Самостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Самостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологииСамостоятельная работа для обучающихся 1 курс по биологии

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ «Бодайбинский горный техникум»



Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Биология»



Для специальностей СПО:

21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

21.02.14 «Маркшейдерское дело»

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Для профессии НПО:

23.01.03 «Автомеханик»







Бодайбо, 2014


Рассмотрено П(Ц)К

дисциплин ОГСЭ

председатель ___________ З.Ф. Ладнова

протокол заседания П(Ц)К

№_____ от

«____» ________________ 2014 г.



Одобрено

Учебно-методическим советом

Протокол № ___ от «_____»______________2014 г.

Председатель методсовета ___________



Разработал преподаватель: О.В. Подосокорская

Рецензенты:

Пояснительная записка

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям и профессиям среднего профессионального образования (далее СПО), а также на основе примерной программы, разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.

Данное предназначено для студентов Iкурса очной формы обучения по дисциплине «Биология» и соответствует учебному и рабочей программе по дисциплине, одобренной П(Ц)К и утвержденной заместителем директора техникума по УР.

Пособие содержит необходимый теоретический материал и типовые задания для самостоятельной (учебной и внеучебной) работы студентов.

Главная задача настоящего пособия - углубление знаний студентов об окружающем мире и влиянии деятельности человека на живую и неживую природу.

Общие указания:

  • Все работы должны выполнять в обычной школьной тетради или на листах формата А4, на обложке которой указана группа и фамилия студента или титульный лист с указанием краткой информацией о теме работы и студенте, который ее выполнял.

  • Писать следует разборчиво и аккуратно или отпечатывать текст на компьютере ((шрифт .Times New Roman и размер шрифта 12).

  • Располагать материал компактно, избегать пространных объяснений, отвечать четко на поставленный вопрос.

  • Работы выполнять шариковой ручкой, пастой синего цвета, для замечаний преподавателя на каждой странице оставляются поля.

  • Порядок расположения заданий не является обязательным.

Нормы оценки работ:

При правильном выполнении более 90% заданий - оценка «5»

более 75% - «4»

55%-75% - «3»

менее «55»-«2»

Теоретическая база пособия содержит основной программный материал по биологии за курс 10-11 классов средней школы, а также систематизированный материал по дисциплине за весь курс общей средней школы.

Цель пособия - углубленное повторение, обобщение и систематизация знаний по изучении тем общей биологии (решение задач по генетике, составление пищевых цепей и основ экологии). В целом отобранный и особым образом расположенный материал позволит восстановить и закрепить основные знания, умения сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Пособие такие варианты тестирующей программы, позволяющей самостоятельно определить уровень овладения материалом.

Пособие удобно в использовании и для студентов, кто по каким-либо причинам пропустил классное учебное занятие, оно будет также полезным для студентов заочной формы обучения, а также для тех, кто хочет расширить и углубить знания по биологии, успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Тема 1.

Учение о клетке

Содержание:

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Студенты должны знать:

Что такое биология. Основные признаки живого. Методы изучения биологии. Связь биологии с другими науками. Химический состав клетки. Строение и функции углеводов, липидов белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Основные положения клеточной теории. Строение растительной, животной, бактериальной клеток. Структуру и функции органоидов клетки. Обмен веществ.

Студенты должны иметь:

Наблюдать клетки растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, сравнивать и давать их описание.

Самостоятельная работа студентов:

тематика сообщений и докладов:

- Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

- Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

- Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

- Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза.

- Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.





Тема 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание:

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Студенты должны знать:

Виды, особенности и значение размножения. Черты сходства митоза и мейоза. Индивидуальное развитие человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Студенты должны уметь:

Выявлять признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагена в окружающей среде (косвенно) и оценивать возможные последствия их влияния на собственный организм.

Самостоятельная работа студентов:

тематика рефератов:

- Половое размножение и его биологическое значение.

- Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

- Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных, и их биологическое значение.

- Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

- Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

- Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Тема 3. Основы генетики и селекции

Содержание:

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Студенты должны знать:

Что такое генетика, ген, аллели, генотип, фенотип, законы Менделя, генетическую символику, модификационная и наследственная изменчивость (генотипическая, цитоплазматическая, мутационная и комбинативная), мутации (геномные, хромосомные, генные), методы изучения наследственности, полиплоидия, отдаленная гибридизация и искусственный мутагенез в селекции.

Студенты должны уметь:

Составлять простейшие схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи, анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

Самостоятельная работа студентов:

тематика сообщений и докладов:

- Закономерности фентипической и генетической изменчивости.

- Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

- Драматические страницы в истории развития генетики.

- Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

- Центры многообразия и происхождения культурных растений.

- Центры многообразия и происхождения домашних животных.

- Значение изучения предковых форм для современной селекции.

Решение задач на I,II законы Г. Менделя:

  • Умение человека владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Какое потомство можно ожидать от брака:

  • Мужчины - правши (гетерозиготные) и женщины левши;

  • Мужчины - левши и женщины - правши (гомозиготные);

  • Мужчина и женщина - правши (гетерозиготные);

  • Мужчина - правша (гомозиготный) и женщина - правша (гетерозиготная);

  • Мужчина - левша и женщина - правша (гетерозиготная);

  • Мужчины - правши (гомозиготные) и женщины левши.

  • У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака:

  • Близорукого (гомозиготного) голубоглазого мужчины и голубоглазой женщины с нормальным зрением;

  • Близорукого (гетерозиготного) кареглазого (гомозиготного) мужчины и женщины с голубым цветом глаз и нормальным зрением;

  • Близорукого (гетерозиготного) голубоглазого мужчины и голубоглазой женщины с нормальным зрением;

  • Кареглазого (гомозиготного) мужчины с нормальным зрением и кареглазой (гетерозиготной) женщины с нормальным зрением;

  • Кареглазого (гетерозиготного) близорукого (гомозиготного) мужчины и голубоглазой женщины с нормальным зрением;

  • Близорукого (гетерозиготного) кареглазого (гетерозиготного) мужчины и близорукой (гомозиготной) голубоглазой женщины.

Тема 4. Эволюционное учение

Содержание:

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и регресс.

Студенты должны знать:

Что такое эволюция, основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина, понятие популяции как группы особей одного вида, факторы эволюции.

Студенты должны уметь:

Давать описание особей вида по морфологическому критерию, проводить биологические исследования по выявлению приспособлений организмов к среде обитания.

Самостоятельная работа студентов:

тематика рефератов:

- История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

- «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

- Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

- Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

- Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

- Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

- Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

- Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.



Тема 5. История развития жизни на земле

Содержание:

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современные взгляды на возникновение жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Классификация организмов. Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представитель рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Студенты должны знать:

О делении истории Земли на эры, ископаемых переходных формах, об ароморфозе, идиоадаптации, дегенерации как главных путях органической эволюции, о развитии от одноклеточных к многоклеточным. О родстве человека с животными, о происхождении человека от животных, о стадии эволюции человека, об особенностях ископаемых людей современного типа, о человеческих расах, их биологическом единстве.

Студенты должны уметь:

Давать анализ и оценку различных гипотез происхождения жизни. Доказывать родство человека с животными и объяснять качественное отличие человека от животных.

Самостоятельная работа обучающихся: применять различные источники знаний для сравнения, конкретизации явлений и процессов, составление таблиц для систематизации учебного материала, решение задач по образцу

Самостоятельная работа студентов:

тематика сообщений и докладов:

- Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

- Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

- Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

- Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

- Современные представления о зарождении жизни.

- Различные гипотезы происхождения.

- Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

- Ранние этапы развития жизни на Земле.

- Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

- Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

- Современные представления о происхождении птиц и зверей.

- Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

- Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

- Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.



Тема 6.

Основы экологии

Содержание:

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Студенты должны знать:

О предмете «экологии», основных объектах экологического изучения, понятия экологический фактор, паразитизм, хищничество, симбиоз, биогеоценоз, биоценоз, экосистема, гетеротрофы, автотрофы, основные характеристики популяции, особенности структуры и функционирования биогеоценоза, агроценоза.

Студенты должны уметь:

Приводить примеры на разные типы экологических факторов среды. Делать описание любого биогеоценоза или ландшафта. Составлять схемы пищевых цепей. Использовать элементы системного подхода в объяснении природных явлений, взаимоотношений природы и общества.

Самостоятельная работа студентов:

тематика сообщений и докладов:

- Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.

- Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

- Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

- Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

- Сукцессии и их формы.

- Биография В.И. Вернадский.

  • Составление пищевой цепи из пяти организмов, где должен быть один продуцент и один редуцент и три консумента.

Вариант 1

Задание 1: Дайте определение слову «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»? (7 баллов).

Задание 2: Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии? (8 баллов).

Вариант 2

Задание 1: Какие явления находятся в центре внимания экологии? Что объединяет различные направления экологии? (7 баллов).

Задание 2: В чём особенность экологической науки в целом? (8 баллов).

Тема 7.

Бионика

Содержание:

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Студенты должны знать:

О биосфере как биологической оболочке Земли, ее границах, о биомассе и ее свойствах. О круговороте веществ. О роли человека в сохранении биологического равновесия в биосфере.

Самостоятельная работа студентов:

тематика рефератов:

- Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

- Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

- Устойчивое развитие природы и общества.

Вопросы для повторения и задания:

  • Какие особенности строения и приспособления животных и растений используется человеком в строительстве, промышленности и т.д.

  • Какое значение имеет изучение биологии для научно-технического прогресса?














Диагностическая контрольная работа по биологии (1 курс)

1 вариант

Укажите фазу мейоза, в которой происходит конъюгация хромосомы.

А) анафаза II; Б) метафаза II;

В) телофаза II; Г) профаза I

    Как называется этап подготовки клетки к делению?

    А) интерфаза; Б) профаза;

    В) диакенез; Г) телофаза

      Ферменты - это биокатализаторы, состоящие из …

      А) белков; Б) липидов;

      В) нуклеотидов; Г) углеводов

        Укажите правильное сочетание ответов: Прямое развитие характерно для:

        1. гидриды; 4.дождевого червя; 7. речного рака;

        2. планарии; 5. беззубки; 8. ящерицы;

        3. аскариды; 6. кузнечика; 9. слона.

        А) 1,2,4,7,8,9;

        Б) 1,3,4,6,7,9;

        В) 1,3,4,5,8,9.

          Из перечня азотистых оснований отметьте тот, который не входит в состав молекулы ДНК:

          А) аденин; Б) гуанин; В) тимин; Г) урацил; Д) цитозин.

          А; Б; В; Г; Д.

            Открыл деление клеток и установил, что каждая клетка происходит от исходной путем деления.

            А) А. Левенгук; Б) Р. Броун;

            В) Р. Гук; Г) Р. Вихров.

              Какое строение имеют рибосомы?

              А) одномембранное;

              Б) двухмембранное;

              В) немембранное.

                Какую функцию из перечисленных выполняют жиры?

                А) энергетическая; Б) хранение наследственной информации;

                В) двигательная.

                А; Б; В.

                  Какой структуре принадлежит данная характеристика: «Представляет собой полипептидную цепь, закрученную в спираль»

                  А) первичная; Б) вторичная;

                  В) третичная; Г) четвертичная

                    Ген, отвечающий за окраску, расположен в Х-хромосоме. Черная окраска кошек определяется аллелем В, рыжая - в. Выберите генотип, определяющий рыжего кота.

                    А) Хв У; Б) ХВ У;

                    В) Хв Хв; Г) ХВ УВ

                      Выберите из предложенных общую формулу белков:

                      O H O

                      А) R-OH Б) R-C B) H2 N-C-C

                      OH R OH

                      А; Б; В.

                        Укажите основное отличие клеток прокариот от клеток эукариот.

                        А) они не содержат белков;

                        Б) более мелкие размеры;

                        В) они не имеют ядра

                          Клетки, образующиеся в результате мейоза, содержат …

                          А) диплоидный набор хромосом; Б) гаплоидный набор хромосом; В) идентичный материнской клетке.

                            Выберите правильное утверждение: «Из поколения в поколение признаки передаются …»

                            А) только через сперму;

                            Б) через сперму и яйцеклетку;

                            В) только через яйцеклетку.

                            Открытые задания:

                            1. Одна из цепей участка молекулы ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦА-ААА-ГГГ-АЦГ: изобразите соответствующий ей участок второй цепи.

                            2. В чем сущность первого закона Менделя? На основе каких опытов он его вел?

                            Диагностическая контрольная работа по биологии (1 курс)

                            2 вариант

                            Укажите фазу митоза, в которой происходит «растаскивание хромосом по полюсам»

                            А) анафаза; Б) телофаза;

                            В) профаза; Г) интерфаза

                              Клетки, образующиеся в результате митоза, содержат …

                              А) диплоидный набор хромосом;

                              Б) набор хромосом материнской клетки;

                              В) гаплоидный набор хромосом.

                                Вирусы - это …

                                А) доклеточные формы жизни;

                                Б) древнейшие эукариоты;

                                В) примитивные бактерии.

                                  Клеточной теории НЕ соответствует положение:

                                  А) «клетка - элементарная единица жизни»;

                                  Б) «клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»;

                                  В) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»;

                                  Г) « клетки всех живых существ сходны по строению и функциям»

                                  А; Б; В; Г

                                    Из перечня всех азотистых оснований отметьте тот, который НЕ входит в состав молекулы РНК:

                                    А) урацил; Б) цитозин; В) тимин;

                                    Г) гуанин; Д) аденин

                                      Что общего между окислением, происходящим в митохондриях клеток и горением?

                                      А) образование СО2 и Н2О;

                                      Б) выделение теплоты;

                                      В) синтез АТФ.

                                        Какую из функций выполняют белки в клетке?

                                        А) хранение наследственной информации; Б) выполняют двигательную функцию; В) строительный материал в клетке.

                                        А; Б; В.

                                          Какой структуре принадлежит данная характеристика: «последовательное соединение кислот в полипептидной цепи»

                                          А) четвертичная; Б) третичная;

                                          В) вторичная; Г) первичная

                                            Ген, отвечающий за окраску, расположен в Х-хромосоме. Черная окраска кошек определяется аллелем В, рыжая - в. Выберите генотип, определяющий черного кота.

                                            А) Хв У; Б) ХВ У;

                                            В) Хв Хв; Г) ХВ УВ

                                              Прокариотические клетки - это клетки …

                                              А) имеющие ядро; Б) не имеющие ядро; В) содержащиеся в структуре белков.

                                                «Формирование половых клеток с гаплоидным набором хромосом»

                                                А) митоз; Б) мейоз; В) биосинтез

                                                  Выберите из предложенных общую формулу белков:

                                                  O H

                                                  А) R-C Б) H2N-C-COOH В) R-OH

                                                  OH R

                                                  А; Б; В.

                                                    Укажите жизненно важное соединение, в состав которого входит азотистое основание - урацил.

                                                    А) хлорофилл; Б) РНК;

                                                    В) ДНК; Г) гемоглобин

                                                      В какой части ядра находятся молекулы ДНК?

                                                      А) в ядерном соке; Б) в ядерной оболочке; В) в хромосомах.

                                                      Открытые задания:

                                                      1. В чем состоят понятия Единообразия первого поколения? На основании каких опытов оно было выявлено?

                                                      2. Внимательно посмотрите схему. Определите молекулы АМФ, АДФ, АТФ и дайте им полное название (под № 1,2,3)

                                                      Рибоза

                                                      (пентоза)

                                                      Аденин (азотистое основание)

                                                      Литература.

                                                      Для студентов:

                                                      1. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Общая биология. М: Просвещение, 2004;

                                                      2. Биология: Пособие для подготовки к тестированию. М., 2002;

                                                      3. Единый государственный экзамен 2014: Тестовые задания: Биология. Хрипкова А.Г. и др. М: Просвещение, 2014;

                                                      4) Киреева Н.М. Задачи по биологии с комментариями и решениями. Волгоград: Перемена, 1998;

                                                      Для преподавателя: 1) Красновидова С.С. и др. Дидактические материалы по общей биологии 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000; 2) Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.Н. Биология: Общие закономерности: Книга для учителя. М., 1999;

                                                      Дополнительная литература:

                                                      1. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 3-е изд., испр. М: Рольф, 2001;

                                                      2. Пособие по биологии для поступающих в вузы, под ред. Лемезы Н.А. Мн.: ИП «Экспертиза», 2000;

                                                      15


                                                      © 2010-2022