 2-13. - 336с., ил.

2. Флипчарт.

3.Презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Компьютер,

2.Интерактивная доска.

3. Листы ответов.

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Химия, экология, гигиена.

ПЛАН УРОКА:

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Царства живых организмов и их особенности.

Свойства живых организмов.

Обобщение и систематизация знаний.

1. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

2. Растительные и животные ткани.

3. Уровни организации живых организмов.

4. Саморегуляция.

5. Организм и окружающая среда.

6. Биологические часы.

III. ИТОГ УРОКА.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

Приветствие учителя.

Ознакомление с целью и задачами урока (записаны на аудиторской доске).

Перед уроком раздаётся активный раздаточный материал, для индивидуальной и групповой работы.

Неважно сколь велик есть организм -

Он дышит, он питается, растёт.

Природа как великий реалист

По правилам своим всё создаёт.

Здравствуйте, ребята, коллеги, гости.

Сегодня на уроке мы будем говорить о живых организмах. И неважно, большой он или маленький, но это единая уникальная система, созданная природой - этим великим мастером, с которым никто не может поспорить, которому нет равного на всей Земле.

Предмет изучения сегодня на уроке - живой организм. Вы уже ознакомлены с различными по форме, месту обитания, жизнедеятельностью организмами. Но все они имеют сходное строение и свойства, которые вам тоже уже известны, поэтому данную тему вы будете изучать при работе в группах. Поэтому вы сейчас разделитесь на группы, займёте свои места и мы приступим к работе.

(Разделение класса на группы по пять человек).

Прежде чем перейти к изучению темы, давайте определимся с критериями оценивания ваших ответов:

- полный ответ;

- грамотное изложение своей точки зрения;

-соблюдение регламента;

- защита ответа своей группы.

II. Проверка знаний.

Задние 1. Царства живых организмов.

Живые организмы, окружающие нас разнообразны и уникальны. Они микроскопические - видимые только в микроскоп или гигантские, весят несколько тонн. Они - такие разные и такие одинаковые. Но все они объединяются в пять царств.

Назвать царства живых организмов и их признаки. (Слайд 1.)

Царства живых организмов и их особенности.

1.Вирусы.

2.Бактерии (Дробянки).

3.Грибы.

4.Растения.

5.Животные.

Урок биологии по теме Организм -единое целое

  1. Все представители какого царства являются одноклеточными организмами? (Слайд 2).

А) бактерии

Б) грибы

В) растения

Г) животные

1.2. Верно ли утверждение:

" Все представители царств грибы, растения, животные - многоклеточные организмы" (Слайд 3).

А) да

Б) нет

Ответ обоснуйте.

Ответ: Среди представителей царств грибы , растения и животные есть одноклеточные организмы.

Урок биологии по теме Организм -единое целое Урок биологии по теме Организм -единое целое Урок биологии по теме Организм -единое целое

Гриб - мукор Хламидаманада Инфузория

Задание 2. Уровни организации жизни.

Жизнь на Земле распространяется повсюду: в воздухе, в почве, в воде. Они - одноклеточные и многоклеточные; они взаимодействуют между собой и взаимодействуют с окружающей средой. И все они населяют нашу планету.

Жизнь на планете Земля существует в самой разнообразной форме, в связи с этим её проявления делят на семь уровней. Причём на одном и том же уровне могут существовать самые разнообразные по строению и образу жизни живые организмы и их структуры.

Перечислить уровни организации живых организмов. (Слайд4).

  1. Молекулярный.

  2. Клеточный.

  3. Органно-тканевой.

  4. Организменный.

  5. Популяционно-видовой.

  6. Биогеоценотический.

  7. Биосферный.

Урок биологии по теме Организм -единое целое

2.1.Какой уровень организации характерен для многоклеточных организмов? ( Слайд 5.)

Ответ обоснуйте.

Ответ: Ответ: органно - тканевой.

Урок биологии по теме Организм -единое целое

2.2. Современные люди относятся к виду Человек разумный. (Слайд 6)

Обведите «да» или «нет» для каждого из приведённых утверждений.

Человек относится к организменному уровню организации

Да

Нет

Население села Леонидовка находится на популяционно-видовом уровне организации

Да

Нет

Всё население Республики Казахстан находится на биосферном уровне организации

Да

Нет

Задание 3. Организм - единое целое.

Одноклеточные организмы - это биологические системы, клетка которых выполняет все функции, свойственные живому. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы и каждая группа клеток ( ткань) выполняет определённые функции. В связи с этим в многоклеточных организмах одна группа клеток не может существовать без другой группы клеток.

Например: нейроны - клетки нервной ткани и миоциты -клетки мышечной ткани не могут существовать без тока крови в организме человека, а корни растений не могут обойтись без клеток листьев.

3.1. Что общего между функцией крови в организме человека и функцией клеток листа в растениях? (Слайд 7)

Ответ: одна из функций крови - транспортная, то есть кровь транспортирует питательные вещества, поступающие из кишечника, к другим тканям и органам, то есть способствует «питанию» тканей и органов. В организме растений «питательные вещества» образуются в клетках листьев в процессе фотосинтеза, а оттуда транспортируются ко всем органам растений, в том числе и к корням. Кровь в организме человека и клетки листьев в растении выполняют функцию «питания».

3.2. Какой процесс представлен на схеме? (Слайд 8)

Кратко описать его этапы.

Ответ: на схеме изображён процесс фотосинтеза.

Углекислый газ и вода поступают в клетки листьев, где под действием энергии солнца образуются кислород и глюкоза.

Глюкоза поступает в другие органы растения, а кислород выделяется в окружающую среду.

Урок биологии по теме Организм -единое целое

Задание 4. Саморегуляция.

Во всех живых организмах происходят сложные биохимические процессы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность.

Жизнедеятельность организма происходит вследствие физико-химического постоянства внутренней среды организма. Сохранение постоянства состава внутренней среды называют гомеостазом. Регуляция гомеостаза осуществляется гуморальным путём через нервную систему, то есть все жизненные процессы регулируются нейро-гуморальным путём. Причём гуморальная регуляция - процесс более древний, чем нервная. И, не смотря на то, что нейро-гуморальная регуляция характерна для животных, у растений некоторые процессы (например настии - движение) осуществляются при помощи гормонов.

4.1. Выбери правильный ответ. (Слайд 9)

Гормоны - это:

А) биокатализаторы,

Б) витамины,

В) биологически активные вещества,

Г) антитела.

Гормоны в организме человека выделяются специальными железами.

4.2. Какие железы организма вырабатывают гормоны? (Слайд 10)

Ответ: железы внутренней и смешанной секреции.

Роль гормонов в организме огромна, они регулируют процессы жизнедеятельности, способствуют нормальному развитию организма. Но их избыток или недостаток вреден для организма, так как в связи с нарушением работы желёз внутренней и смешанной секреции изменяется количество того или иного гормона в организме, что приводит к возникновению самых разнообразных заболеваний.

4.3. Установи соответствие между гормонами организма человека и функциями или заболеваниями, на которые влияет их деятельность. (Слайд 10).

Урок биологии по теме Организм -единое целое

Задание 5. Организм и среда ( Слайд 11)

Способность к саморегуляции у организма возникает не сразу. В эмбриональном и раннем постэмбриональном периодах многие защитные процессы не выработаны, поэтому в эти периоды организм человека наиболее уязвим. В связи с этим фактом на нормальное развитие организма влияют факторы окружающей среды, а влияние некоторых из них имеет отрицательное воздействие.

5.1. Приведи три примера внешних факторов, влияющих на развитие эмбриона человека.

Варианты ответа:

Урок биологии по теме Организм -единое целоеУрок биологии по теме Организм -единое целоеУрок биологии по теме Организм -единое целое

5.2. Привести пять правил гигиены беременной женщины, соблюдение которых положительно влияет на развитие эмбриона. (Слайд 12)

Варианты ответа:

Урок биологии по теме Организм -единое целое

Задние 6. Биологические часы.

Рост, питание, дыхание и другие процессы жизнедеятельности организма связаны не только с факторами окружающей среды, но и с циклическими изменениями, которые происходят в природе (смена дня и ночи, смена времён года).

Живые организмы чувствуют суточные, сезонные изменения, поэтому можно сказать, что внутри живых организмов есть некий биологический механизм, реагирующий на эти циклы. Это биологические часы - внутренняя система циклических процессов жизнедеятельности организма.

6.1. Есть ли взаимосвязь между биологическими часами организма человека и режимом дня?

Ответ обоснуйте.

Ответ: между биологическими часами человека и режимом дня есть взаимосвязь, так как при соблюдении режима дня у человека вырабатываются условные рефлексы, связанные с питание, отдыхом, пробуждением в определённое время суток. Когда начинают работать определённые системы организма (например: пищеварительная система).

6.2. Составить режим дня школьника.

Урок биологии по теме Организм -единое целое



Каждый учащийся получает домашнее задание - составить свой Режим дня. На уроке ученики делятся своими идеями в группе и составляют наиболее оптимальный вариант Режима дня школьника.

При выполнении данного задания используется стратегия «Мозговой штурм.

Мозговой штурм

Учащиеся работают группах для ответа на вопросы, решения задач или над творческими идеями. Приветствуйте необычные идеи и откажитесь от критики. В конце процесса учащиеся объединят и улучшат идеи, затем выберут лучшую.

Этапы стратегии мозгового штурма

  1. Организационные вопросы, постановка проблемы:

  1. формируем группы (примерное количество 5 чел.);

  2. сообщаем им о том, какая задача стоит;

  3. выбираем модератора группы (модератор - тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

  1. Сам мозговой штурм (генерация идей):

  1. модератор записывает задачу (задание) на плакате:

  2. участникам группы даётся 1-2 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги (каждый самостоятельно работает в своей тетради);

3)перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

- Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

- Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи).

- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

- Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею).

3. Выбор подходящей идеи (анализ идей) (5 минут):

  1. перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме;

  2. расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи);

  3. наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как…) и записываем их на плакате.

Защита своей идеи - 1 минута.

III. ИТОГ УРОКА. Составить синквейн.

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 21.

© 2010-2022