- Преподавателю
- Биология
- Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии
Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кириченко И.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся
на уроках биологии
руководитель Гор.МО биологии, г Костанай - Кириченко И.Г.
Критерии оценивания:
-
Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
-
«5» - выполнил все задания правильно;
-
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
-
«3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
-
«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину.
-
Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) и др.
-
умение распределить работу в команде;
-
умение выслушать друг друга;
-
согласованность действий;
-
правильность и полнота выступлений.
-
Активность
-
Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
-
полноту раскрытия темы;
-
все ли задания выполнены;
-
наличие рисунков и схем (при необходимости);
-
аккуратность исполнения.
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы.
-
Самостоятельная работа - проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.
Критерии оценивания устных ответов по биологии у учащихся 8-11 классов:
Критерии оценки ответа учащегося 8 класса:
Оценка «5» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, отсутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования подтверждены
конкретными сопутствующими примерами;
- отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик самостоятельно умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ не требует наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «4» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, присутствуют несущественные ошибки или одна
существенная.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования недостаточно
подтверждены конкретными сопутствующими примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует незначительных наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «3» ставится
Если:
- ответ неполный, неконкретный, присутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены
конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует значительных наводящих вопросов;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Оценка «2» ставится
Если:
- в ответе присутствуют существенные ошибки, непонимание программного материала,
отсутствует ответ на конкретный вопрос.
- отсутствуют в ответе теоретические положения, утверждения, правила, методы
исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или
недостаточно подтверждены примерами;
- не отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- отсутствует устный ответ даже с наводящими вопросами;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Предметные результаты уровня подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся 8 класса должны знать:
1) особенности строения человеческого организма;
2) гигиенические требования для сохранения здоровья;
3) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и
здоровье человека;
4) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
5) факторы риска рождения неполноценного потомства.
Учащиеся 8 класса должны уметь:
1) при подготовке к урокам использовать содержание учебника с учетом авторских
рекомендаций к нему;
2) в подготовке к уроку широко использовать рисунки, таблицы, схемы, форзац учебника;
3) пользоваться увеличительной аппаратурой при выполнении лабораторных работ;
4) соблюдать правила личной и общественной гигиены для сохранения здоровья.
Учащиеся 8 класса должны уметь обосновывать:
1) взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
2) особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
3) роль нейро-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
4) особенности высшей нервной деятельности;
5) влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда,
физкультуры и спорта на здоровье человека;
6) вредное влияние алкоголя, курения на организм человека и его потомство;
7) меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
нарушения осанки, плоскостопия;
8) роль окружающей среды в формировании личности;
9) влияние общества на формирование социальной сущности человека;
10) биологическую природу человека.
Личностные результаты уровня подготовки учащихся 8 классов
Учащиеся должны проявлять знания:
1) о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер
охраны;
2) о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов профилактики
инфекционных заболеваний;
3) о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны
Учащиеся должны проявлять умения делать выводы:
1) о единстве происхождения живой природы;
2) о родстве и единстве органического мира;
3) об усложнении животного мира.
Учащиеся должны проявлять умения навыки наблюдать:
1) результаты опытов по изучению типичных представителей Семейств животных;
2) за ростом и развитием животных в домашних условиях и в практической жизни.
Учащиеся должны проявлять способности:
1) приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
2) наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под
влиянием деятельности человека;
3) проведение простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
4) бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
5) поведения в природе;
6) профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
7) личной и общественной гигиены в период массовых заболеваний вирусными и
бактериальными заболеваниями.
Учащиеся должны проявлять способности объяснить:
1) взаимосвязь процессов обмена веществ;
2) причины неблагоприятного воздействия радиации, наркотических веществ на
наследственность человека;
3) вредное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на живые организмы;
4) значение охраны природы, окружающей среды для живых организмов;
Учащиеся должны проявлять способности приводить примеры:
1) форм изменчивости организмов;
2) приспособляемость растений и животных к среде обитания;
3) усложнения организма человека в процессе эволюции;
4) наиболее распространенных болезней человека;
5) наиболее распространенных вредных привычек человека.
Учащиеся должны проявлять способности делать выводы:
1) о клеточном строении организмов;
2) о единстве органического мира;
3) строение и функции клеток, тканей;
4) деление клеток;
5) строение и жизнедеятельность человеческого организма;
6) обмен веществ и превращение энергии;
7) роль ферментов и витаминов в организме;
8) особенности питания;
9) особенности дыхания, передвижение веществ, выделение конечных продуктов
жизнедеятельности;
10) иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
11) экологические факторы, влияющие на состояние и свойства организма.
Учащиеся должны называть:
1) общие признаки живого организма;
2) биологические и социальные факторы человека;
3) причины и результаты эволюции человека.
Учащиеся должны распознавать:
1) клетки, ткани, органы и системы органов человека;
2) типы костей и их соединений для оказания первой помощи при переломах, вывихах и
растяжений;
3) виды кровотечений для оказания первой помощи пострадавшим.:
Учащиеся должны сравнивать
1) строение и функции клеток, тканей организма человека;
2) отделы скелета, типы костей и их соединения.
Системно-деятельностные результаты уровня подготовки учащихся 8 классов
Учащиеся должны применять знания:
1) простейших методов и инструментов биологических исследований;
2) биологических объектов, приборов, инструментов;
3) правил техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и
инструментами;
4) справочных материалов, определителей, дополнительной литературы;
5) в приготовлении микропрепаратов и рассматривании их под микроскопом;
6) в проведении простейших опытов изучении жизнедеятельности животных
7) в профилактике заражения различными заболеваниями от животных;
8) в личной и общественной гигиене по уходу и общению с домашними животными;
Учащиеся должны делать выводы:
1) о клеточном строении организма человека;
2) о происхождении человека от животных.
Учащиеся должны приводить примеры:
1) вирусных и бактериальных инфекций;
2) простейших методов и инструментов биологических исследований;
3) о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа
жизни;
4) о соблюдении гигиенических норм поведения;
5) о профилактике травм и заболеваний
Учащиеся должны наблюдать:
1) результаты лабораторных работ по изучению жизнедеятельности человека;
2) за анатомо-физиологическими изменениями своего организма;
3) результаты опытов;
Учащиеся должны соблюдать правила:
1) приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом;
2) изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
3) здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
4) профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Критерии оценки ответа учащегося 9 класса:
Оценка «5» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, отсутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования подтверждены
конкретными сопутствующими примерами;
- отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик самостоятельно умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ не требует наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «4» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, присутствуют несущественные ошибки или одна
существенная.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования недостаточно
подтверждены конкретными сопутствующими примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует незначительных наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «3» ставится
Если:
- ответ неполный, неконкретный, присутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены
конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует значительных наводящих вопросов;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Оценка «2» ставится
Если:
- в ответе присутствуют существенные ошибки, непонимание программного материала,
отсутствует ответ на конкретный вопрос.
- отсутствуют в ответе теоретические положения, утверждения, правила, методы
исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или
недостаточно подтверждены примерами;
- не отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- отсутствует устный ответ даже с наводящими вопросами;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Учащиеся 9 класса должны уметь называть:
1) предмет и задачи биологии, основные методы исследования;
2) объекты изучения биологии;
3) зарубежных и отечественных ученых, внесших существенный вклад в развитие биологии, их
труды;
4) общие признаки живого;
5) объекты изучения биологии;
6) роль биологического многообразия;
7) значение охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;
8) последствия человеческой деятельности на природные экосистемы;
9) значение мутагенных факторов окружающей среды.
Учащиеся 9 класса должны уметь приводить примеры:
1) форм изменчивости организмов;
2) приспособляемость растений и животных к среде обитания.
Учащиеся 9 класса должны уметь делать выводы:
1) о клеточном строении организмов;
2) о единстве органического мира.
Личностные результаты уровня подготовки учащихся 9 классов
Учащиеся должны проявлять знания:
1) о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер
охраны;
2) о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов профилактики
инфекционных заболеваний;
3) о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны.
Учащиеся должны проявлять умения делать выводы:
1) о единстве происхождения живой природы;
2) о родстве и единстве органического мира;
3) об усложнении животного мира.
Учащиеся должны проявлять умения навыки наблюдать:
1) сезонные изменения в жизни животных;
2) результаты опытов по изучению типичных представителей Семейств животных;
3) за ростом и развитием животных в домашних условиях и в практической жизни.
Учащиеся должны проявлять способности:
1) приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
2) наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под
влиянием деятельности человека;
3) проведение простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
4) бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
5) поведения в природе;
6) проведением простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
7) бережного отношения к растительным организмам, видам, сортам культурных растений;
8) профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
9) личной и общественной гигиены в период массовых заболеваний вирусными и
бактериальными заболеваниями.
Учащиеся должны проявлять способности объяснить:
1) взаимосвязь процессов обмена веществ;
2) причины неблагоприятного воздействия радиации, наркотических веществ на
наследственность человека;
3) вредное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на живые организмы;
4) значение охраны природы, окружающей среды для живых организмов;
5) приспособляемость живых организмов к условиям существования;
6) схемы цепей питания;
7) влияние деятельности человека на природу.
Учащиеся должны проявлять способности приводить примеры:
1) форм изменчивости организмов;
2) приспособляемость растений и животных к среде обитания;
3) усложнения организма человека в процессе эволюции;
4) наиболее распространенных болезней человека;
5) наиболее распространенных вредных привычек человека.
Учащиеся должны проявлять способности делать выводы:
1) о клеточном строении организмов;
2) о единстве органического мира;
3) строение и функции клеток, тканей;
4) деление клеток;
5) строение и жизнедеятельность человеческого организма;
6) обмен веществ и превращение энергии;
7) роль ферментов и витаминов в организме;
8) особенности питания;
9) особенности дыхания, передвижение веществ, выделение конечных продуктов
жизнедеятельности;
10) иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
11) экологические факторы, влияющие на состояние и свойства организма.
Учащиеся должны называть:
1) общие признаки живого организма;
2) биологические и социальные факторы человека;
3) причины и результаты эволюции человека.
Учащиеся должны сравнивать:
1) строение и функции клеток, тканей организма человека;
2) отделы скелета, типы костей и их соединения.
Системно-деятельностные результаты уровня подготовки учащихся 9 классов.
Учащиеся должны применять знания:
1) экологические для объяснения сменяемости сообществ;
2) простейших методов и инструментов биологических исследований;
3) биологических объектов, приборов, инструментов;
4) правил техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и
инструментами;
5) справочных материалов, определителей, дополнительной литературы;
6) в приготовлении микропрепаратов и рассматривании их под микроскопом;
7) в проведении простейших опытов изучении жизнедеятельности животных;
8) бережного отношения к видам, породам домашних животных;
9) в профилактике заражения различными заболеваниями от животных;
10) в личной и общественной гигиене по уходу и общению с домашними животными;
11) о строении и жизнедеятельности растений для приемов их выращивания, мер охраны;
12) о природных сообществах для обоснования мер их охраны;
13) о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер
охраны;
14) о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов
хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
15) о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны.
Учащиеся должны делать выводы:
1) о клеточном строении растений;
2) о родстве и единстве органического мира;
3) об усложнениях растительного мира;
4) о единстве происхождения живой природы;
5) о клеточном строении организма человека;
6) о происхождении человека от животных.
Учащиеся должны приводить примеры:
1) усложнения растений в процессе эволюции;
2) природных и искусственных сообществ;
3) наиболее распространенных видов растений и сортов;
4) типичных представителей изучаемых Семейств растений;
5) наиболее распространенных видов и сортов культурных растений;
6) вирусных и бактериальных инфекций;
7) экологических знаний для объяснения сменяемости сообществ;
8) простейших методов и инструментов биологических исследований;
9) о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа
жизни;
10) о соблюдении гигиенических норм поведения;
11) о профилактике травм и заболеваний.
Учащиеся должны наблюдать:
1) результаты лабораторных работ по изучению жизнедеятельности человека;
2) за анатомо-физиологическими изменениями своего организма;
3) сезонные изменения в жизни растений;
4) результаты опытов;
5) сезонные изменения в жизни культурных растений;
6) результаты опытов по изучению типичных представителей Семейств растений;
7) за ростом и развитием растений разных систематических категорий на школьном опытном
участке и в практической жизни.
Учащиеся должны соблюдать правила:
1) приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом;
2) изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
3) здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
4) профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Критерии оценки ответа учащегося 10 класса:
Оценка «5» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, отсутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования подтверждены
конкретными сопутствующими примерами;
- отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик самостоятельно умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ не требует наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «4» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, присутствуют несущественные ошибки или одна
существенная.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования недостаточно
подтверждены конкретными сопутствующими примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует незначительных наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «3» ставится
Если:
- ответ неполный, неконкретный, присутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены
конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует значительных наводящих вопросов;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Оценка «2» ставится
Если:
- в ответе присутствуют существенные ошибки, непонимание программного материала,
отсутствует ответ на конкретный вопрос.
- отсутствуют в ответе теоретические положения, утверждения, правила, методы
исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или
недостаточно подтверждены примерами;
- не отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- отсутствует устный ответ даже с наводящими вопросами;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
По завершении 10 класса учащиеся должны знать:
1) основные уровни организации живой природы;
2) основные положения клеточной теории;
3) химический состав клетки;
4) роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, воды и других неорганических веществ в
жизни клетки и организмов;
5) строение и функции гена, генетический код;
6) строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
7) энергетический и пластический обмены, их значение, особенности пластического обмена у
растений, их космическую (планетарную) роль;
8) роль ферментов в обмене веществ;
9) хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации;
10) значение видового постоянства числа, формы и размеры хромосом;
11) митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;
12) методы генетики, особенности изучения генетики человека;
13) законы наследственности, модификационную и комбинативную изменчивость, их
причины;
14) значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции,
генетики для селекции и здравоохранения.
По завершении 10 класса учащиеся должны уметь:
1) сравнивать строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот;
2) определять митоз и мейоз;
3) распознавать способы размножения организмов;
4) сравнивать фенотипы и генотипы, гомо - и гетерозиготы;
5) определять мутационную и модификационную изменчивость организмов;
6) объяснять значение мутаций для эволюции;
7) обосновывать законы генетики для селекции.
Личностные результаты.
Учащиеся 10-11 классов должны проявлять:
1) готовность пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и
популярной литературой;
2) способности составлять развернутый план - тезисы текста, конспектировать текст;
3) способности готовить рефераты, презентации;
4) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернет;
5) умения составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника;
6) навыки соблюдения правил техники безопасности при выполнении практических и
лабораторных работ;
7) способности использовать текст учебника и других учебных пособий для составления
таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;
8) способности использовать текст учебника для работы с натуральными объектами;
9) способности давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Системно-деятельностные результаты.
Учащиеся 10-11 классов должны применять;
1) знания клеточной теории для доказательства единства органического мира;
2) генетическую терминологию и символику при составлении схем скрещивания, решения
задач на обмен веществ и превращение энергии, генетических задач, задач по молекулярной
биологии;
3) навыки использования предметных и именных указателей при работе с научной и
популярной литературой;
4) навыки составления развернутого плана - тезисов текста, конспектирования текста; готовить
рефераты, презентации;
5) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернета;
6) навыки составления схем, таблиц на основе работы с текстом учебника.
Критерии оценки ответа учащегося 11 класса:
Оценка «5» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, отсутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования подтверждены
конкретными сопутствующими примерами;
- отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик самостоятельно умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ не требует наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «4» ставится
Если:
- ответ правильный, конкретный, полный, присутствуют несущественные ошибки или одна
существенная.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования недостаточно
подтверждены конкретными сопутствующими примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует незначительных наводящих вопросов;
- умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических
работ, экскурсий.
Оценка «3» ставится
Если:
- ответ неполный, неконкретный, присутствуют существенные ошибки.
- теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены
конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;
- недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- устный ответ требует значительных наводящих вопросов;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
Оценка «2» ставится
Если:
- в ответе присутствуют существенные ошибки, непонимание программного материала,
отсутствует ответ на конкретный вопрос.
- отсутствуют в ответе теоретические положения, утверждения, правила, методы
исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или
недостаточно подтверждены примерами;
- не отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;
- ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;
- отсутствует устный ответ даже с наводящими вопросами;
- не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и
практических работ, экскурсий.
По завершении 11 класса учащиеся должны знать:
1) представления об эволюции живой природы;
2) предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина;
3) учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах;
4) формы борьбы за существование;
5) эволюционную роль мутаций;
6) формы естественного отбора;
7) современные представления о видообразовании;
8) главные направления эволюционного процесса;
9) пути достижения биологического прогресса;
10) основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм;
11) развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую,
кайнозойскую эры;
12) свойства человека как биологического вида;
13) свойства человека как биосоциального существа;
14) антинаучную сущность «социального дарвинизма»;
15) взаимоотношения организма и среды;
16) структуру биосферы и ее компоненты;
17) абиотические, биотические и антропогенные факторы среды;
18) интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор;
19) формы взаимоотношений между организмами;
20) воздействие антропогенных факторов на биоценозы;
21) меры по образованию экологических комплексов.
По завершении 11 класса учащиеся должны уметь:
1) объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как
естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;
2) на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины
возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям
окружающей среды;
3) выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в
экологических системах;
4) практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и
сельском хозяйстве;
5) анализировать видовой состав биоценозов;
6) выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
7) характеризовать пищевые сети в конкретных условиях;
8) правильно применять экологические знания для организации лесоводства, рыболовства и
так далее;
9) применять знания и законы для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды
и рационального природопользования;
10) соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических и лабораторных
работ.
Личностные результаты.
Учащиеся 10-11 классов должны проявлять:
1) готовность пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и
популярной литературой;
2) способности составлять развернутый план - тезисы текста, конспектировать текст;
3) способности готовить рефераты, презентации;
4) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернет;
5) умения составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника;
6) навыки соблюдения правил техники безопасности при выполнении практических и
лабораторных работ;
7) способности использовать текст учебника и других учебных пособий для составления
таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;
8) способности использовать текст учебника для работы с натуральными объектами;
9) способности давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Системно-деятельностные результаты.
Учащиеся 10-11 классов должны применять;
1) знания клеточной теории для доказательства единства органического мира;
2) генетическую терминологию и символику при составлении схем скрещивания, решения
задач на обмен веществ и превращение энергии, генетических задач, задач по молекулярной
биологии;
3) навыки использования предметных и именных указателей при работе с научной и
популярной литературой;
4) навыки составления развернутого плана - тезисов текста, конспектирования текста; готовить
рефераты, презентации;
5) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернета;
6) навыки составления схем, таблиц на основе работы с текстом учебника.
Возможен и такой более детальный уровень оценок.
Оценка
Уровень
Учащиеся должны:
«5»
Высокий
Уметь:
Иметь:
Средний
Уметь:
Иметь:
Низкий
Уметь:
Иметь:
«4»
Высокий
Уметь:
Иметь:
Средний
Уметь:
Иметь:
Низкий
Уметь:
Иметь:
«3»
Высокий
Уметь:
Иметь:
Средний
Уметь:
Иметь:
Низкий
Уметь:
Иметь:
«2»