- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс Экология растений
Элективный курс Экология растений
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Игошин М.Ю. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Экология растений», 6 класс
на 34 часа
учителя биологии и химии
ИГОШИНА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план
3. Содержание курса
4. Календарно-тематическое поурочное планирование.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
6. Литература, электронное сопровождение.
7. Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Экология растений» для
учащихся 6 класса составлена на основе программы для ОУ, 1-11 класс под
редакцией С.И. Беляниной и Ю.И. Буланого 2007г.
Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:
- преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика,
химия и др.);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям
развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на
формирование общих учебных умений, обобщѐнных способов учебной,
познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания,
умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач
данного курса.
Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и
экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить
«главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на
принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в
совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и
улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья
населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и
навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать
природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести
наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространѐнные
организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему
лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-
исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления,
воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учѐбе, умения
ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках
ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости
любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических
проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному
участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и
деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей
среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному
оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе
на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ,
планирования и реализации ученических исследований и проектов
(компетентность социального взаимодействия.
Данный курс включает как теоретические занятия, так и выполнение
практических работ. Занятия сопровождаются систематическим контролем
знаний учащихся путѐм устного опроса, выполнения письменных заданий.
На реализацию курса согласно базисному плану школы выделено 34
учебных часов (из расчѐта 1 часв неделю).
Тематический план
№
тема
Кол-во часов
всего
Пр. работ
экскурсиий
1
Введение
1
2
Явления в живых организмах
7
3
1
3
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей
среды
1
4
Как питаются живые организмы
4
2
5
Дыхание и обмен веществ
2
6
Многообразие живого мира
6
7
Среда обитания. Факторы среды
5
1
8
Природное сообщество
5
9
Человек и природа
1
10
Итоговый контроль знаний
1
11
Итоговое занятие
1
итого
34
5
2
Программа по экологии 6 класс
Введение (1 ч)
Многообразие явлений и процессов в природе
Тема 1. Явления в живых организмах (7ч.)
Живые организмы. Прибор, открывающий тайны. Как идѐт жизнь на Земле. Как
размножаются живые организмы. Могут ли переселяться растения, если они не
передвигаются. Почему всем хватает места на Земле
л/р № 1. Устройство микроскопа.
л/р № 2. Рассматривание под микроскопом пузырьков и плесени.
л/р № 3. Изучение строения семени фасоли
Экскурсия № 1.
Осенние явления в жизни живых организмов: распространение плодов и семян
Контроль знаний
Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей
среды (1 ч.)
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.
Тема 3. Как питаются живые организмы (4 ч.)
Как питаются разные животные. Как питается растение. Только ли лист кормит
растение. Как питаются паразиты.
л/р № 4. Рассматривание под микроскопом клеток зелѐного листа
л/р № 5. Рассматривание корней растений
Тема 4. Дыхание и обмен веществ (2 ч.)
Можно ли жить и не дышать. Возвращают ли живые организмы вещества в
окружающую среду
Контроль знаний
Тема 5. Многообразие живого мира (6 ч.)
Деление живых организмов на группы. Царства живой природы. Растения.
Царства живой природы. Грибы. Царства живой природы. Животные. Царства
живой природы. Бактерии. Вирусы
Контроль знаний
Тема 6. Среда обитания. Факторы среды (5 ч.)
Среда обитания. Факторы среды. Кто живет в воде. Обитатели суши Кто живѐт в
почве. Организм как среда обитания
Контроль знаний
Тема 7. Природное сообщество (5 ч.)
Природное сообщество. Экосистема
Как живут организмы в природном сообществе
Экскурсия № 2. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.
Контроль знаний
8. Человек и природа (1 ч.)
Человек - часть живой природы
Влияние человека на биосферу
Итоговый контроль знаний (1ч.)
Итоговое занятие (1ч.)
ИТОГО: 34ч
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол во часов
Практические работы
Дата
1
Многообразие явлений и процессов в природе
1
2
Живые организмы.
1
3
Прибор, открывающий тайны.
1
л/р № 1. Устройство микроскопа
4
Как идѐт жизнь на Земле.
1
5
Как размножаются живые организмы
1
л/р №2 Рассматривание под микроскопом пузырьков и плесени
6
Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются
1
л/р № 3. Изучение
строения семени фасоли
7
Почему всем хватает места на Земле
1
Экскурсия № 1.
Осенние явления в жизни живых организмов: распространение плодов и семян.
8
Контроль знаний
1
9
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.
1
10
Как питаются разные животные.
1
л/р № 4. Рассматривание под микроскопом клеток зелѐного листа
11
Как питается растение.
1
12
Только ли лист кормит
растение.
1
л/р № 5. Рассматривание корней растений
13
Как питаются паразиты
1
14
Можно ли жить и не дышать. Возвращают ли живые организмы вещества в
окружающую среду
1
15
Контроль знаний
1
16
Деление живых организмов на группы.
.
1
17
Царства живой природы. Растения.
1
18
Царства живой природы. Грибы.
1
19
Царства живой природы. Животные
1
20
Царства
живой природы. Бактерии. Вирусы
1
21
Контроль знаний
1
22
Среда обитания. Факторы среды.
1
23
Кто живет в воде. Обитатели суши
1
24
Кто живѐт в
почве
1
25
Организм как среда обитания
1
26
Контроль знаний
1
27
Природное сообщество.
1
28
Экосистема
1
29
Как живут организмы в природном сообществе
1
30
Как живут организмы в природном сообществе
1
Экскурсия № 2. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.
31
Контроль знаний
1
32
Человек - часть живой природы.
Влияние человека на биосферу.
1
33
Итоговый контроль
1
34
Итоговое занятие
1
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень:
- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших
классификациях;
- основные признаки биологических явлений;
- среды обитания живых организмов;
- устройство простейших увеличительных приборов;
- характерные признаки организмов разных царств органического мира;
- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;
- правила поведения в природных сообществах.
Продвинутый уровень:
- иметь представление о разнообразии живых организмов своей местности,
особенностях их питания и размножения;
- иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на
жизнь живых организмов;
- иметь представления о неклеточных формах жизни;
- иметь представления о способах размножения живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень:
- наблюдать за биологическими явлениями;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- узнавать наиболее распространѐнные растения и животных своей местности;
- приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям
среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать личные наблюдения;
- объяснять влияние природных явлений на живой организм;
- описывать результаты наблюдений;
- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными
приборами;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;
- выполнять инструкции правил безопасности.
Продвинутый уровень:
- составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы;
- собирать коллекции природных объектов;
- характеризовать взаимодействие человека и природы;
- оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за
жизнью природы;
- работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний.
Литература, электронное сопровождение.
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В.
Акифьева. -Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
2. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение», 5 класс. - М.: «Вентана-
Граф», 2009. -224 с.
3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. -
М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 256 с.
4. Соболева Л.А. Природоведение. 5 класс. 1,2 ч.: Тетрадь с печатной
основой. - Саратов: «Лицей», 2001.-64 с.
Литература для учащихся
1. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. - М.:
ООО «Издательство АСТ», 1997. - 430 с.
Учебные фильмы:
Экологическая группа «КЕДР», студия съѐмки и монтажа kosmos - фильмы
«Проблемы человечества»
Приложение 1
Основные понятия курса
Глава Основные понятия
Введение Живые организмы. Признаки жизни. Клетка -
единица строения и размножения живых организмов.
Явления в живых Биология - наука о живых организмах.
организмах Размножение: половое и бесполое. Половые клетки:
яйцеклетка, сперматозоид. Семена.
Взаимодействие живых Экология - наука о взаимосвязи живых организма с
организмов с условиями окружающей средой. Среда обитания. Хищник.
окружающей среды Паразит. Взаимозависимость живых организмов.
Хлорофилл. Органическое вещество.
Как питаются живые Пища - источник энергии. Солнце - источник
организмы энергии. Растения - созидатели органического
вещества. Животные и человек - потребители
органического вещества. Цепи питания. Вода -
растворитель. Нитраты.
Многообразие живого мира Систематика. Систематические единицы: вид,
царство. Царства органического мира: бактерии,
растения, животные, грибы, вирусы. Человек
разумный.
Среда обитания. Факторы Среда обитания: наземно-воздушная, водная,
среды почвенная, другой организм. Характеристика
различных сред обитания. Экологические факторы:
вода, воздух, температура, почва, живые организмы.
Природное сообщество Сообщество. Экосистема. Приспособленность к
совместному обитанию.
Человек и природа Человечество. Биосфера
Приложение 2
Темы проектов
1. «Удивительный мир живых организмов»
3. «Планета снеговиков»
2. «Мусорный ветер»