- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование 10-11 класс
Календарно-тематическое планирование 10-11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калашникова С.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно- тематическое планирование (10 класс)
№пп
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требование к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
Дата проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
По программе
Фактически
1(1)
Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
1
Биология, жизнь. Методы биологии, свойства живого, уровни организации, понятия темы
Знать: сущность понятия «жизнь»; отличие живого от неживого; уровни организации живой материи; сущность классификации живых организмов.
Уметь: вычленять критерии живого при изучении природных объектов; определять уровни организации жизни в окружающей живой природе
2(2)
История представлений о возникновении жизни.
1
Древние философы о возникновении жизни. Работы Л. Пастера. Материалистические теории происхождения жизни
Знать: различные взгляды на возникновение жизни на Земле; понятие «абиогенеза»; роль эксперимента в развитии научных противоречий; абиогенное возникновение органических молекул и дальнейшие процессы, приведшие к появлению первых примитивных существ на Земле.
Уметь: характеризовать и объяснять различные представления о возникновении жизни на Земле
Анализировать и оценивать: различные гипотезы о возникновении жизни
3(3)
Образование планетных систем. Коацерватная теория происхождения протобионтов.
1
Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Теория Опарина
Знать: Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Уметь характеризовать - Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.
4(4)
Начальные этапы биологической эволюции
1
Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Знать: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Уметь выделять: Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
5(5)
Обобщающий урок по теме «Возникновение жизни на Земле»
1
1(6)
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
1
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ.
Знать: роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки.
Уметь: логически мыслить, анализировать, делать выводы
2(7)
Биологические полимеры - белки, их функции Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи»
1
Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства
Знать: особенности строения белка; ферменты - биологические катализаторы; свойства белков.
Уметь: объяснять строение и свойства белков; механизмы взаимодействия белков - катализаторов с молекулами органических и неорганических веществ; составлять схемы и таблицы
3(8)
Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры.
1
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ.
Знать: строение и функции белков, полисахаридов, как регулярных полимеров; особенности строения белков,жиров, липидов.
Уметь: устанавливать связь между строением и функциями молекул органических веществ
4(9)
Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты
1
Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ.
Знать: особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; их роль в хранении и передаче наследственной информации; механизм этих процессов; понятие генетического кода; функции различных видов РНК.
Уметь: схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному; объяснять понятие генетического кода
5(10)
Обобщающий урок по теме «Химическая организация клетки» К\Р
1
1(11)
Анаболизм. Реакция наследственной информации - биосинтез белка
1
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке.
Знать: сущность анаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии; основной процесс анаболизма - биосинтез белка
Уметь: объяснять сущность матричных реакций
2(12)
Энергетический обмен - катаболизм
1
Клетка - единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Энергетический и пластический обмен.
Знать: сущность обмена веществ и превращения энергии.
Уметь: объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом
3(13)
Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.
1
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез
Знать: способы питания организмов; понятие о фотосинтезе - как одном из процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе.
Уметь: характеризовать фазы фотосинтезе; космическую роль зеленых растений
4(15)
Контрольная работа по теме Метаболизм.
1(16)
2(17)
Прокариотическая клетка.
Эукариотическая клетки Лабораторная работа № 2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
1
Клеточное строение организмов - основа единства органического мира. Методы изучения строения и функций клетки.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот.
Знать: представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; особенности строения клеток прокариот и эукариот.
Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы
3(18)
Клеточное ядро. Особенности строения клеток разных царств живой природы
Лабораторная работа № 3 « Сравнение строения клеток животных и растений»
Клеточная теория строения
организмов.
1
Клетка - единица строения организмов. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Хромосомы и гены.
Знать: о ядре как о важнейшем компоненте эукариотической клетки; важнейшей структуре ядра.
Уметь: объяснять функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
4(19)
Вирусы
Итоговый урок по теме «Строение и жизнедеятельность клеток» .К/Р
1
Вирусы - неклеточные формы, их открытие Д. И. Ивановским
Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.
Знать: ; особенности внутриклеточного паразитизма, вирусологию этапы создания и основные положения клеточной теории.
Уметь: объяснять механизмы обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток; применять полученные знания для доказательства материального единства органического мира; особенности внутриклеточного паразитизма, вирусологию
1 (19)
Формы размножения живых организмов. Митоз.
1
Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования.
Знать: о размножении как одном этапе индивидуального развития организмов; бесполое и половое размножение, их формы.
Уметь: характеризовать формы полового и бесполого размножения, приводить примеры.
2 (20)
Мейоз, его особенности
1
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Мейоз и оплодотворение - основа видового постоянства числа хромосом.
Знать: механизм мейотического цикла; его биологическую роль; особенности протекания каждой фазы мейоза.
Уметь: характеризовать механизм мейоза; фазы мейоза; приводить примеры.
3(21)
Эмбриональное развитие. Биогенетический закон
1
Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша.
Знать: историю учения об онтогенезе; закономерности эмбрионального развития, его цитологические основы; сущность и проявление биогенетического закона; историю открытия этого закона; значение закона для выяснения родственных связей между организмами.
Уметь: давать характеристику эмбриональному развитию организмов на основе изучения закономерностей организма и проявления эмбриональной индукции; объяснять материальное
единство живой природы
4(22)
Постэмбриональное развитие. Развитие организмов и окружающая среда
1
Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Знать: закономерности постэмбрионального развития живых организмов.
Уметь: характеризовать два типа постэмбрионального развития раскрывая их значение для сохранения видов; видеть общность различных явлений, процессов; рассматривать их с позиции общих законов биологии
5(23)
Итоговый урок по теме «Размножение и развитие организмов» К\Р
1
1(24)
Первый и второй законы Менделя. Гибридологический метод.
1
Генетика - наука о наследственности и изменчивости, свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов, генетики человека.
Знать: основные генетические понятия и термины, место каждого из них в теме; опыты Менделя; законы Менделя; полное и неполное доминирование, промежуточное наследование при неполном доминировании; закон чистоты гамет; множественный аллелизм, его значение, анализирующее скрещивание;
Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя, Моргана; решать задачи, используя генетическую символику;
2(25)
Решение задач (урок - практикум) Лабораторная работа № 4
1
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.
Знать: основные генетические понятия и термины, место каждого из них в теме;
Уметь: решать основные генетические задачи.
3(26)
Третий закон Г. Менделя - закон независимого комбинирования Анализирующее скрещивание
1
Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя - закон независимого комбинирования.
Знать: основные генетические понятия и термины, место каждого из них в теме; опыты Менделя; законы Менделя; полное и неполное доминирование, промежуточное наследование при неполном доминировании; закон чистоты гамет; множественный аллелизм, его значение, анализирующее скрещивание;
4(27)
Лабораторная работа №5 Решение задач на полигибридное скрещивание.
1
5(28)
Сцепленное наследование генов. Генетика пола
1
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Знать- локализацию генов в хромосомах; основные положения хромосомной, ее становление и развитие; сущность явления сцепленного наследования признаков - закон Моргана; основные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя, Моргана; решать задачи, используя генетическую символику; объяснять основные положения хромосомной теории; причины некоторых генетических болезней; механизм определения пола; особенности половых хромосом и аутосом
6(29)
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов
1
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Уметь- решать задачи, используя генетическую символику; объяснять основные положения хромосомной теории; причины некоторых генетических болезней; механизм определения пола; особенности половых хромосом и аутосом.
7(30)
Решение задач и составление родословной (урок -
практикум) Л\Р №6
1
1(31)
Наследственная (генотипическая) изменчивость. Классификация мутаций
1
Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма.
Знать: сущность наследственной изменчивости; формы наследственной изменчивости, причины влияния на организм; мутации и их классификацию.
Уметь: классифицировать формы изменчивости; сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявление каждой из них
2(32)
Фенотипическая изменчивость Л/Р №7 «Изучение модификационной изменчивости на примере клубней картофеля.» Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции.Л/Р №8
1
Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Причины модификационнои, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы.
Знать: сущность наследственной изменчивости; формы наследственной изменчивости, причины влияния на организм; мутации и их классификацию.
Уметь: классифицировать формы изменчивости; сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявление каждой из них
1(33)
Методы селекции растений
1
Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы
Знать: основные методы селекции - отбор и гибридизацию; понятие «сорт» и «порода».
Уметь: объяснять биологические основы методов селекции; доказывать. Что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе важных генетических закономерностей
2(34)
Селекция животных. Особенности методов селекции микроорганизмов.
1
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.
Знать: основные методы селекции - отбор и гибридизацию; понятие «сорт» и «порода».
Уметь: объяснять биологические основы методов селекции; доказывать. Что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе важных генетических закономерностей
3(35)
Итоговая контрольная работа .
1
Календарно- тематическое планирование (11 класс).
№пп
Тема урока
Количество часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся.
Домашнее задание
Дата проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
1(1)
Введение. Учение об эволюции органического мира
История представлений об эволюции живой природы.
Работы К. Линнея и Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.
1
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
2(2)
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
1
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Знать: идеи основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина; основные положения теории; понятие «искусственный отбор»
Уметь: работать с текстом и дополнительной литературой
3(3)
Учение Дарвина о естественном отборе.
1
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Знать: заслуги Дарвина в открытии принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.
4(4)
Формы борьбы за существование
1
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Знать: систему знаний о естественном отборе и его роль в эволюции.
Уметь: сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.
4(5)
Урок - обобщение «Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина
К/Р
1
1(6)
Микроэволюция. Вид . Критерии и структура Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Формы естественного отбора.
Знать: вид - как центральный компонент эволюционного процесса; различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином; понятие «популяция»
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию
2(7)
Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Факторы микроэволюции.
1
Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Совреме е представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузена)
Знать: эволюционную роль мутаций; сущность генетических процессов в популяциях и их результаты.
Уметь: искать новую информацию, работать с текстом; самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию
3(8)
Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора. Лабораторная работа № 2 «Приспособленность организмов к среде обитания »
1
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Формы приспособленности. Относительный характер приспособленности организмов
Знать: разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.
Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
4(9)
Видообразование как результат микроэволюции. К/Р
1
Мутации, дрейф генов, изоляция, популяционные волны, способы видообразования: географическое и экологическое.
Знать: признаки понятия микроэволюция; процессы видообразования на примерах аллотропического и симпатрического видообразования.
Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения
1(10)
Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции)
1
Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса
Знать: понятия «идиоадаптация», «дегенерация».
Уметь: приводить примеры идиоадаптации и дегенерации
2(11)
Главные направления прогрессивной эволюции Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптации у насекомых»
1
Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Знать: результаты эволюции; закономерности эволюционного процесса.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию
3(12)
Обобщающий урок по теме «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция»
К/Р
1
1(13)
«Развитие жизни на Земле»
Архейская эра. Протерозойская эра.
1
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление тех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений
Знать: главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения
2(14)
Выход растений и животных на сушу на протяжении палеозойской эры.
1
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники,
Знать: главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения
3(15)
Мезозойская эра.
1
Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Знать: главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения
4(16)
Кайнозойская эра.
1
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов.
5(17)
Семинар на тему «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли» К/Р
1
6(18)
Эволюция приматов.
1
Происхождение человека.Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира.
Знать: место человека в системе животных организмов.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию .
7(19)
Стадии эволюции человека.
1
Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Знать: место человека в системе животных организмов; движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человека
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию
8(20)
Гипотезы о происхождении человека. Факторы антропогенеза
1
Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.
Знать: роль труда в происхождении человека и развитии современного человека; единство и взаимосвязь человека и среды.
Уметь: сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия
9(21)
Расы
1
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа.
Знать: роль труда в происхождении человека и развитии современного человека; единство и взаимосвязь человека и среды.
Уметь: сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия
10(22)
Обобщение знаний по теме «Проблемы происхождения человека» Подготовка к ЕГЭ, тестирование
1
1(23)
Биосфера, ее структура. Живое вещество.Функции живого вещества биосферы.
1
Биосфера - глобальная экосистема. Круговорот веществ в экосистемах
Знать: границы биосферы; учение Вернадского о биосфере
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
2(24)
Семинарское занятие « Круговорот веществ природы»
1
Саморегуляция в экосистеме. Развитие экосистем, их смена. Биологическое разнообразие - основа устойчивого развития экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия Биосфера -
Знать: взаимосвязь живого и неживого; примеры круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора.
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
3(25)
Итоговый урок по теме «Биосфера, ее структура и функции» К\Р живая оболочка
1
1(26)
Экология. Биогеоценозы
1
Экосистема, ее структура. Разнообразие экосистем. Создание В. Н. Сукачевым учения о биогеоценозе.
Знать: основные характеристики биомов; понятие «экологическая система»; структуру и компоненты биоценоза
Уметь: самостоятельно работать, составлять характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей
2(27)
Абиотические факторы среды.
Ограничивающий фактор среды.
1
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.
Знать: взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат проявления его действия.
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
3(28)
Биотические факторы среды. Цепи питания.
1
Популяция - основная единица биогеоценоза.
роль организмов - продуцентов, консументов и редуцентов органического вещества в них. Пищевые связи - основа цепей и сетей питания, их звенья. Роль растений как начального звена в цепях питания.
Знать: биоценоз - как целостную систему; факторы, определяющие естественную смену биоценозов; саморегуляцию экосистем.
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
4(29)
Правила экологических пирамид. Смена биогеоценозов
.Л/Р№4«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
1
. Пищевые связи - основа цепей и сетей питания, их звенья. Роль растений как начального звена в цепях питания. Правила экологической пирамиды.
Знать: биотические факторы среды; сущность позитивных отношений между организмами
Уметь: различать проявление
5(30)
Взаимоотношения между организмами.
Л\Р №5
«Решение экологических задач»
1
Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов - основа целостности экосистем. Колебания численности популяций, их причины.
Знать: биотические факторы среды; сущность позитивных отношений между организмами
Уметь: различать проявление разных форм симбиоза
6(31)
Обобщение знаний по теме: «Жизнь в сообществах. Основы экологии»Работа с КИМами
1
1(32)
Биосфера и человек.
Ноосфера
1
Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере
Знать: роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы; ценность и необходимость природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле; различные последствия хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
2(33)
Семинарское занятие «Антропогенные влияния на природу» Бионика.
1
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе).
Знать: необходимость рационального природопользования, как путь сохранения экологического равновесия в биосфере.
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
3(34)
Обобщение на тему «Биосфера и человек. Ноосфера» Контрольная работа.
1