Урок: Разнообразие и значение плодов

Тема: Разнообразие и значение плодов. Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов. Задачи: Образовательная: - сформировать представление о плоде как важном генеративном органе                покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с    многообразием плодов, учить распознавать плоды; Развивающая: - развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; Воспитательная: - продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде. Тип урока: изучение нового материала. Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 27.11.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Тема: Разнообразие и значение плодов.

Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;

Развивающая:

- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;

Воспитательная:

- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.

Оборудование: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии различных растений, коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы, компьютер, интерактивная доска, информационный носитель.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

  1. Проверка домашнего задания.


  1. Работа по карточкам.

Вариант 1

1.Нарисуйте соцветия сложный колос и зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями.

2.Почему соцветие головка так называется?

3.Сравни соцветия кисть и колос.

Вариант 2

1.Нарисуйте соцветия щиток и сложный зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями.

2.Почему соцветие корзинка так называется?

3.Сравни соцветия початок и колос.

ОУрок: Разнообразие и значение плодов.пределите тип и название соцветия.

Урок: Разнообразие и значение плодов.Урок: Разнообразие и значение плодов.

Урок: Разнообразие и значение плодов.

1 3 5

Урок: Разнообразие и значение плодов.Урок: Разнообразие и значение плодов.


2 4 6


  1. Фронтальный опрос.

- Что называют соцветием?

- Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия?

- Какова основная биологическая роль соцветий?

- Какие соцветия называют простыми?

- Приведите примеры простых соцветий.

- Какие соцветия называют сложными?

- Приведите примеры сложных соцветий.


  1. Изучение нового материала.

Загадка:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал -

На землю пал. (Плод)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?»

1. Решение проблемной ситуации.

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан - это почка.

2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития - образование плода.

Плод - это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода - защита и распространение семян (слайд №1).

Плод состоит из семян и околоплодника (слайд №2). Основная функция околоплодника - защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.

В природе существует огромное разнообразие плодов

(Демонстрация изображения и коллекции плодов различных растений.)

Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.

Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным (слайд №3).

У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие (слайд №4).

- По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды (слайд №5).

- От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)

Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи.

- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)

Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.

- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.

- Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.) (слайд №6).

Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.

Физкультминутка.

  1. Продолжение рассказа.

Ягодовидные плоды - сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян (слайд №7).

Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса (слайд №8.

Яблоко - в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.

Тыквина - семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.

Померанец - ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.

Костянковидные: Костянка - это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника - косточкой, внутри которой находится одно семя.

Многокостянка - на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке (слайд №9).

Ореховидные плоды - это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №10).

Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.

Желудь - Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.

Семянка - Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Зерновка - Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Крылатка - плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.

Многоорешек (фрага) - с разрошимся при созревании мясистым цветоложем.

Коробочковидные плоды - это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №11).

Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.

Стручок - Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.

Коробочки - Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.


  1. Закрепление.

Первичное закрепление. Лабораторная работа. «Плоды цветковых растений»

(работа по инструктивным картам)

Вторичное закрепление

  1. По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные?

  2. Что такое соплодием?

  3. Какова роль плодов в жизни растений?

  4. Познавательная задача. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответ на вопрос: Можно ли их назвать плодами?

V. Подведение итогов.

Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него. Вопрос: На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?

  • Плоды образуются на месте цветка.

  • Внутри плодов находятся семена.

Оценки.

Рефлексия.

-У вас на партах лежат смайлики, но они без улыбочки, возьмите и дорисуйте им улыбку. Прикрепите их на доску.

Домашнее задание. Читать параграф 30, заполнить таблицу.

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный


















Самоанализ

Дата: 27.11.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Тема: Разнообразие и значение плодов.

Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;

Развивающая:

- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;

Воспитательная:

- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.

Урок проводился в 6А классе, согласно списочного состава, присутствовало 22 человека.

Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.

На первом этапе урока был проведен организационный момент, проверена готовность класса к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания, осуществлялась при помощи карточек в двух вариантах. Помимо ответов на вопросы включено задание зарисовать соцветия.

На этапе актуализации знаний, ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом. В ходе беседы видно, что дети владеют предложенным содержанием, активно отвечают на вопросы.

Дана проблемная ситуация, задан вопрос «Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?» Ответы индивидуальные, высказывают свое предположение. Думаю, что такая форма обсуждения как побуждающий диалог, на данном этапе актуален. В ходе диалога, дети самостоятельно объясняют, где и почему возникло затруднение в данном вопросе.

Большая часть детей справились с самостоятельной работой, успешно выполнили лабораторную, самостоятельно сделали выводы. Учащимся, которые не справились с самостоятельной работой, было проведено разъяснение.

Все задачи, поставленные на уроки были выполнены, цель реализована. Подведены итоги, все учащиеся получили оценки.


© 2010-2022