• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие

Методическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие

Методическая разработка урока по теме "Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие". 8 класс.Данный урок направлен на достижение следующих целей: продолжить формирование понятия о высшей нервной деятельности (ВНД) человека, о механизмах памяти, её видах и значении; ознакомить с основами гигиены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами; формирование мотивации саморазвития обучающихся. Урок помогает сформировать представление о видах памяти, однов...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение "Городищенская средняя общеобразовательная школа №1 Городищенского района Волгоградской области"

Учитель биологии Секач Светлана Николаевна

Методическая разработка урока по теме "Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие".

Цели:

  • продолжить формирование понятия о высшей нервной деятельности (ВНД) человека, о механизмах памяти, её видах и значении;

  • ознакомить с основами гигиены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами;

  • формирование мотивации саморазвития обучающихся.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;

  • экран;

  • персональный компьютер;

  • видеофильм "Память", видеоролики "Суперфизкультминутка", "Эффективная цветотерапия";

  • памятки о правилах обращения с памятью;

  • инструкции к практической работе по теме "Исследование памяти".

Этапы урока

Ход урока

Обоснование

1. Проверка домашнего задания. Целевая установка на урок. (Терминологическая разминка по теме: «ВНД» (фронтальный опрос) работа учащегося у доски по заданию учителя)

Просмотр видеоролика "Эффективная цветотерапия" (1 мин. 40 сек.)

- на прошлом уроке мы говорили об эмоциях. Что такое "эмоции"?

- какие эмоциональные состояния вызвал у вас этот ролик?

- "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" - о каком отличии ВНД человека от животных говорится в этом выражении?

- какие ещё особенности ВНД человека вы можете назвать?

2.Актуализация знаний

Беседа:

1. Какие ассоциации возникают у вас с Днем рождения, Новым годом?
2. Вспомните запах мандаринов, свежей хвои, шоколада. Что вы испытываете при этом?
3. Что позволяет держать перед глазами представленные картинки, запахи, эмоции?
4. Попробуйте сформулировать, что такое память?

Позволяет ввести обучающихся в тему урока, активизировать, формирует познавательный интерес к теме урока.

3. Изучение нового материала

Работа с учебником стр.225
Рассмотрение определения данного в учебнике: "Память - это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования".

Учитель предлагает учащимся ещё 2 определения памяти, из которых они выбирают одно и записывают в тетрадь:

1. Память - это отражение прошлого опыта.

2. Память - психический процесс, заключающийся в фиксации, сохранении и воспроизведении прошлых впечатлений, опыта и другой информации.

Просмотр видеофильма "Память".

Учитель: мы не просто смотрим фильм, но и думаем над вопросами к нему. Одна минута, чтобы ознакомиться с вопросами.

Позволяет обучающимся сравнить свои представления с научно обоснованным определением.

Беседа:
1. Представьте, что вы лишены памяти и все, что происходит с вами, тут же забывается? Какие особенности нашей жизни без памяти можно отметить?
2. Сделайте вывод о значении памяти.

Вывод 1: Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствие памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта.

Беседа (по вопросам к фильму):

1. Назовите виды памяти в соответствии с анализаторами, через которые информация поступает к вам в кору больших полушарий (слуховая, зрительная, кинестетическая).

2. Какие ещё анализаторы вам известны?

3. Как вы думаете, может ли быть вкусовая, обонятельная, осязательная память?

4. Назовите этапы формирования памяти

(- мгновенная, ограничена следами в пределах анализатора;

- кратковременная, нестойкая: минуты, часы;

- долговременная, информация может храниться всю жизнь ).

5. Что представляет собой память с биологической точки зрения?

6. Каковы физиологические основы памяти?

Анализ схемы "Виды памяти"
(схема демонстрируется на слайде и заносится в тетрадь).

Преобладание одного из видов памяти не является преимуществом. Для лучшего запоминания важны все каналы восприятия информации: зрительный, слуховой, вкусовой, осязательный, обонятельный, мышечный, эмоциональный. В связи с этим выделяют 3 вида памяти:

Методическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие.

Схема помогает сформировать представление о видах памяти, одновременно обобщить составляющие процессов запоминания. Схему легко усвоить.

Вывод 2: Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание.

Проверим, какие виды памяти у вас развиты лучше, а какие необходимо развивать.

Практическим путем дает возможность обучающимся ознакомиться с методами определения памяти, выявить особенности своей памяти. Позволяет поддерживать познавательный интерес.



Практическая работа "Исследование различных видов памяти"

(Исследование образной памяти: зрительной и слуховой).

1. Исследование зрительной памяти.

На заранее подготовленном раздаточном материале записан ряд произвольных слов. Задача учащихся в течение 30 секунд внимательно посмотреть на слова, попытаться запомнить, затем воспроизвести.

Слова для теста: стол, пломба, улица, небо, пенал, учитель, мама, стенд, ботинок, ложка.

Проанализировать результаты: если удалось воспроизвести менее 6 слов, память слабая и её нужно тренировать; 6-9 слов - хорошая память; более 9 - великолепный результат.

2. Исследование слуховой памяти.

Учитель называет 12 слов, прослушав, обучающиеся записывают запомнившиеся слова в тетрадь.

Слова для теста: школа, сирень, пони, очки, футбол, парта, гитара, тополь, театр, апельсин, вратарь, конфетти.

Подсчитываются и сравниваются результаты 1 и 2 исследова-ний. Если результат лучше в 1-м - преобладает зрительная память, если во 2-м - преобладает слуховая память.

Учащиеся делают выводы об эффективности своей памяти.

Вывод 3: Знание сильной стороны вашей памяти позволит при выполнении какой-либо работы сделать упор именно на неё.

Учитель: Вы установили, какой тип памяти у вас преобладает. Как вы думаете, можно ли тренировками улучшить отстающий параметр?

Чтобы хорошо обучаться память необходимо тренировать. У одного человека "от природы" процессы в мозгу протекают с большей интенсивностью, обеспечивая быстрое и длительное запоминание, другому человеку достаются гены, способные поддерживать более узкий диапазон скоростей мозговых реакций. Но в реальности эти два человека могут демонстрировать одинаковую скорость и глубину запоминания, если первый человек не заботится о развитии памяти, а второй целенаправленно упражняет свою память.

Суперфизкультминутка (1 мин. 40 сек.)

Учащиеся выполняют упражнения.

Вопросы:

1. Сколько времени было на часах на экране?

2. Что находилось в правом углу комнаты?

(Как правило, учащиеся не могут ответить на вопросы).

Учащиеся убеждаются, насколько каждому необходимо тренировать свою память

Каждому обучающемуся раздаются памятки с приемами тренировки памяти "Мнемотехнические приёмы". Обучающиеся получают возможность ознакомиться с ними дома. Занимаясь ежедневно, уже к концу года можно значительно улучшить свою память и повысить результативность обучения, а значит, добиваться успеха.

Обучающиеся получают возможность ознакомиться с мнемотехничес-кими приемами.

Анализ схемы "Виды запоминания"
(схема демонстрируется на слайде)

Методическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие.

Вывод 4: Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

Развитие памяти. Сообщение учащегося.

Причины нарушения памяти в молодом возрасте. Сообщение учащегося.







Обобщение

Связь изучаемо-го материала с индивидуальными особенно-стями каждого обучающегося.

1. Проверим вашу память. Кто, не заглядывая в учебник, вспомнит, что такое память.

2. Какими особенностями памяти отличаются люди друг от друга?

Выводы по уроку:

1. Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствии памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта. 2. Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание. 3. Память можно и нужно тренировать. Это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.

4. Рефлексия

Вопросы для рефлексии. (слайд 17

1) Что нового о себе вы сегодня узнали?
2) Имеют ли ценность для вас полученные знания?
3) Как в дальнейшем будете распоряжаться полученной на уроке информацией?

Способствует осмыслению изученного материала, нацеливает на перспективу применения полученных знаний

5. Домашнее задание

Написать и обосновать памятку "Гигиена памяти", п.60.

Используемая литература

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология: 8 класс - М.: Вентана- Граф, 2013 г.

  2. Ресурсы Интернета.

© 2010-2022