Мастер-класс Современный этап эволюции человека

Всё современное человечество принадлежит к единому полиморфному виду – Homo sapiens. Это единство человечества основано на общности происхождения, социально-психического развития, на неограниченной способности к скрещиванию людей даже очень различных рас, а также на практически одинаковом уровне общего физического и умственного развития представителей всех рас. Общеизвестны три главных расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился. Можно сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков, практически нет “чистых” рас.Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас. Не существуют «высшие» и «низшие» расы – человечество едино.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Хомутниковская

средняя общеобразовательная школа»


Учитель биологии и химии


Мухлаева Эльвира Ивановна

Мастер - класс

Современный этап эволюции человека




Цель: на базе программного материала по биологии, географии, истории, философии продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма.

Оборудование: рисунки, иллюстрирующие расы, мультимедиа

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

План урока:

1. Введение.

2. Основные расы человека. Доказательства единства рас.

3. Возникновение человеческих рас и механизм расогенеза.

4. Ложная теория расизма.

5. Заключение. Выводы.

Ход урока

Эпиграф к уроку: "…народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся…"

А.С. Пушкин

1. Актуализация знаний.

Слайд 1. Портреты представителей человеческих рас.

Какие ассоциации у вас возникают при рассматривании этих портретов?

Как вы думаете какие проблемы мы затронем сегодня на уроке?

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о человеческих расах.

Слайд 2. Тема урока, цели урока.

Что вы понимаете под понятием «раса»?

Слайд 3. Определение понятия «раса».

2. Всё современное человечество принадлежит к единому полиморфному виду - Homo sapiens.

Это единство человечества основано на общности происхождения, социально-психического развития, на неограниченной способности к скрещиванию людей даже очень различных рас, а также на практически одинаковом уровне общего физического и умственного развития представителей всех рас.

Общеизвестны три главных расы: европеоидная, монголоидная, негроидная.

Самостоятельная работа в группах (3 группы).

Внимательно рассмотрев портреты людей, принадлежащих к разным расам, выявите морфологические признаки каждой расы.

Слайд 4. Характеристика больших человеческих рас.

Обсуждение и формулирование выводов.

В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.

3. Возникновение рас и механизм расогенеза.

Известно, что существуют два основных механизма изменения генного состава популяций - естественный отбор и генетико-автоматические процессы (дрейф генов).

Тёмный цвет кожи оказывается приспособлением к солнечному облучению; тёмная кожа менее повреждается лучами солнца, так как слой меланина в коже препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в глубь кожи и предохраняет её от ожогов. Подобная защитная окраска сопровождается общей более совершенной способностью к терморегуляции (особенно после перегрева) темнокожих рас. Курчавые волосы на голове негра создают как бы плотную войлочную шапку, надёжно защищающую голову от палящих лучей солнца (в самих волосах негров находится больше воздухоносных полостей, чем в волосах монголоидов, что ещё более увеличивает термоизоляционные свойства волос).

Отложение жировой клетчатки на лице у детей монголоидов могло в прошлом иметь приспособительное значение как адаптация против обмерзания в условиях холодных континентальных зим. Узость глазной щели, складка века, эпикантус, характерные для монголоидов, также могут иметь приспособительный характер как особенности, помогающие предохранять глаз от ветра, пыли, отражённого от снегов солнечного света.

На каких материках живут в основном европеоиды, негроиды и монголоиды?

Коренными жителями каких материков являются европеоиды, негроиды и монголоиды?

Слайд 5. Карта мира.

К какой расе относится калмыцкий народ?

Каким образом калмыцкий народ оказался на территории Европы?

Слайд 6. Карта переселения.

Какие события спровоцировали массовое переселение калмыков?

Почему ойраты получили название «калмыки»?

Слайд 7. Фотография пожилого калмыка.

В настоящее время калмыки обладают ли характерными монголоидными признаками?

Несмотря на ассимиляцию народов, влияния разных культур, репрессии - калмыки сохранили свои культурные ценности, язык, обычаи, традиции.

Между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился. Можно сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков, практически нет "чистых" рас. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас. Не существуют «высшие» и «низшие» расы - человечество едино.

Калмыки - это народ, которому дана способность дружить, гостеприимно встречать гостей, быть верным слову.400 лет назад он добровольно вошел в состав Российской державы и верой и правдой служит ей.

Когда, по словам Пушкина "…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…"; все человечество через несколько сотен поколений сольётся в единую всепланетную расу.

В заключении я хочу процитировать слова Г.Прозрителева «…с верой в свои силы и надеждой на поддержку русского народа калмык не сойдет бесследно с исторической сцены.»



















Использованная литература:

1. Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. - М., 1993.

2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М., 1981.

3. Соколова Н.П. Биология. - М., 1987.





© 2010-2022